[<10>] ====== Толкования на Иак. 1:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть** При совершении греха, опьяненные удовольствием, мы не чувствуем этого. А когда произойдет и кончится, особенно когда погаснет удовольствие, горькое чувство овладевает сердцем. Иначе бывает у рождающих женщин. У них прежде родов большое напряжение и острые боли служат причиною страданий, а после родов – успокоение, так как новорожденное дитя вытесняет боль. А здесь не так: пока мы думаем и заняты порочными мыслями – веселы и радуемся; а когда родим злое дитя, грех, тогда, видя позор рожденного, мучаемся, тогда терзаемся более тяжко, чем рождающие женщины. Поэтому убеждаю не принимать, особенно вначале, испорченного пожелания; а если и приняли, нужно уничтожить семя внутри. А если будем нерадивы до этого, то совершенный грех нужно загладить посредством исповеди, слез и самообличения; ничто не бывает столь гибельно для греха, как сознание и осуждение. //**Фрагменты.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть** Какую смерть? – Вечную, которая выражается в разлучении души от Бога, вызванная грехом, за которой ныне последовала от Адама вплоть до конца мира и телесная смерть; тогда же, в будущем веке, последует для не покаявшихся здесь невыносимое и нескончаемое мучение души и тела, справедливо осужденных посредством могущего и душу и тело погубить в геенне. **//Омилия 32, его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею.//** ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.** См. Толкование на [[new:iak:01:14#prp_nikodim_svjatogorec|Иак. 1:14]] ===== Прп. Марк Подвижник ===== **похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть** См. Толкование на [[new:iak:01:14#prp_mark_podvizhnik|Иак. 1:14]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.** См. Толкование на [[new:iak:01:14#blazh_feofilakt_bolgarskij|Иак. 1:14]] ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.** Вожделения грешников - родовые муки смерти. //**Фрагменты.**// ===== Блаж. Августин ===== **похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.** Итак, //каждый искушается собственной похотью// [[new:iak:01:14|(Иак 1:14)]], а потому пусть борется с ней, пусть ей сопротивляется, с ней не соглашается, ей не поддается, не позволяет ей зачать то, что она потом породит. Вот похоть ластится к тебе, подстрекает, настаивает, требует, чтобы ты совершил что-нибудь дурное: не уступай ей – и она не зачнет. Если ты охотно допускаешь ее в свои размышления, она зачинает, и тогда она родит, чтобы ты умер. Смотри, что говорит апостол: **сделанный грех рождает смерть.** //**Проповеди.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.** Существует три этапа искушения: прилог, сочетание и сложение. Прилог – подсказанный врагом образ или мысль, его рассмотрение – сложение и согласие – сочетание с ним нашей слабости. Не желая сочетаться тому, что подсказывает нам враг, и соглашаться с ним, мы побеждаем искушение и по праву принимаем венец жизни. Позволяя нашептанному врагом увлечь нас с праведного пути и подтолкнуть на путь греха, мы раним Бога, но еще не впадаем в смертельный грех. Однако когда мы соглашаемся с искушением, и принимаем его в свое сердце, и подкрепляем порочными действиями, мы капитулируем перед врагом и предаем себя смерти. //**О семи Кафолических посланиях.**// ---- Искушение происходит трояким образом: посредством внушения, услаждения и согласия. Через внушение – от врага, а через услаждение и согласие – от нашей немощи. Поэтому, если при вражеском наущении мы не хотим наслаждаться грехом или не соглашаемся с ним, то само искушение благоприятствует нам к победе, которой мы заслуживаем венец жизни. Если же под действием вражеского наущения мы мало-помалу отклоняемся от доброго намерения и начинаем обольщаться пороком, то хотя мы и погрешаем услаждением, однако ещё не совершаем смертного падения. Но если вслед за услаждением от зачатого в сердце преступления следует ещё рождение злодеяния, то враг с победой отходит от нас, уже повинных смерти. Покажем это на примерах. Иосифа искушали слова [его] госпожи, но, поскольку он не имел сладострастной похоти, то мог быть искушаем только внушением, а не услаждением и согласием, и потому стал победителем [врага]. Давида искушал вид чужой жены, а, поскольку он ещё не победил плотское вожделение, то увлёкся и обольстился собственною похотью. А как только совершил зачатое [в сердце] преступление, то, осуждённый даже собственными устами, стал повинен смерти, которую, впрочем, избежал покаянием. Иуду искушало сребролюбие, а, так как он был жаден, то, будучи увлечён и обольщён собственной похотью, через согласие пал к погибели. Иов был искушаем различными способами, но, поскольку ни имущество, ни здоровье тела он не предпочёл Божественной любви, то мог быть искушаем только вражеским наущением, никоим образом при этом не желая ни соглашаться с грехом, ни хотя бы наслаждаться им. **Совершённый грех порождает смерть**. Сказанное здесь противоположно тому, что было сказано выше о человеке, //который переносит искушение, потому что, став испытанным, он получит венец жизни//. Ибо если побеждающий в искушении заслуживает награду жизни, то обольщённого собственными похотями побеждает искушение, и он справедливо терпит поражение к смерти. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть** **А сделанный грех рождает смерть**: так как смерть есть необходимое следствие греха, как возмездие за него [[new:rim:06:23|(Рим. 6:23)]]; смерть разумеется не телесная, а духовная, как и под жизнию выше [[new:iak:01:12|(Иак. 1:12)]] разумеется духовная жизнь. Таков конец искушаемого от своей похоти, если он, разумеется, не употребит надлежащих, данных Богом средств к препобеждению таковых искушений и восстанию от таковых падений: искуситель (предполагаемый или подразумеваемый только у апостола), обольщение, или увлечение похотию, грех, смерть. Примечательна эта параллель путей, по которым идут впадающие в искушение, переносящие его [[new:iak:01:02|(Иак. 1:2-4,]] [[new:iak:01:12|12)]] и искушающиеся своею похотию [[new:iak:01:14|(Иак. 1:14-15)]]: там плод искушения – терпение, ведущее к нравственному совершенству, а конец – вечная блаженная жизнь; здесь плод искушения – грех, а конец – вечная смерть. Радоваться ли и в этих последнего рода искушениях, которые, конечно, бывают также не без попущения Божия? Они также могут служить к нравственному совершенствованию, если человек, при помощи Божией, с ними борется и, побораемый от них, снова восстает, и в этом случае, конечно, и таковые искушения должно принимать с радостию. Но если человек, не борясь с ними, только увлекается ими, погрязает во грехах и лишается вечной жизни, то плач и стенание должны заменить здесь радость. Апостол здесь не раскрывает, впрочем, сего, ибо цель его здесь только показать и доказать, что не Бог виновник искушения, ведущего к смерти, а сам человек. //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== **похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.** См. Толкование на [[new:iak:01:13#lopuxin_ap|Иак. 1:13]] [<10>]