[<10>] ====== Толкования на Иак. 2:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом** Милосердие - прекрасное дело и защита занимающихся им; оно приятно Богу и всегда близ Него. Оно, когда хочет, легко испрашивает милости, только не совершалось бы нами несправедливо; а совершается несправедливо, когда делаем это из похищенного, как будто это чисто. Оно дает большое дерзновение оказывающим его; оно нужно и для оскорбленных - такова его сила, и для согрешивших. Оно разрывает узы, рассеивает тьму, погашает огонь, умерщвляет червя, удаляет скрежет зубов. //**Фрагменты.**// ===== Свт. Браулио Сарагосский ===== **Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом** Да не рассеет Он нас повсюду судом Своей строгости. Но пусть милость превознесется над судом и с привычным благочестием, лишь бы Ему было благоугодно, Он соберет нас в прохладе обители Своей. //**Послания.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Суд бо без милости не сотворшему милости; и хвалится милость на суде** Если мы прощаем здесь прегрешения тех, кто согрешили против нас, толкует Феофилакт с Икумением, и если здесь мы даём милостыни бедным и нуждающимся от того что имеем, то конечно и Бог хочет помиловать нас в тот страшный день суда, потому что воистину, велика эта добродетель, чтобы прощать прегрешения брата своего и быть милостивым к нищим. Как и наоборот, тяжкого и великого осуждения достойно то, чтобы закрыть своё благоутробие от братий своих, имея одно человеческое с ними естество. Потому что те, которые явятся не сострадательными и не простят прегрешений своих братий, примут осуждение того лукавого раба, имеющего долг в тысячи талантов и прощённого, но не простившего брату своему долг в сто динариев. И не может исполниться на таковых воздаяние, которое просят у Бога говоря в молитве Отче наш «//и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим//» [[new:mf:06:12|(Матф. 6:12)]], поскольку они не оставили долги братий своих, то и Бог не оставит долги их. Для тех же, которые оказались жестокими и немилостивыми к имеющим нужду бедным, суд Божий окажется жестоким и без милости. Как говорит Нисский Григорий «праведный суд Божий для нас, есть подобие нашего внутреннего устроения» (Слово о Маккавеях). «**Хвалится милость на суде**» потому что Господь сказал о милостивых, что они будут помилованы в день суда, «//блажени милостивии яко тии помиловани будут//» [[new:mf:05:07|(Матф. 5:7)]]. И если милостыня к нищим ходатайствует оставление грехов для идолослужителей, как читаем у пророка Даниила, который сказал царю Навуходоносору: «//Сего ради, царю, совет мой да будет тебе угоден, и грехи твоя милостынями искупи и неправды твоя щедротами убогих//» [[old:dan:04:24|(Дан. 4:24)]], если, говорю, милостыня прощает грехи идолослужителей, насколько более она прощает грехи верных христиан? А ещё милостыня делает следующее дело: как те, которые борются, перед борьбой намазывают себя маслом чтобы ускользать от рук и захватов противника, так и в день суда, милостыня которую даём сейчас нищим, даст нам выскользнуть от рук и захватов демонов[29]. Подобает же знать и ещё, что милостивым называется не только тот человек, который делает семь дел телесной милостыни, т.е. накормить голодных, напоить жаждущих, позаботиться и ввести странников, одеть нагих, посетить болящих, позаботиться о заключённых и погребать умерших, но тот, кто делает семь дел душевной милостыни, т.е. приклонить грешников оставить грех, научить незнающих тому что сам знает о Боге и вере, дать правильный совет тому кто нуждается в совете, просить Бога за брата своего, утешать скорбящего, терпеть безропотно неудачи и скорби и прощать прегрешения брату своему. И ещё скажу кратко, что милостивым называется, имеющий сердечную и истинную любовь к своим братьям, и любовью приклоняется миловать и быть благоутробным к ближнему, так чтобы носить бремена его и долготерпеть о нём, как говорит Соломон «//милостив муж долготерпит//» [[old:pr:19:11|(Притч. 19:11)]]. Таковой милостивый конечно будет помилован у Господа в день суда, как говорит здесь божественный Иаков. ---- [29] Святой Митрофан говорит, что божественный Иаков говорит здесь эти слова, чтобы напомнить нам, решение Господа, которое он произнесёт на немилостивых в день суда: «//идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его: взалкахся бо, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене: странен бех, и не введосте Мене: наг, и не одеясте Мене: болен и в темнице, и не посетисте Мене//» ([[new:mf:25:41|Матф. 25:41]]-44), и почти то же самое как бы говорит Христианам брат Господень: братья Христиане, любите братьев ваших, посещайте вдов и сирот, милуйте имеющих недостаток и бедных, и притесняемых избавляйте от неправедных рук, дабы и вы были помилованы в день суда, как говорит божественное Евангелие, т.