[<10>] ====== Толкования на Иак. 2:17 ====== ===== Свт. Лев Великий ===== **Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе** Потому что как в вере смысл дел, так в делах сила веры. //**Проповеди.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Такожде и вера, аще дел не имать, мертва есть о себе** См. Толкование на [[new:iak:02:15#prp_nikodim_svjatogorec|Иак. 2:15]] ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.** Если же мы стыдимся подражать страданиям Его, которые Он взял на Себя за нас, и страдать, как Он страдал, - ясно, что мы не станем сопричастниками Его славы. Ведь тогда мы окажемся верными не делом, но одним словом. //**Катехизис.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 17-19 **Такожде и вера, аще дел не имать, мертва есть о себе. Но речет кто: ты веру имаши, аз же дела имам; покажи ми веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою. Ты веруеши, яко Бог един есть; добре твориши; и беси веруют и трепещут** Это не противоречит словам блаженного Павла, ибо слово "**вера**" употребляется в двояком значении, иногда означая простое согласие ума с явлением, так как мы обыкновенно и это называем верой (почему и бесы веруют о Христе, что Он Сын Божий), и, опять же, именем веры мы называем сердечное последование, соединенное с твердым согласием. Божественный Иаков называет мертвой верой простое согласие как не имеющее одушевляющих оное дел. А Павел говорит о вере сердечной, которая отнюдь не лишена дел, ибо в не имеющем честных дел ее и не было бы. И Авраам получил ее не прежде, чем решился отвергнуть отцовскую немощь, за каковой подвиг и дана вера в награду. Но Павел почитает ее выше дел закона, выше покоя субботнего, обрезания и прочих очищений. Ибо и в слове "**дела**" усматриваются два значения. Делами называются дела, подтверждающие веру, не имея которых она остается мертвой. Делами называются также и дела закона, без которых оправдывается Авраам и все христиане, ибо кто станет противоречить тому, что к нечистому не приступит вера (разумею веру дел)? Как миро не может сохраниться в сосуде, полном грязи, так и в человеке нечистом не будет находиться вера Божия. Итак, Божественные апостолы не разноречат друг другу, но, принимая слова в различных значениях, каждый употребляет оные в своем значении, где нужно. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Блж. Августин ===== **Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе** Я также не понимаю, зачем Господь сказал: //Если хочешь прийти к вечной жизни, соблюди заповеди//, и затем напомнил те из них, которые связаны с нравственным поведением, если, даже не соблюдая их, можно прийти к [вечной] жизни благодаря одной только вере, которая **«без дел мертва»** [[new:iak:02:26|(Иак. 2:26)]]. //**О вере и делах.**// ===== Ориген ===== **Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе** Умирающий во грехах своих, если и говорит, что верует во Христа, в действительности не обрел веры в Него. Если же говорится о вере, лишенной дел, то таковая мертва, как мы читаем в считающемся принадлежащим Иакову послании. //**Комментарии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе** Дело - душа веры. Вера - душа души. Душа же - душа тела. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе** См. Толкование на [[new:iak:02:15#beda_dostopochtennyj|Иак. 2:15]] ===== Лопухин А.П. ===== **Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе** См. Толкование на [[new:iak:02:15#lopuxin_ap|Иак. 2:15]] [<10>]