[<10>] ====== Толкования на Иак. 1:9 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Да хвалится же брат смиренный в высоте своей** Поскольку божественный Иаков знает, что смиренномудрие есть сокровищехранительница всех добродетелей, и что без него не достигается никакое благо, последовательно здесь говорит, что да хвалится смиренный христианин высотой своей добродетели, потому что по Икумению «то, чтобы смириться по Богу – есть дело, из которого проистекают все блага». И Господь сказал, что «//смиряяйся вознесется//» [[new:lk:14:11|(Лук. 14:11)]], это же показал и Мытарь, быв вознесён за смирение. Поэтому и Богослов Григорий назвал смирение высототворным; и Фессалоникийский Григорий сказал «Господь смирившись и быв человеком, путь превосходнейший показал нам – смирение» (Слово на Христово Рождество). И наоборот, возношение и гордость, принесут уничижение и падение. «//Возносяйся//, говорит, //смирится//» как показал Фарисей, от возношения смирившись. Митрофан же, под **высотой**, понимает возносящего смиренных Бога. Смиренный и уничиженный брат пусть хвалится Богом, Он есть высота смиренных и слава и похвала. «//Господь//, сказано, //смиряет и высит//» [[old:1ts:02:07|(1 Цар. 2:7)]] и «//смиренным же дает благодать//» [[old:pr:03:34|(Притч. 3:34)]]. И ещё «//смиренныя утверждает Господь в славе//» [[old:pr:29:23|(Притч. 29:23)]], и Павел ещё сказал «//хваляйся, о Господе да хвалится//» [[new:1kor:01:31|(1 Кор. 1:31)]]. //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Да хвалится же брат смиренный в высоте своей** Так как смирение признает апостол хранителем всего доброго и ничто не совершается без него у рачительных, то прибавляет: "**Смиренный пусть хвалится высотою своею**". Сомневающегося он уподобляет морской волне, а она от дуновения ветра поднимается и скорее, чем возвысится, опускается. Подобное испытывает и сомневающийся, когда по надмению не утверждает прошений своих ни на чем непременяемом. Поэтому апостол прибавляет: "**Пусть хвалится брат смиренный**". Он говорит как бы так: кто хочет просить чего-нибудь, тот пусть, во-первых, просит необходимого, относительно испрошения чего он не может обмануться, то есть //Царства Божия и правды Его// [[new:mf:06:33|(Мф. 6, 33)]]. Потом пусть просит этого постоянно, - не так, что немного помолился, да тотчас и отступился, ибо это свойственно гордым, но пусть просит неотступно, терпеливо ожидая получения со смирением душевным. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Да хвалится брат униженный высотою своею** Обращено же чтение к евреям рабствующим, которые были великими и надменными и возвышенными в своих глазах, но в рабстве были унижены. То есть как если бы открыто сказал: труднее было богатым, с которыми вы живете, хотя никогда они вам не служили. **Да хвалится** - это прославление относится не к пустой славе, но к радости в испытании. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Да хвалится брат униженный высотою своею** Всякий, кто ради Господа со смирением переносит невзгоды, примет от Него высочайшие награды Его Царства. //**О семи Кафолических посланиях.**// ---- Поэтому, говорит апостол, и следует вам считать всякой радостью, когда впадаете в различные искушения, ведь всякий, кто смиренно переносит невзгоды ради Господа, получит от Него великую награду в Царстве. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Экумений ===== **Да хвалится брат униженный высотою своею** [Апостол] знает, что повивальная бабка всех благ - смиренномудрие, и никакая добродетель без нее не достигается. Поэтому он и пишет: **Да хвалится брат униженный** и так далее. //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== Ст. 9-11 **Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый - унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих** **Да хвалится брат** и проч.: мудрость, необходимая для правильного суждения о значении искушений в деле нравственного совершенствования, которой должен испрашивать от Бога человек, не имеющий ее, научает человека судить о вещах не так, как научает обыкновенная человеческая мудрость, а иначе – правильно и истинно. Так, например, в отношении к внешним средствам жизни, неправильное суждение о которых может вводить человека в искушение, обычная человеческая мудрость говорит, что бедному нечем хвалиться, а богатому есть чем хвалиться, именно богатством своим. А мудрость от Бога говорит не то, а совсем наоборот: **да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый да хвалится унижением своим**, ибо богатство – суета. Понятие похваления берется здесь в смысле чувства радостного, возвышающего сознание христианина, но в то же время смиренного, чувства благоволения Божия к человеку за его посильное исполнение воли Божией, или определения Божия (ср. [[new:rim:05:03|Рим. 5:3]]; [[new:2kor:11:30|2 Кор. 11:30]]; [[new:gal:06:14|Гал. 6:14]] и парал.); это – похвала о Господе, или в Господе. Высокоразвитое