е. закон свободы. Потому что, если вы не будете миловать нуждающихся, тогда и вы не будете помилованы. Что же хочет сказать фразой «**хвалится милость на суде**»? То, что милостыня будет иметь похвалу, и как бы противостанет суду Божию, как некая победительница, и явится сильнее его, явно показывая недейственным то решение, которое будет произнесено на грешников. Так как она освободит возлюбивших её грешников, от вечных мук, хоть они и имели грехи, но ради неё, успели отступить от греха и покаяться до смерти. К таковым скажет Судья: «//приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира: взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне//» и проч. И как же не хвалиться милости, когда она побеждает Божий суд, и освобождает от страшных мучений, поистине достойных этих мучений грешников, за содеянные ими грехи? «будет побеждено (дословно говорит святой Митрофан), всякое слово Божественной справедливости, объявляемое против всякого греха, когда в верных найдётся ходатайствующая милость». Поэтому сказал Сирах: «//милостыня очистит грехи//» [[old:prsir:30:03|(Сир. 3:30)]], и Товит: «//милостыня бо от смерти избавляет//» [[old:tov:12:09|(Тов. 12:9)]], и Соломон: «//Избавление мужа души свое ему богатство//» [[old:pr:13:08|(Притч. 13:8)]]. Утвердительно об этом сказал божественный Давид, что человек который милует, будет иметь снисхождение в словах своих на суде Божием: «//Благ муж щедря и дая; устроит словеса своя на суде//» [[old:ps:111:05|(Пс. 111:5)]], потому что будет иметь отвечающую и ходатайствующую за него милостыню. По толкованию Кирилла Александрийского смысл такой: «смотри же какие награды положены человеколюбивому, так, что пребывает и непрестанно плод, и избавляет от искушений, и во свете таковой ходит, потому что взыскал Бога. Бог же щедр, так, что, и прегрешений оставление принимает человек, и защитника себе сотворяет на будущем Суде. Это и есть «//устроит словеса своя на суде//», т. е. приуготовит себе защитника и отвещевателя. Не будет такому тогда уже осуждения, милостыня будет отвечать за него уже во благо» (Из неизданной серии премудрого Никиты на Псалмы). Икумений же слово «**хвалится**» толкует не как побеждает, но борет или притупляет. Стоит заметить что, согласно с изречением «**суд без милости не сотворшему милости**» говорит и Великий Василий: «ты не миловал, и не будешь допущен в Царствие; не дал хлеба, и не получишь жизни вечной» (Беседа к обогащающимся). И Богослов Григорий: «если кто не дал, да не надеется». И ещё: «Как здесь мы отмеряем другим, так даст и Великий Бог» //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом** Подобно тому как елей позволяет борцу ускользать от рук соперника, так же и милосердие готовит тех, кто его практикует, ускользать и избегать демонов. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом** Знай, досточудный, что **суд без милости не оказавшему милости** - не из чужих только даров, которых лишаешь ты нищих, но и из собственных, которыми должен ты делиться добровольно. //**Письма. Книга I.**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом** Если мы хотим быть судимы милостиво, то и сами должны быть милостивы к тем, кто против нас согрешил, ибо столько отпустится нам, сколько мы отпустим тем, кто причинил нам какой-либо вред злостью. <...> но как мы хотим быть [Богом] судимы, так должны судить и братьев наших, если они в чем-либо согрешат против нас: **ибо суд без милости не оказавшему милости**. //**Собеседования.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом** См. Толкование на [[new:iak:02:10#blazh_feofilakt_bolgarskij|Иак. 2:10]] ===== Блаж. Августин ===== **Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом** Само волеизъявление наказывается мучением - либо духовным, либо телесным; как, например, доставляющее удовольствие при совершении прегрешений наказывается посылаемыми за это в качестве кары страданиями; и как судящий без милости без милости будет и судим. Ведь и в этом суждении //мера// [см. [[new:mf:07:02|Мф. 7:2]], [[new:mk:04:24|Мк. 4:24,]] [[new:lk:06:38|Лк. 6:38]] - прим. ред.] имеется в виду только в том смысле, что не выказанное им не будет выказано и по отношению к нему, и притом суд, который совершается над ним, вечен, хотя тот суд, который творил он сам, вечным быть не может. //**Послания.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.** Если в суде над бедным будешь сострадающим и мягким, не устрашишься суда Божия. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом** Без милости будут судить того, кто прежде, чем быть судимым, хотя и мог оказать милость, но не оказал её. Это справедливое отношение ко всем жестоким. Хорошо известно, что, чем большую милость каждый [из них] получал от Господа, тем более несправедливо он отказывал в милости нуждающемуся ближнему, и тем справедливее он понесёт наказание за своё нечестие. Потому и Господь заранее предупреждает: //не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам// ([[new:lk:06:37|Лк. 6:37–38]]). **Ибо суд без милости будет к тому, кто не оказал милости. Милосердие же превозносится над судом**, ибо как не оказавший милости, осуждённый на Суде Божьем, будет скорбеть, так и оказавший милость, получив вознаграждение, будет ликовать и радоваться. По-другому: **милосердие превозносится над судом**. Не сказано: милосердие одерживает победу над судом. Ведь милосердие не противоречит суду, но превозносится над ним, потому что милосердие [хотя и] защищает многих, но лишь тех, кто оказал милость. //Блаженны милостивые, ибо они Богом помилованы будут// (//получат милость// – Vlg.) ([[new:mf:05:07|Мф. 5:7]]). Таким образом, слова **милосердие превозносится над судом** означают, что милосердие ставится выше суда. У кого на Суде будет найдено [хотя бы одно] дело милосердия, [у того,] даже если будет причина для его наказания, милосердие, словно водный поток, потушит пламя греха. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом** См. Толкование на [[new:iak:02:12#lopuxin_ap|Иак. 2:12]] [<10>]