[<10>] ====== Толкования на Иак. 2:12 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Тако глаголите и тако творите, яко законом свободным имущии суд прияти** См. Толкование на [[new:iak:02:10#prp_nikodim_svjatogorec|Иак. 2:10]] ===== Прп. Марк Подвижник ===== **Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы** Волю нашу и по крещении ни Бог, ни сатана не понуждает. Или ты не слышал, что заповеди Христовы, даваемые по крещении, суть закон свободы, как говорит Писание: **так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы**. И святой апостол Петр, сказав: //покажите в вере вашей добродетель// и прочее, присовокупляет, говоря: //а в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих// [[new:2pet:01:05|(2 Пет 1:5,]] [[new:2pet:01:09|9)]]. //**Слова.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Тако глаголите и тако творите, яко законом свободным имущии суд прияти** См. Толкование на [[new:iak:02:10#blazh_feofilakt_bolgarskij|Иак. 2:10]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы** Закон свободы – это закон любви, о котором говорится: //Если же вы исполняете царский закон по Писанию: возлюби ближнего твоего как самого себя, то хорошо делаете//. «Старайтесь так говорить, и так поступать, – поучает апостол, – чтобы любовью к ближнему вы заслужили себе любовь Бога, и проявлением милосердия к ближним вы с надеждой ожидали [для себя] милости на Суде Божьем». По-другому: Как закон рабства – это закон, который дан через Моисея, так и закон свободы – это благодать Евангелия, которая произошла через Иисуса Христа (ср. [[new:in:01:17|Ин. 1:17]]), по свидетельству апостола, который говорит: //ибо вы не приняли духа рабства снова в страхе, но приняли Дух усыновления, в котором взываем: авва, Отче!// ([[new:rim:08:15|Рим. 8:15]]). И ещё: //а где Дух Господень, там – свобода// ([[new:2kor:03:17|2 Кор. 3:17]]). **Так говорите, и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы**. А вот что означает //имеющие быть судимы//. Нарушающий закон Моисея будет судим более строго, чем нарушающий естественный закон. Кто пренебрегает благодатью Евангелия, которую он познал, будет судим более строго, чем тот, кто пренебрегает предписаниями закона Моисеевого. Ибо человеку, которому //дано много, с того много будет взыскано; и кому вверено много, больше спросят с него// ([[new:lk:12:48|Лк. 12:48]]). Потому и апостол говорит: //ибо если сказанное через ангелов слово оказалось твёрдым, и всякое вероломство и непослушание получало справедливое воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о столь великом спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, было в нас утверждено слышавшими от Него?// ([[new:evr:02:02|Евр. 2:2–]][[new:evr:02:03|3]]). И ещё: [//если//] //отвергшийся закона Моисеева при двух или трёх свидетелях, без милосердия предаётся смерти//, [//то//] //насколько худшего наказания, думаете вы, заслуживает тот, кто попрал Сына Божия и кровь Завета, в которой был освящён, счёл скверной, и оскорбил Духа благодати?// ([[new:evr:10:28|Евр. 10:28–]][[new:evr:10:29|29]]). И одно, и другое понимание преследует одну цель: чтобы мы, отвечая на Божественную благодать добрыми делами, были друг ко другу добры, милосердны, прощая друг друга, как и Бог во Христе простил нас (см. [[new:ef:04:32|Еф. 4:32]]). //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Экумений ===== **Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы** Закон свободы - закон, не признающий отличий и лиц. Это закон Христа. Тот, кто оказывает лицеприятие, - не свободный, а раб, ибо, //кто кем побежден, тот тому и раб// [[new:2pet:02:19|(2 Пет 2:19)]]. //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-13 **Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом** В заключение отдела, после обличения недолжного отношения к ближним [[new:iak:02:02|(ст. 2-4,]] [[new:iak:02:06|6,]] [[new:iak:02:09|9)]], Апостол увещает читателей поступать **по закону свободы** (см. [[new:iak:01:25|1:25)]], который есть закон любви: этот закон и легок для исполнения, и имеет столь непреложно-обязательное значение для христианина, что по этому именно закону любви, по мере выполнения этого закона, христиане будут судимы на последнем суде Христовом ([[new:mf:25:34|Мф 25:34]] сл.). И на этом страшном суде благотворительная любовь по закону Христову имеет и носит в себе твердую уверенность (слав. "хвалится", греч. κατα­καυχᾶται ), как бы заранее торжествует, что она превозможет страшную, угрожающую силу будущего суда, освободит человека от наказания и гибели. "Если мы простили ближним согрешения их против нас и из имения своего уделяем часть нищим, то и нас восприимет милость Божия, когда будет судить наши поступки. Напротив, тяжкое осуждение постигнет тех, которые не оказали благорасположения к подобным себе... Мне кажется, действие милосердия сходно с тем, что производит елей древесный на борющихся на поприще. Борцы, намащаемые елеем, легко ускользают от захватывания своими противниками. Так и наше милосердие к бедным дает нам на суде возможность избежать нападений со стороны бесов" (блаж. Феофил). [<10>]