[<10>] ====== Толкования на Иак. 1:4 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершении и всецели, ни в чемже лишени** См. Толкование на [[new:iak:01:03#svt_grigorij_palama|Иак. 1:3]] ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **терпение же дело совершенно да имать** Видишь возлюбленный мой брат, как говорит Феофилакт с Икумением, что божественный Иаков не сказал здесь в изъявительном наклонении, что терпение имеет совершенное дело, но говорит в повелительном «**да имать**», т.е. да имеет совершенное дело. Он не имеет в виду уже готовую добродетель совершенства, но законополагает сейчас – да возделывается христианами эта добродетель совершенства как подобает. Я же полагаю что «**терпение же дело совершенно да имать**» указывает на то, что терпение должно быть совершенным, всецелым и до конца, а не ущербным, несовершенным и временным, которое одни искушения терпит, иные же нет. Но все, просто и целиком претерпевая; и те которые происходят от демонов и от людей и от растленной природы и от немощей и недугов телесных. Совершенное же терпение есть то, которое спасает человека как сказал Господь: «//претерпевый же до конца, той спасется//» [[new:mf:24:13|(Матф. 24:13)]]. **яко да будете совершенни и всецели, ни в чемже лишении** Через терпение, говорит, надлежит вам стать совершенным и всецелым в вере и любви Божией, братия [6]. **Совершенный** же по святому Максиму есть тот, «который с вольными (т.е. страстями) борется воздержанием, с невольными же терпением претерпевая искушения; а **всецел** тот, кто деяние с ведением и созерцание не бездеятельное проходит» (главы гност. 5-я сотница). Причина же совершенного дела, говорит ниже брат Божий, есть //Премудрость//. Поскольку знает, что испытанная вера и совершенное терпение в искушениях, не есть степень случайных людей, но тех кои мудры по Богу. Поэтому и склоняет далее тех, которые желают двух сих, чтобы просили премудрости у Бога. ---- [6] Святой Василий Великий толкуя «//Будите убо вы совершени//» [[new:mf:05:48|(Матф. 5:48)]] говорит «Ведь по образу я обладаю бытием существа разумного, по подобию же я делаюсь, становясь благим, тогда же становлюсь, по силе, совершен и подобен Богу. И если Каковой ко мне Бог, таким же благоутробным стану и я, к погрешившему против меня брату и ближнему, этим уподоблюсь Богу» (Серия: толкования на Матфея). //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершении и всецели, ни в чемже лишени** **Терпение же дело совершенно да имать** – примечай: апостол не сказал в определенном наклонении: "терпение имеет совершенное действие", но в повелительном: **да имать**, ибо он не возвещает готовую уже добродетель, но заповедует такую, которая ныне должна быть совершаема. **Яко да будете совершении и всецели, ни в чемже лишени** – причиной совершенного действия называет мудрость, ибо знает, что испытание веры и терпения в искушениях не есть удел всех людей, но мудрых о Боге, почему желающих выказать веру и терпение возбуждает к молитве о мудрости. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Иларий Арелатский ===== **терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка** **Совершенное действие** - это любовь к Богу и ближнему. То же самое есть и совершенная любовь, которая изгоняет вон страх, то есть страх испытания. **Совершенное действие** - это терпение. Терпение - это охрана душ, как говорит истина: //терпением вашим спасайте души ваши// [[new:lk:21:19|(Лк 21:19)]]. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка** Терпение же являет себя в испытаниях, и тот, чье терпение неодолимо, показывает себя совершенным. Вот что имеет в виду Иаков, говоря: **Терпение же должно иметь совершенное действие.** И выше: //испытание веры производит терпение// [[new:iak:01:03|(Иак 1:3)]]. По этой причине и испытывается терпение верных, чтобы таким образом показать, насколько совершенна их вера. //**О семи Кафолических посланиях.**// ---- «Для того, – говорит Апостол, – подвергаетесь вы искушению со стороны врагов, чтобы научились добродетели терпения, и через неё могли показать и доказать, что имеете в [своём] сердце твёрдую веру в будущее воздаяние». Здесь не противоречие, но скорее согласие с тем, что говорит апостол Павел: //Зная, что скорбь производит терпение, а терпение – опытность// [[new:rim:05:03|(Рим. 5:3-4)]]. Терпение производит опытность, потому что тот, чьё терпение не может быть побеждено, признаётся совершенным. Об этом также говорится далее в этом стихе: **А терпение имеет совершенное действие**. И наоборот: **Испытание вашей веры производит терпение**. Это утверждение показывает, что верующие упражняются посредством терпения, чтобы в терпении показать, сколь совершенна их вера. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Андрей Монах ===== **терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка** И он говорит, почему испытание соделывает терпение и что терпение имеющих его ведет к совершенству. //**Фрагменты.**// ===== Экумений ===== **терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка** Как же испытание производит терпение? – Только та вера является чистой, которая терпеливо и стойко выдерживает все искушения, которым она подвергается. //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка** **Терпение же должно иметь совершенное действие**, чтобы и проч.: то есть добродетель терпения столь важна, что в деле нравственного совершенства оказывает и должна необходимо оказывать решительное действие, так что ею достигается всякое совершенство **во всей полноте, без всякого недостатка**. Терпением побеждаются всякие препятствия в деле нравственного совершенства и, следовательно, могут достигаться и усовершенствоваться в душе всякие добродетели, и эта сила может держать их в душе христианина **во всей полноте их**, не давая им рассеиваться и рассыпаться, содержа все тело нравственной жизни человека в единстве и целости. Вот почему без христианского терпения нет совершенства нравственной жизни, нет полноты добродетелей и неизбежны недостатки и в совершенстве добродетелей, и полноте их. Следовательно, искушения, производя терпение, производят нравственное совершенство, как совокупность различных добродетелей, **без всякого недостатка**. Само собою разумеется, что во всем этом процессе нравственного совершенства чрез искушения и терпение – бесконечное множество степеней, по степеням совершенствования самого терпения чрез искушения. У апостола речь безусловная вместо относительной: он указывает благожелательно (**чтобы вы были** и проч.) высшую степень нравственного совершенства, как желанную цель христианина, какой может он достигнуть чрез искушения и терпение; насколько в действительности каждый может достигать ее, это зависит от самого человека, подвизающегося в искушениях и терпении, и от благодати Божией, даруемой подвизающемуся, по мере его приемлемости, Тем, Кто попускает самые искушения. //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== **терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка** См. Толкование на [[new:iak:01:02#lopuxin_ap|Иак. 1:2]] [<10>]