нравственное чувство христианина особенно хвалится скорбями, считая их делом благоволения и милости Божией ([[new:rim:05:03|Рим. 5:3]] и парал.). Понятие униженного (собственно – смиренного) берется в значении нищего, бедного, лишенного благ внешней жизни, которому противополагается богатый, в изобилии обладающий этими благами. Мудрость от Бога научает христианина, что если он беден и унижен в этой бедности, но переносит эту бедность и унижение как подобает христианину, по закону Христову, с радостию [[new:iak:01:01|(ст. 1)]] и благодарением Богу за ниспослание этого искушения, то он не унижен, а высок и может хвалиться о Господе этою высотою своею, как милостию к нему Божиею. Напротив, богатый, если может хвалиться, то отнюдь не богатством своим, а так же нищетою или унижением своим, если может стяжать эту нищету или унижение. По закону христианскому высшая степень совершенства для богатого – продать имение свое и раздать нищим ([[new:mf:19:21|Мф. 19:21]]; ср. прим.). Если же он не в силах этого сделать, то, по крайней мере, обязан употреблять богатство свое как должно и смотреть на него надлежащим образом, должен приобрести нищету духовную и только этим может хвалиться о Господе, если может хвалиться, а отнюдь не богатством своим. Ибо что такое богатый, если нет у него этого христианского правильного взгляда на богатство, нет правильного употребления его и нет этой нищеты духовной? Апостол выразительно и изобразительно сравнивает его с **цветом травным** по скоропреходимости, а потому и по ничтожеству его (ср. Феофилакт), что особенно наглядно в жарких знойных странах Востока (например, в Палестине), где зной солнечный быстро иссушает полевую траву. – **Так увядает и богатый в путях своих**: богатый, пользующийся своим богатством для удобств и услаждения своей жизни, красив с виду, как полевой цветок, но богатство — вещь, и такая же непрочная и скоропреходящая, как полевой цветок. Настанет зной, нагрянут какие-либо неожиданные бедствия (ср. [[old:iov:01:start|Иов. гл. 1]]) – и погибло богатство; а если и бедствия не постигнут богатого, то рано или поздно постигнет смерть – и конец богатству, а продолжительна ли и вся-то жизнь человека, даже и старого? Это – //пар, на малое время являющийся и потом исчезающий// [[new:iak:04:14|(Иак. 4:14)]]. В том и другом случае богатый вянет, как цветок, и все пути его, все предприятия его и действия – конечны (ср. Феофилакт). Если он, кроме богатства, не имел ничего, то и нечем ему хвалиться, а потому и может хвалиться только уничижением своим, если приобрел его и в богатстве или чрез богатство. //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-11 **Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый - унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих** Истинная мудрость, необходимая человеку для правильного понимания значения искушений в деле нравственного совершенствования и подаваемая человеку Богом, как плод истинной молитвы, научает человека иначе оценивать разные предметы и явления жизни, чем как оценивает их обыкновенная человеческая мудрость. Так, два противоположные явления общественной жизни - бедность и богатство, неправильное употребление которых всегда может вводить человека в искушения, иначе оценивается мирскою мудростью, и совершенно иначе мудростью духовною, евангельскою. Первая признает бедность великим злом, а богатство - бесспорным благом. Напротив, истинная мудрость от Бога благо или зло видит не в бедности или богатстве самих по себе, но в таком или ином отношении христианина к бедности или богатству. Бедного, но терпящего свою бедность по закону Христову, истинная мудрость научает высотою своего христианского звания, остающегося в силе и при полном внешнем унижении, а богатого, но желающего по-христиански пользоваться богатством, она научает хвалиться унижением, смирением своим, именно - вольною нищетою - в случае исполнения богатым Христовой заповеди о продаже имения и раздаче нищим [[new:mf:19:21|(Мф 19:21)]] или, по крайней мере, должным отношением к скоропреходящему богатству и богоугодным его употреблением. Необходимость для богачей такого именно отношения к богатству апостол доказывает сравнением богатства со скоро гибнущими травами и цветами под действиями палящего солнца со зноем (ст. 11). Под словом καύσων, переданным в слав.-русск. переводе словом //"зной"//, по ветхозаветно-библейскому употреблению, следует разуметь собственно могучий восточный ветер, евр. Pyax-кодим или просто кодим (см. [[old:gen:41:06|Быт 41:6,]] [[old:gen:41:23|23,]] [[old:gen:41:27|27;]] [[old:ish:10:13|Исх 10:13,]] [[old:ish:14:21|14:21;]] [[old:ier:18:17|Иер 18:17;]] [[old:iez:17:10|Иез 17:10,]] [[old:iez:19:12|19:12]]; [[old:ps:077:26|Пс 77:26]]), иначе называемый "самум". Ветер этот в пророческой речи помимо собственного значения, имеет и значение образа губительного действия гнева Божия (напр., [[old:os:13:15|Ос 13:15]]). [<10>]