[<10>] ====== Толкования на Иак. 2:7 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== Ст. 7-9 **Не тии ли хулят доброе имя нареченное на вас? Аще убо закон совершаете царский, по писанию, возлюбиши искренняго своего якоже себе самаго, добре творите; аще же на лица зрите, то грех содеваете, обличаеми от закона якоже преступницы** **Доброе имя**, которое хулят богатые, это то, которое предрёк Бог через пророка Исаию, что даст его тем, которые Ему работают. //«Работающим же Мне наречется имя новое, еже благословится на земли»// [[old:is:65:15|(Ис. 65:15-16)]]. И это имя есть Христианин, которым называются вообще все Христовы ученики, т.е. христиане, по толкованию этого пророческого изречения, которое делают божественный Кирилл Александрийский и премудрый Феодорит. Хулят же богатые доброе и всехвальное имя христианина не прямо, своими устами, но косвенно, лукавыми делами, т.е. тем, что обладают и похищают имущество бедных, и этим самым подвигают неверующих и язычников хулить христианство и Самого Христа - учителя христиан, как написано «//вас ради присно Имя Мое хулится во языцех//» [[old:is:52:05|(Ис. 52:5)]]. Говорит же и божественный Златоуст «прославим Бога, не верою только, но жизнью; а иначе это будет не слава, а хула. Не столько хулится Бог нечистой жизнью Эллина, сколько развращением христианина» (Беседа 67, на Евангелие от Иоанна). И ещё говорит «как бы и нам, хвалящимся правотою веры, не обесчестить Бога свею жизнью, не соответствующей вере, и не подать повода к хуле на Него» (Беседа 52, на Иоанна), потому что Эллины и неверующие, когда видят даже малый грех у какого-нибудь христианина, не осуждают одного его только, но весь христианский род, и не останавливаются только на нём, но через раба хулят и Владыку Христа, как говорит тот же Златоречивый «когда заметят (неверующие) в ком либо из нас хотя малую небрежность, тотчас изощряют язык против всех нас вообще, и из-за беспечности одного произносят приговор обо всём христианском роде. И даже не останавливаются и на этом, но... из-за небрежности рабов осмеливаются хулить всеобщего Владыку» (Слово 6-е, на Бытие). То, что имя христианин хвально и благоговейно, свидетельствует премудрый Феодорит, говоря «понятие христианин исполнено славы и благословения, когда же хотят его превознести, то с большой похвалой обычно говорят – истинный христианин; и когда просят, опять говорят по обычаю – сделай это как христианин, сделай это как подобает христианину». Говорит же святой Митрофан, что царским законом называет Иаков «**возлюбиши искренняго своего якоже себе самаго**», не только потому, что он законоположен от Всецаря Бога, но и потому что, закон этот как некий царский путь. По царскому пути идут по преимуществу все люди, потому что он прямой, ровный и идёт по середине, не уклоняясь ни в право, ни в лево, ни в обрывы и в неровные места. Как сказали Евреи царю Едомскому «//не пройдем сквозе села, ни сквозе винограды... путем царским пойдем, не совратимся ни на десно, ни на лево, дондеже прейдем пределы твоя//» [[old:chis:20:17|(Числ. 20:17)]]. Таким же образом и закон, по которому должно возлюбить ближнего своего как самого себя, есть некое средство и правильное расположение, которое не позволяет свернуть ни вправо, ни влево, т.е. ни в преувеличение, ни в недостаток, ни в сверхъестественное, ни в противоестественное, но средство это почти естественно для людей. Поэтому и всеми должно быть соблюдаемо, по причине общей у всех людей природы. Так и естественная особенность у всех животных – любить подобных себе, как говорит Сирах «//всяко животно любит подобное себе, и всяк человек искренняго своего//» [[old:prsir:13:19|(Сир. 13:19)]]. А то, чтобы любить ближнего больше себя, выше этой заповеди и сверхъестественно, как учит уже Завет новый, который есть совершеннейший и превосходнейший старого. Ненавидеть же ближнего своего, это уже ниже этой заповеди и есть противоестественно. Середина же, это заповедь возлюбить ближнего своего как самого себя. Поэтому, говорит, если храните вы, братья, царскую эту заповедь и любите ближнего своего как самих себя, хорошо делаете; если же поступаете с лицеприятием, предпочитая богатого перед бедным – **согрешаете, обличаемы Законом как преступники** заповедей Закона. //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 7-9 **Не тии ли хулят доброе имя нареченное на вас? Аще убо закон совершаете царский, по писанию: возлюбиши искренняго своего якоже себе самого, добре творите; аще же на лица зрите, то грех содеваете, обличаеми от закона якоже преступницы** Имя новое - по словам пророка, //работающим же Мне наречется имя новое, еже благословится на земли, благословят бо Бога истинного// [[old:is:65:15|(Ис. 65:15-16)]]. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь** Бог Израиля - это имя, которое призывали, когда вы были в Египте, или при крещении. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь** Здесь апостол ясно показывает, кто такие богатые, об унижении и погибели которых он говорил выше (см. [[new:iak:01:10|Иак. 1:10]]). Разумеется, это те, кто своё богатство ставят выше Христа и совершенно чужды вере в Него. Более того, они притесняют верующих, влача их в суды более могущественных, и хуля имя Христово, которое //превыше всякого имени// ([[new:fil:02:09|Флп. 2:9]]). Так во времена апостолов поступали многие знатные язычники и особенно иудеи, что достаточно ясно показывают Деяния апостолов и Послания апостола Павла. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь** См. Толкование на [[new:iak:02:05#lopuxin_ap|Иак. 2:5]] [<10>]