[<10>] ====== Толкования на Иак. 1:8 ====== ===== Ап. Ерм ===== **Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих** См. Толкование на [[new:iak:01:06#ap_erm|Иак. 1:6]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Муж двоедушен неустроен во всех путех своих** добродетелей: тем паче поколеблется он на пути возвышеннейшей, первенствующей добродетели — молитвы. Он отвергается Богом как //ни теплый, ни студеный//. Он не возможет быть учеником истинной молитвы, приводящей учеников своих пред лице Божие для вышеестественного назидания, водящей их вослед Иисуса, //если не отречется всего своего имения// — болезненных уклонений воли падшего человека к миру. //Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми//: только принадлежащие всецело Христу могут стяжать истинную молитву. //**О молитве.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Муж двоедушен неустроен во всех путех своих** **Двоедушный** человек есть: запутанный, беспорядочный, бесполезный, с двумя мнениями и лицемер. **Путями** же называет брат Божий движения души в которых заключаются надежды двоедушного, насколько они хороши, настолько и плохи; как и Давид сказал к Богу «//и вся пути моя провидел еси//» [[old:ps:138:03|(Пс. 138:3)]], т.е. Ты Господи предвидишь все движения моей души. Можно выразиться иначе, называет **мужем двоедушным** неутверждённого, который нисколько не твёрд ни в настоящих вещах, ни в будущих, но бывает носим туда и сюда, иногда держится и как бы сжимает в объятиях то, что принадлежит настоящей жизни, иногда то, что принадлежит будущей. Почему же называется **двоедушным**? Потому что, по Феофилакту, сей не преуспевает ни в настоящей жизни, ни в будущей, поскольку душа называется жизнью, по священному Писанию, как например в книге Иова «//вся, елика имать человек, даст за душу// (т.е. за жизнь) //свою//» [[old:iov:02:04|(Иов 2:4)]]. Святой Митрофан под душой здесь понимает мнение легко изменяющегося человека. Ты же, о христианин, отбрось двоедушие от твоего сердца полностью, не двоедушествуй и не сомневайся, когда просишь что-нибудь у Бога, говоря в своём помысле: как я могу просить у Бога или принять по прошению моему, я, столько много согрешивший перед Ним? Нет, не мысли так. Но от всего сердца, принеси Богу исповедание твоё, и возвратись к Нему и проси у Него не колеблясь те прошения, которые полезны для твоего спасения. Проси же со многим смирением и долгое время [7], и тогда познаешь Его благоутробие, потому что Он тебя не оставит, но исполнит прошения твои. Поскольку Бог не злопамятен и не вспоминает грехов тех, которые каются, но жалеет Свои создания. О двоедушных и маловерных, и о людях с двоящимися мнениями, согласно говорит и ветхое Писание, итак, свидетельствует Осия следующее: «//разделиша сердца своя, ныне погибнут//» [[old:os:10:02|(Ос. 10:2)]]. Соломон же возвещает так: «//мудрствуйте о Господе в благостыни и в простоте сердца взыщите Его; яко обретается не искушающим Его, является же не неверующим Ему//» [[old:prs:01:01|(Прем. 1:1-2)]]. И Сирах говорит: «//не сумневайся о страсе Господни и не приступи к Нему сердцем раздвоенным//» [[old:prsir:01:28|(Сир. 1:28)]], и опять он же окаявает двоемыслящих говоря, «//Горе сердцам страшливым и рукам ослабленным, и грешнику ходящу на две стези. Горе сердцу ослабленну, яко не верует; сего ради покровено не будет//» [[old:prsir:02:12|(Сир. 2:12-13)]]. Вера же (приводит Митрофан) должна бесспорно предшествовать всякому прошению... Фундамент благих и основание есть искренняя вера к Богу. Говорит и божественный Кирилл: «Поэтому прекрасна вера, доставляющая нам благодатную силу благодати, - напротив, вредно двоедушие и сомнение, ибо «**двоедушный человек неустойчив во всех путях своих**», как написано, и отнюдь ничего не получит от Господа» (Толк. на Евангелие от Иоанна, книга 6). ---- [7] Так и Великий Василий сказал: «хотя пройдёт месяц, хотя год, три года и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, непрестанно делая добро» (Подвижнические уставы гл. 1). И авва Макарий: «Ибо кто не скоро приемлет, тот, когда Бог отлагает и медлит, ещё более возгорается и… в какой мере сам Господь отлагает и медлит, испытывая веру и любовь воли его, в такой и он, тем стремительнее и тщательнее, неослабно и неутомимо, должен искать дара Божия» (Серия: толкования на Матфея). //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих** Кто в молитвах своих не имеет живой веры и колеблется сомнениями, тот, кроме неприятного сравнения с волнами моря, поднимаемыми и разбиваемыми о скалы ветром, есть человек двоедушный, непостоянный, ветреный во всех делах своих или, по апостолу, **не тверд во всех путях своих**. Какое прекрасное, единственное, точное сравнение человека сомневающегося в молитве с волнами! Так и видишь, что душа такого человека то возвышается к Богу с желанием и надеждою получить от Него просимое благо, то вдруг упадает и теряет свою надежду в этом житейском море. А его двоедушие! Отчего бывает у человека эта твердая непоколебимая уверенность в том, что он примет просимое? Не оттого ли, что душа его тверда как адамант, потому что окрепла под гнетом нужды и бед; не оттого ли, что он сознает всю нужду свою в просимом благе, что он сам – человек прямой, недвоедушный. Поэтому, кто сомневается в получении просимого, тот, верно, человек слабый, не имеет сильной нужды, и вдобавок – человек лукавый. