[<10>] ====== Толкования на Иак. 1:25 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Приникий же в закон совершен свободы и пребыв, сей не слышатель забытлив быв, но творец дела, сей блажен в делании своем будет** Смотри возлюбленный читатель, что брат Божий сказал здесь «**приникий**» в закон совершенный свободы, а не сказал входящий внутрь. Этим словом он показывает, что духовный закон Евангелия столько вожделен и велик, что знающий, вожделевает его и тянется хоть немного преклониться в него, даже и оставаясь не вошедшим внутрь[19]. Поскольку сказал **закон совершенный**, далее говорит «**свободы**», чтобы показать что, свобода имеет величайшее значение, и она есть прямой образ Евангельского закона благодати. Потому что, закон Христов избавил христиан от рабства плоти (как это было в ветхом законе, пребывающим в плотских обрезаниях, очищениях тела, субботствах и в прочих подобных, ничтожных предписаниях, законоположенных для Иудеев) и свободных поставил их, чтобы прибегали к нему. И ещё, через свободу сию сделал так, чтобы внимали и вожделевали пребывать в нём, избавив их от страсти забвения, которая растлевает всё доброе[20]. Но и Митрофан законом совершенным и законом свободы называет Новый Завет, в отличие от ветхого закона, который имел в себе только образ домостроительства воплощения, а не сами вещи, поэтому-то и был не совершен. Как говорил Павел «//ничтоже бо совершил закон//» [[new:evr:07:19|(Евр. 7:19)]] и ещё «//кончина бо закону Христос//» [[new:rim:10:04|(Рим. 10:4)]]. Как тогда, поскольку он имел Иудеев порабощёнными телесным предписаниям, то не мог быть законом свободы, но рабства. Новый же Завет, как освободитель от телесных предписаний и назван **законом свободы**. По этому поводу Господь сказал Иудеям «//аще убо Сын вы свободит, воистину свободни будете//» [[new:in:08:36|(Иоан. 8:36)]], и Павел писал к Галатам «//Темже, братие, несмы рабынина чада, но свободныя//» [[new:gal:04:31|(Гал. 4:31)]], и ещё «//Свободою убо, еюже Христос нас свободи, стойте, и не паки под игом работы держитеся//» [[new:gal:05:01|(Гал. 5:1)]], и паки «//вы бо на свободу звани бысте, братие//» [[new:gal:05:13|(Гал. 5:13)]]. «**Приникающего**» же имеет ввиду – изучающего со тщанием и с большим вниманием Новый Завет, привносящий свободу в душу. Призывает и Господь Иудеев изучать также и ветхий закон, сказав «//испытайте Писаний, яко вы мните в них имети живот вечный//» [[new:in:05:39|(Иоан. 5:39)]], и сказал им это, потому что не был дан ещё евангельский закон, но чтобы от ветхого, руководились к новому. А как был проповедан евангельский, то нет больше нужды пребывать всё время в изучении ветхого. Итак, вникающий и изучающий Новый Завет зажигается любовью от божественных слов, как Клеопа и шедший с ним, и исследует как исполнить его делами, дабы стать блаженным и исполнителем дел правды. ---- [19] Тот, кто рассмотрев вначале Божий закон, как в зеркале, после же делает то, что увидел, тот воплощает так сказать, увиденное, и образует его в себе самом, или лучше скажем, что таковой образует себя самого в увиденном, такой человек не пребывает в забвении. Поскольку всегда имеет в душе, и в сердце, через сообразные дела, зеркало Божественного закона, и всегда видит в нём своё лицо и радуется. Так Богоносный Максим превознесённым мечтанием, называет созерцание без делания, также и делание без созерцания он называет слепым. [20] Поэтому святой Марк Подвижник, тремя исполинами умных иноплеменников называет три этих страсти: неведение, забвение и нерадение (Послание к монаху Николаю). //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Приникий же в закон совершен свободы и пребыв, сей не слышатель забытлив быв, но творец дела, сей блажен в делании своем будет** Апостол сказал "**кто приникнет**", а не "войдет", ибо духовный закон, везде имея преимущество и величие, умеет привлекать и самым кратким чтением его. К словам **закон совершен** прибавил **свободы**, чтобы указать на отличительную его черту - свободу, ибо закон Христов, освободив от рабства плотского, поставляет приходящего к Нему в свободе, делает его через эту свободу более внимательным и освобождает его от забвения, вредного для всего доброго. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Блаж. Августин ===== **Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии** Это - закон свободы, а не рабства, потому что это, конечно, закон любви, а не страха, о котором и апостол Иаков говорит: **Но кто вникнет в закон совершенный**, закон **свободы**. И потому и он больше уже не боялся, как раб, закона Божия, а //по внутреннему человеку// находил в нем //удовольствие//; однако он все еще видит //в членах// своих //иной закон, противоборствующий закону ума// его [[new:rim:07:23|(Рим 7:23)]]. //**О природе и благодати.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии** Мы готовим себе блаженство, не слушая слово и тут же забывая его, но исполняя дела. //**О семи Кафолических посланиях.**// ---- **Законом совершенной свободы** апостол называет евангельскую благодать, //ибо закон ничего не довёл до совершенства// [[new:evr:07:19|(Евр. 7:19)]]. И в другом месте: //ибо вы не приняли духа рабства снова в страхе, но приняли Дух усыновления// [[new:rim:08:15|(Рим. 8:15)]]. И ещё: //а где Дух Господень, там – свобода// [[new:2kor:03:17|(2 Кор. 3:17)]]. И Сам Господь говорит: //если Сын освободит вас, то истинно свободны будете// [[new:in:08:36|(Ин. 8:36)]]. **Тот стал не забывчивым слушателем, но исполнителем дела; он будет блажен в своём действии**. Блаженство уготовляется не бесполезным слушанием слова, но исполнением дела. Так и Господь сказал ученикам: //Если вы это знаете, то будете блаженны, когда это исполните// [[new:in:13:17|(Ин. 13:17)]]. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Экумений ===== **Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии** Сказав: **закон совершенный**, [апостол] добавил: **закон свободы**, представляя таким образом свободу как нечто, этому [закону] присущее. Ведь закон Христов избавляет от всякой телесной повинности - от субботы, обрезания, обрядов очищения. //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии** См. Толкование на [[new:iak:01:22#lopuxin_ap|Иак. 1:22]] [<10>]