[<10>] ====== Толкования на Иак. 2:20 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва** Ибо как вера мертва без дел, так, по нашему мнению, истинно и обратное. Следовательно, пусть вместе со славой благой жизни сияет и безупречность в вере. //**Послание на святой символ веры.**// ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва** А дела без веры? И дела без веры мертвы: это не добродетели, а, можно сказать, струп добродетелей, или, если не нравится это сравнение, это - вид, картина добродетелей, а не самая добродетель. Ибо откуда взяли бы дела жизнь, если не от веры? От наклонности к добру? Она в нас мала и слаба, сама требует оживления. От соображений рассудка и внушений ума? Они, во-первых, холодны и коль скоро сами не проникнуты чувством добра, не утверждены на глубоком основании, то слабы, притом перекрещиваются в действии внушениями страстей, самолюбия, расчетами... [пропущено слово по неразборчивости], и прочим. От примера других людей? Но много ли примеров добра чистого, действий святых? От хвалы и одобрения человеческого? Этот ветер переменчив и непостоянен. Он иногда рвет паруса порывами, а иногда веет в противную сторону; иногда нельзя узнать по нему, куда ветер. Посему и дела без веры мертвы. **//Заметки.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва** К правоте догматов, премудрый, следует присовокуплять любомудрие в образе жизни, если истинно - а истинно несомненно - то, что вера без дел мертва. Когда же растворено и некоторым образом соединено то и другое, тогда именно по сочетании воедино и благочестия, и добродетели появляется [в человеке] совершенная и самая высокая благоискусность. //**Письма. Книга II.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва** Разум, приводимый в движение рассудительностью, приходит к деланию, через делание приходит к добродетели, а посредством добродетели достигает веры - истинно твердой, непоколебимой и полной уверенности в вещах божественных. Ею разум первоначально обладает, благодаря рассудительности, как возможностью, а затем она является осуществленной, в соответствии с добродетелью обнаруживаясь в делах, ибо написано: **вера без дел мертва**. //**Мистагогия.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Хощеши ли разумети, о, человече суетне, яко вера без дел мертва есть** **Суетным**, т.е. пустым называет божественный Иаков того христианина, который хвалится только поверхностной верой, не имея веры постоянной, которая есть – благие дела и заповеди. Святой же Митрофан говорит, что брат Божий не посчитал достойным назвать такого верным христианином, а только пустым человеком. Первая причина, по которой он не считает его верным, та, что он уподобился демонам, и дабы не быть вынужденным назвать и бесов верными, поскольку и те имеют поверхностную веру без Божию и по подобию, для делания тех благих дел, которые направлены к славе и благоугождению Бога, - его Творца, (как написано у Екклесиаста «//Конец слова, все слушай; Бога бойся и заповеди Его храни, яко сие всяк человек//» [[old:ekl:12:13|(Еккл. 12:13)]], т.е. для этого и создан каждый человек, бояться Бога и хранить Его заповеди), сей же окаянный остаётся пустым и лишённым того, что есть по подобию Божию и чести, которая была ему дана Богом, как говорит псалмопевец «//человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им//» [[old:ps:048:13|(Пс. 48:13)]]. //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Хощеши же ли разумети, о, человече суетне, яко вера без дел мертва есть** Пустым называет человека, который хвалится одной только верой, потому что, не осуществляя ее в делах, он не приобрел никакой полноты. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва** Хоть апостол Павел и учил, что человек оправдывается верою, без дел, неправильно его поймет тот, кто решит, что, однажды уверовав во Христа, он может творить злодеяния, жить в бесчестье и пороке и все равно быть спасенным верой. В этом отрывке своего послания Иаков объясняет, как надо понимать слова апостола Павла, и использует пример Авраама, чтобы показать, что вера тщетна, если не подтверждается добрыми поступками; на примере Авраама и апостол Павел показывал, что человек оправдывается не делами. Автор послания напоминает, что вера Авраама добрыми делами как раз подтверждалась, и ясно показывает, что апостол Павел учил на примере Авраама об оправдании верою не затем, чтобы кто-то решил, что не так уж и важно поступать хорошо. Павел имел в виду, что никто не должен считать, что своими прежними добрыми делами он заслужил дар оправдания; дар этот обретается только по вере. //**О семи Кафолических посланиях.**// ---- Апостол Павел, проповедующий оправдание человека [одной лишь] верой, без дел, был неверно понят. Некоторые восприняли сказанное [Павлом] таким образом, что считали, будто они, однажды уверовав во Христа, спасены через веру, даже если [при этом] совершают зло, и живут порочно и нечестиво. Поэтому апостол Иаков объясняет мнение апостола Павла и показывает, как следует понимать это место в его Послании. В качестве примера тщетности веры без добрых дел он приводит прежде всего Авраама, потому что именно пример Авраама использовал Павел, чтобы доказать возможность оправдания человека без дел. Упоминая о добрых делах Авраама, которые сопутствовали его вере, апостол Иаков достаточно [ясно] показывает, что апостол Павел учит об оправдании человека [одной лишь] верой, без дел, не с той целью, чтобы уверовавший не делал добра, но скорее для того, чтобы никто не считал, что оправдание, которое зависит от веры, даровано ему заслуженно, за прежние добрые дела. Иудеи желали, чтобы за это их ставили выше верующих во Христа язычников, говоря, что они заслуженно, за добрые дела под законом, получили евангельскую благодать. Из-за этого многие уверовавшие из них соблазнялись тем, что необрезанным язычникам подавалась благодать Христова. Поэтому апостол Павел говорит, что человек может быть оправдан через веру, без дел, имея в виду предшествующие [вере дела]. Но разве может [человек] быть оправдан через веру, не поступая праведно? //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Экумений ===== **Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва** Неосновательным [апостол] называет человека, который хвалится одной лишь верой, никак не подтверждая ее делами. //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва** Апостол переходит теперь, ст. 20, к доказательству утверждаемой им истины из ветхозаветного Писания и обращается к предполагаемому противнику в такой форме, которая говорит о предстоящем сейчас окончательном поражении возражателя:** "хощеши ли разумети"** θέλεις δε γνώναι. При этом Апостол называет его суетным, пустым, неосновательным человеком, греч. κενός. "Пустым называет человека, который хвалится одною только верою, потому что, не осуществляя ее в делах, он не приобрел твердой основы для своей деятельности" (блаж. Феофил.). При этом Апостол повторяет (ср. [[new:iak:02:17|ст. 17]]) свое основное положение **"вера без дел мертва"**, ἡ πίστις τῶν ἔργων νεκρά ἐστιν Впрочем, вместо принятого νεκρά, мертва, некоторые авторитетные греческие списки (Ватиканский, Парижский и некоторые другие), как и некоторые древние переводы (Армянский, Вульгата), имеют другое слово ἀργή, //бездеятельна, бесполезна, напрасна.// По связи с предыдущим [[new:iak:02:19|(ст. 19)]] и последующим ([[new:iak:02:21|ст. 21]] след.) это разночтение заслуживает внимания и предпочтения. **//Толковая Библия.//** [<10>]