[<10>] ====== Толкования на Иак. 2:14 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может вера спасти его** Видишь, возлюбленный, духовную мудрость блаженного Иакова. Поскольку он не сказал только, если имеешь веру, но «**кая польза?**» Он как бы так, говорит: покажи мне христианин действия и дела веры, и тогда от дел я предположу имя веры которую ты имеешь. Сначала действия, и после нарекают им имена, а не наоборот, «дела, как сказал один премудрый, слов не требуют; словам же подобает быть с делами наипаче». И сие сказано братом Господним. Если христианин не покажет делами, что верит в Бога, излишне, да и бесполезно называться ему верным и христианином. Потому что, не есть верующий тот, кто просто и как придётся, пустыми словами говорит, что он Господень, но тот есть верный, кто настолько любит Господа, в которого уверовал, что от любви дерзает принять и смерть. И что такая цель слов брата Господня, видно из примера, который он приводит ниже, говоря об Аврааме и Раав, которые делами показали, что веровали в Бога. По этому поводу хорошо сказал богоносный Игнатий «те, которые исповедуют себя христианами, познаются не только от того что говорят, но обнаружатся по делам своим. Дерево познается по плоду своему. Лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть. //Не в слове царство Божие, но в силе//» (Послание к Ефесянам). И Великий Василий говорит «Если кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа, - таковому нет никакой пользы от наименования» (Правило 45). И ещё божественный Игнатий: «подобает не только называться христианами, но и быть. Не называться, но быть, делает блаженными» (Послание к Магнезийцам). Говорит же и божественный Златоуст: «при таких обычаях (т.е. лукавых и сатанинских) какая польза человеку от того, что он именуется христианином? Ведь как девица, пока сохраняет своё девство, достойно и благоприлично называется девою и на самом деле дева, но если обольстит её кто-нибудь и растлит и она утратит своё девство, тогда она уже более не дева, - так и глаголемый христианин, если он преступил завет и попрал свои обеты и слово святого Евангелия отверг и живёт по-язычески, тогда ему бесполезно и называться христианином» (Слово о лжепророках). И ещё говорит «христианину не принесут никакой пользы правые догматы, если он небрежёт о своей жизни» (Беседа 13, на Бытие). //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может вера спасти его** Если мы простили ближним согрешения их против нас и из имения своего уделяем часть нищим, то и нас восприимет милость Божия, когда будет судить наши поступки. Совершение сего важно. Напротив, тяжкое осуждение тем, которые не оказали благорасположения к подобным себе. Тех, которые не сжалились над ближними, согрешившими против них, постигнет осуждение злого раба [[new:mf:18:32|(Мф. 18, 32-35)]] с воздаянием по молитве, в которой мы просим Бога простить нам, как и мы прощаем согрешившим против нас [[new:mf:06:12|(Мф. 6, 12)]], а тех, которые немилостивы или жестоки к нуждающимся в телесной помощи, встретит суд без милости. Хвалится милость на суде, ибо //милостивые//, по изречению Господа, //помилованы будут// [[new:mf:05:07|(Мф. 5, 7)]]. Или иначе. Милосердие к бедным могло доставить прощение даже идолослужителям, как мы слышим от пророка [[old:dan:04:24|(Дан. 4, 24)]]. Чего же не доставит оно людям верующим? Мне кажется, действие милосердия сходно с тем, что производит елей древесный на борющихся на поприще. Борцы, намащаемые елеем, легко ускользают от захватывания своими противниками. Так и наше милосердие к бедным даст нам на суде возможность избежать нападений со стороны бесов. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Блаж. Августин ===== **Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его** Иаков, конечно, устрашил их ради их спасения, чтобы они не считали себя верными только вследствие своей веры, живя при этом во зле. //**О воздержании.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его** Теперь апостол начинает более подробно рассуждать о делах милосердия, чтобы утешить тех, кого он привёл в страх сказанным ранее. Он указывает, как ежедневными средствами [исправления] изглаживаются даже повседневные прегрешения, без которых здесь [никому] не прожить. Дабы человек, который, когда согрешит в одном, становится виновным во всём ([[new:iak:02:10|Иак. 2:10]]), согрешая во многом (ибо //все мы во многом согрешаем// ([[new:iak:03:02|Иак. 3:2]])), не предстал на Суд строгого Судьи с бременем накопленных преступлений и не был лишён милости, как не оказавший милости, но чтобы он заслужил для себя оставление долгов и исполнение обетований, прежде всего, тем, что сам оставлял и прощал [другим]. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Андрей Монах ===== **Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его** То, что [Иаков] говорит, означает: если кто-либо не покажет делом, что верует Богу, то тщетно и исповедание. Ведь не тот верующий, кто просто говорит, что есть Господь, но тот, кто так любит Господа, что ради веры в него дерзает и до смерти. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его** Апостол уже ранее показал, что истинная вера необходима и существенно выражается деятельною любовью к ближним, особенно помощью нуждающимся разного рода: [[new:iak:01:27|1:27]]; указал равным образом высокое оправдывающее значение деятельной любви на суде Божием, [[new:iak:02:13|2:13.]] Теперь, со ст. 14 до конца главы (до ст. 26 включительно), Апостол подробно раскрывает тот же момент христианского благочестия - момент деятельного осуществления верований ума и сердца. Вера, не свидетельствуемая соответствующею деятельностью, которая должна вытекать из веры, как следствие из своего основания, - такая вера ничтожна, мертва [[new:iak:02:17|(ст. 17,]] [[new:iak:02:20|20,]] [[new:iak:02:26|26)]]. Апостол во главе всех рассуждений прямо, хотя и в вопросительной форме, ставит основное положение о недостаточности одной теоретической веры для оправдания и спасения человека. "Говорил как бы так: покажи мне дело, по которому бы я придал бы тебе название верующего, ибо в этом дело веры... Если кто делом не докажет, что он верен Богу, такого не нужно и называть верным. Ибо не тот верен, кто просто называет себя Господним, но тот, кто любит Господа так, что за веру в него готов и на смерть" (блаж. Феофил). [<10>]