[<10>] ====== Толкования на Иак. 2:5 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== Ст. 5-6 **Слышите, братие моя возлюбленная, не Бог ли избра нищия мира сего богаты в вере и наследники царствия, еже обеща любящим Его? Вы же укористе нищаго**[27]. **Не богатии ли насилуют вам**[28], **и тии влекут вы на судища** Поскольку нищета для многих людей есть вещь тяжкая и горькая, даже и от одного слышания, то божественный Иаков здесь сказав сначала **нищия мира сего**, тут же последовательно назвал их **богатыми**. По чему же? По благочестию, и по вере. Потому что отсутствие попечений, которое имеют нищие от многих вещей мира, содевает в них готовность и горячность к принятию Христовой веры. Так и божественные апостолы по причине того, что были бедными и рыбаками, приступив ко Христу сразу же приняли веру, таковых и избрал их Христос, им же и обещал дать в наследие царство небесное. Истинно богатые, и богатые весьма те, которые имеют великую веру во Христа хоть они и нищие в смысле денег. И великое превосходство имеют они, перед, по истине нищими в вере, богатыми же в смысле денег. Как сказал святой Митрофан «нетрудно заметить разницу обоих, и распознать оных (богатых по вере) превосходство и тех (нищих в вере) недостаток. И если вера есть нетленное благо и божественное, то богатство мира сего есть брение и вещество, егоже кончина – тление. И как нетление лучше тления, так и стяжавший его, находится в нём» (Слово 2-е). Ещё скажу что, богатые по вере они же и богатые благами мира, нищие же по вере – они же и нищие в благах мира. Как сказал Давид: «//богати обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага//» [[old:ps:033:11|(Пс. 33:11)]], так и сын его Соломон: «//верному весь мир богатство, неверному же ниже пенязь//» [[old:pr:17:06|(Притч. 17:6)]]. ---- [27] Поэтому и Соломон сказал: «//Безчестяй убогия согрешает//» [[old:pr:14:21|(Притч. 14:21)]], и святой Григорий Богослов говорит: «Если так много печётся Господь о бедных, когда их обижают;... то пекущийся о творении чтит Творца» (Слово о любви к бедным). [28] Согласно говорит и Приточник: «//Богатии убогими имут обладати//» [[old:pr:22:07|(Притч. 22:7)]], и Сирах: «//Богатый обиду сотвори, и сам приразгневася; нищий же обидимь бысть, и сам приумолится//» [[old:prsir:13:03|(Сир. 13:3)]]. //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 5-6 **Слышите, братие моя возлюбленная, не Бог ли избра нищия мира сего богаты в вере и наследники Царствия, еже обеща любящим Его? вы же укористе нищаго. Не богатии ли насилуют вам, и тии влекут вы на судища** Поелику для многих тяжко даже слышать о бедности, то, сказав **нищия мира сего**, тотчас прибавил: **богаты**. Чем же богаты? Верою. Ибо неотъемлемый мир бедных, когда они перейдут к вере, делает их сильнейшими богатых. Посему и Господь избрал таковых в ученики и явил наследниками Царства. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Блаж. Августин ===== **Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его** Итак, избирая, Он творит людей богатыми верою и наследниками Царства. Правильно говорится, что Он избрал в них то, что Сам сотворил, для чего и избрал их. //**О предопределении святых.**// ===== Сальвиан Марсельский ===== **Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его** Тяжело это свидетельство апостола; хотя, пожалуй, знатные считают себя свободными от него, ибо в нем речь идет только о богатых. Или знатные - то же, что и богатые, или же богатые не являются знатными, но, однако, они уже словно знатные, ибо в том и состоит несчастье нашего времени, что никто не может быть знатным в большей мере, чем он богат. Но говорил ли апостол о ком-то из них или же обо всех - их можно легко объединить. Ведь не важно, о ком это главным образом сказано, но правильно, что оно подходит каждому. //**О правлении Бога.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его** Иные думают, что это свидетельство относится к утешению бедных, которые прогоняются от домов богатых или обосновались в самом дешевом месте. **Богатые верою**. Даже если они бедны материально, они могут быть богаты верой. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его** См. Толкование на [[new:iak:02:04#beda_dostopochtennyj|Иак. 2:4]] ===== Экумений ===== **Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его** Мирские [соблазны] не отвлекают бедных, и потому, когда они обращаются к вере, они более деятельны и усердны, чем богатые. //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-7 **Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь** Противоречие лицеприятия христианскому долгу показывается тем, во-первых, что при первоначальном призвании и обращении ко Христу первыми верующими оказались люди бедные, незнатные, презираемые в мире (ст. 5, см. [[new:1kor:01:26|1Кор.1:26-28]]), а во-вторых, указанием на недостойное поведение богачей, частнее на пристрастие богачей к насильничеству и сутяжничеству, ст. 6-7; подобное отношение сильных членов к более слабым обличал Ап. Павел в Христианском Коринфском обществе [[new:1kor:06:18|(1Кор.6:18)]]. По справедливому суду Апостола, богачи, - очевидно, принадлежащие к христианскому обществу (а не язычники или иудеи, как предполагали некоторые толкователи), - своими, противными закону Христову, поступками хулят, бесчестят **"доброе имя"** (τὸ καλὸν ὄνομα ) - т. е. имя христиан, которым уже в раннее время назывались последователи Христовы [[new:act:11:26|(Деян 11:26]]; [[new:1pet:04:16|1Пет. 4:16)]]. [<10>]