[<10>] ====== Толкования на Иак. 1:3 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== Ст. 3-4 **зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка** Когда взыдут на тебя искушения, говорит, пусть добродетельные дела не становятся у тебя ущербленными, но вместе с терпением пусть прибавится тебе и совершенство добродетели. Поскольку же чрез то, что не зависит от воли человека, взятое само по себе, не усовершенствуется человек, но необходимо, чтобы с этим было сопряжено и то, что зависит от его воли, как то: благоразумие, праведность, любовь к Богу и к ближним и проявления этой любви, – потому что и это нам необходимо для совершенства, – то посему в своем Послании к нам этот божественный Апостол, присовокупляет: **«Терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецели, ни в чем лишени»**, говоря это прямо, как если бы говорил: если желаете веру вашу в Бога явить совершенной, то не только доблестно переносите приходящие со вне невзгоды, но и сами от себя делайте богоугодные дела, хотя бы они и были связаны с большими трудом; потому что когда деятельность идет рука об руку со страданием по причине добра, они человека делают совершенным о Бозе. **//Омилия 32, его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею.//** ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение** Здесь, брат Господень с ясностью показывает, какую пользу и приобретение душевное ходатайствуют искушения, для тех Христиан, которые их переносят мужественно, безропотно и с благодарением. Как те, которые приходят по попущению и испытанию, исключительно от Бога для венцов и похвал искушаемым, как это было с Авраамом и Иовом, так и те, которые по иному попущению постигают нас, по причине наших грехов, как епитимия для исправления. Говорит далее, что вера испытуемых, от таковых искушений становится искусной, иными словами испытанной, рассудительной и чистой. Это испытанное, рассудительное и чистое по Икумению, показывает и Давидово «//сребро разженно, искушенно земли//» [[old:ps:011:07|(Пс. 11:7)]]; с одной стороны это испытание веры приводит к терпению, с другой же в обратном порядке и терпение приводит к испытанной вере. Также говорит вышеупомянутый Икумений: «сия чистая вера испытывается, терпением и твёрдостью находящих искушений усовершаемая. Истинное дело для верного, с долготерпением и благодарностью принимать сии натиски, как поступал и Иов со всяким благодарением». Об этих испытаниях написал и Соломон «//якоже искушается в пещи сребро и злато, тако избранная сердца у Господа//» [[old:pr:17:03|(Притч. 17:3)]]. Так испытания для верных христиан с благодарностью и терпением искушений, становятся как Меенгийский и Лидийский камень. И апостол Павел почти, то же самое пишет к Римлянам говоря «//яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит//» [[new:rim:05:03|(Рим. 5:3-5)]]. Видишь, возлюбленный мой брат, на какую высоту и превосходящую степень добродетелей, возводят скорби и искушения тех, которые их терпят? Непостыдную надежду ходатайствуют они для тех (т.е. для христиан). Имеющий же непостыдную надежду на Бога, сей есть спасённый, как толкует великий в отцах Варсонофий. Что ещё скажу? Великое дерзновение к Богу ходатайствует непостыдная надежда, имеющий же это дерзновение, те спасительные прошения, которые он просит, принимает от Бога, как уверяет возлюбленный ученик говоря «//аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу, и егоже аще просим, приемлем от него//» [[new:1in:03:21|(1 Иоан. 3:21-22)]]. //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **зная, что испытание вашей веры производит терпение** Посему полагаю, что Господь и Бог, научая Своих учеников, как следует молиться, говорит, что надлежит молиться об удалении искушений по произволению. Словами: //и не введи нас в искушение// [[new:mf:06:13|(Мф 6:13)]] – Он научает Своих учеников молиться о том, чтобы не испытывать гедонистические искушения, то есть волевые и добровольные. А великий Иаков, так называемый брат Господень, научает подвизающихся за истину не удаляться от невольных искушений. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение** Хотя искушения, как сказали мы, двоякого рода, но терпение полезно в каждом их роде. В искушениях от Бога оно полезно тем, что через них мы получаем прославление, как получили оное Авраам, Иов, а в искушениях от нас – тем, что перенесением их с благодарностью мы делаем как бы вознаграждение за свои грехи, ибо кто сознает свои грехи, тот положил начало своему спасению и приобрел себе черту праведника, так как праведный муж первый обвиняет сам себя. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Иларий Арелатский ===== **зная, что испытание вашей веры производит терпение** Благодаря духовному знанию и вере в Троицу переносятся испытания. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **зная, что испытание вашей веры производит терпение** Иаков утверждает, что противники испытывают вас, чтобы вы научились добродетели терпения и таким образом продемонстрировали и доказали, что несете в сердце твердое упование на будущую награду. И, скорее всего, не надо мыслить ничего противоположного сказанному Павлом по поводу этого места [Писания]: //Зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность// [[new:rim:05:03|(Рим 5:3-4)]]. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **зная, что испытание вашей веры производит терпение** Причину, почему христианин так должен относиться к искушениям, апостол указывает в их великом значении для совершенствования нравственной христианской жизни; значение это – в том, что искушения **производят терпение**, а терпение приводит к совершенству. **Зная**: в смысле – должны знать, должны быть уверены; или же: **зная** – узнав уже из устных наставлений проповедников Евангелия, из учения вообще христианского, или – по своим уже нравственным опытам. **Что испытание вашей веры** и проч.: речь здесь, как и во всем послании, краткая, отрывистая, которую для большей вразумительности нужно восполнять. Последовательность мыслей здесь такая: радуйтесь в искушениях, зная, что искушения суть испытание вашей веры, а **испытание вашей веры производит терпение**. Искушения апостол называет испытанием веры, вера берется здесь в общем смысле, как христианская основа всего строя христианской нравственной жизни; если этот строй не крепок, значит – нетверда вера в Бога и Искупителя, любящих человека и желающих его спасения; если эта вера тверда, то и весь строй нравственной жизни крепок, потому испытания крепости этого строя жизни и называются испытаниями именно веры. **Испытание веры** посредством искушений **производит терпение**: выработанную борьбою, при смирении и сознании своего бессилия, нравственную устойчивость человека, без которой нравственное состояние его может подвергаться влияниям всяких ветров учений, и действий, и обстоятельств и при которой христианин твердо и безопасно плывет по бурным волнам жизни мирской, как корабль с хорошим балластом, управляемый умно и терпеливо. Эта могучая сила нравственного совершенствования человека, как и всякая нравственная сила, укрепляется и возрастает чрез упражнение и опыт, а это упражнение и этот опыт есть борьба с //искушениями различными//; следовательно, каждое искушение при борьбе с ним укрепляет эту силу и делает человека нравственно тверже, и выше, и чище, то есть приносит несомненную пользу; а если так, то надобно принимать искушения не со скорбию, не с малодушием, а с радостию. – «Искушения доставляют рачительным великую радость потому, что чрез них обнаруживается испытание таковых, а испытание приводит к совершенному действию» (Феофилакт). //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== **зная, что испытание вашей веры производит терпение** См. Толкование на [[new:iak:01:02#lopuxin_ap|Иак. 1:2]] [<10>]