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Муж двоедушен неустроен во всех путех своих** **Двоедушный** - находящийся в замешательстве, неустроенный, несовершенный, двоящийся мыслями, лицемер, а **путями** называет апостол душевные движения, которыми возвышаются надежды, добрые ли то или недобрые, как и Давид сказал: //пути моя //[Ты]// провидел еси// [[old:ps:138:03|(Пс. 138, 3)]]. Иначе: **мужем двоедушным** апостол называет неустановившегося, который не стремится крепко ни к будущему, ни к настоящему, но носится туда и сюда и придерживается то будущего, то настоящего. Такого уподобляет он морской волне, не имеющей постоянства, и цвету травы, цвету, остающемуся не долго, но засыхающему с восходом солнечным, почему и сравнил его не с травой, которая продолжительнее, но с цветом ее, чтобы представить его кратковременность. Почему же назвал его **двоедушным**? Потому что он не стремится с уверенностью ни к настоящей, ни к будущей жизни, ибо в Писании душой называется и жизнь, например: //вся, елика имать человек, даст за душу свою// [[old:iov:02:04|(Иов. 2, 4)]]. Удали от себя двоедушие и нисколько не сомневайся просить у Бога, не говори в себе: "Как я могу просить от Господа и получить, когда столько согрешил против Него?" Не думай так, но от всего сердца своего исповедуйся и обращайся к Господу и проси у Него без сомнения, и ты познаешь Его благоутробие, потому что Он не оставит тебя, но //исполнит желания сердца твоего// [[old:ps:036:04|(Пс. 36, 4)]], ибо Бог непамятозлобив и милостив к Своим созданиям. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Ориген ===== **Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих** Следовательно, мы суть те, которые не по полной и совершенной вере следуют за Господом нашим, но от чужих богов отказались, как бы находящиеся на распутье; и боги побивают нас, словно убегающих, а мы не защищаемся Господом нашим, ибо непостоянны и нерешительны. //**Гомилии на Книгу Исход.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих** **Человек с двоящимися мыслями** - это тот, кто преклоняет колени, чтобы обратиться с просьбой к Господу, произносит слова прошения и все же не верит, что получит просимое, поскольку совесть изнутри обличает его. **Человек с двоящимися мыслями** хочет и ныне предаваться веселью вместе с веком сим, и в будущем царствовать вместе с Богом; такой человек ищет собственными добрыми поступками не внутреннего воздаяния, но внешних благ. //**О семи Кафолических посланиях.**// ---- Говорит: **во всех путях**, [то есть], как в бедствиях, так и в благополучии. А двоедушен тот, кто, преклоняя колени для молитвы Господу, произносит слова молитвы, однако же, обличаемый в сердце совестью, сомневается в возможности добиться просимого. Двоедушен тот, кто здесь хочет радоваться с миром, а там – царствовать с Богом. Двоедушен также тот, кто, совершая добрые дела, ищет внешнего одобрения, а не воздаяния за совершённое в тайне. Потому хорошо сказано неким мудрецом: //Горе грешнику, ходящему по земле двумя путями// (ср. [[old:prsir:02:start|Сир 2]] – СП; 2 – Vlg.). Ведь двумя путями ходит по земле грешник, когда делом являет Божье, а в помыслах ищет мирского. Все вот такие и являются непостоянными во всех путях своих, ибо они настолько легко пугаются бедствий века сего и уловляются сетью благополучия, что удаляются от пути истины. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Экумений ===== **Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих** **Человеком с двоящимися мыслями** [апостол] называет нетвердого и нестойкого, который не избрал окончательно ни [жизнь] настоящую, ни грядущую, а мечется от одного к другому, предпочитая то настоящее, то грядущее. Такого [человека] он и сравнил с морской волной, в которой нет ничего устойчивого и постоянного, и с цветом на траве, который не остается неизменным, а исчезает с восходом солнца. //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих** **Человек с двоящимися мыслями** (собственно – **двоедушный**) **не тверд** и проч.: замечание апостола, выражающее то же, что выше выражено в подобии морской волны [[new:iak:01:06|(ст. 6)]]. Человека, сомневающегося или колеблющегося в вере при молитве, апостол называет двоедушным: такой человек имеет как бы две души, одна устремлена к тому, другая к другому, и того ему хочется, и другого, противоположного, и на то надеется, и того опасается, и, таким образом, является **не твердым во всех путях своих**, то есть во всех действиях своих то хочет угодить Богу, то угождает миру, вообще непостоянен в своей нравственной деятельности. «**Двоедушный** – находящийся в замешательстве, неустроенный, несовершенный, двоящийся мыслями, лицемер; а **путями** называет апостол душевные движения, которыми возвышаются надежды, добрые ли то или недобрые... Иначе: мужем двоедушным апостол называет неустановившегося, который не стремится крепко ни к настоящему, ни к будущему, но носится туда и сюда и придерживается то будущего, то настоящего» (Феофилакт). Не может таковой получить что-либо в молитве от Господа, не может и поставить твердо своей нравственной деятельности. Во всем этом месте у апостола опять речь безусловная и решительная, вместо условной: много может быть степеней веры, и по степени веры даруется Богом даяние благо по молитве. Апостол говорит безусловно, берет самую низшую степень веры и молитву с таковой верою, то есть когда колебание смущает твердость веры и Бог отказывает совершенно в получении просимого. //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих** См. Толкование на [[new:iak:01:06#lopuxin_ap|Иак. 1:6]] [<10>]