[<10>] ====== Толкования на Иак. 3:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны** Итак, блюди язык больше девицы. Язык - царский конь: если вложишь в него удила и выучишь ходить ровно, то доверится ему и сядет царь. А если оставишь необузданным и позволишь нестись и скакать, то будет колесницей дьявола и демонов. //**Фрагменты.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны** //Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня// [[new:in:14:21|(Ин 14:21)]]. Первая же заповедь: //удерживай язык твой от зла и уста свои от коварных слов// [[old:ps:033:14|(Пс 33:14)]], ибо грех, творимый языком, и на деле весьма удобен и многообразен. Разгневался ли ты? И язык предваряет. Похоть ли возобладала тобою? Язык прежде всего служит тебе как бы переводчиком и переносчиком, который помогает во грехе и вводит в искушение ближних. Язык для тебя и оружие неправды, если он не от сердца говорит, но для обмана других. Но к чему перечислять словом все грехи, совершаемые языком? Жизнь наша наполнена грехопадениями языка: срамословие, смехотворные, глупые, непристойные речи, пересуды. Слово праздное, лживые клятвы, ложные свидетельства, - все это и гораздо большее число зол суть произведения языка. //**Гомилии на Псалмы.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны** Божественное Писание, наилучшие, не только не согласно с принятыми вами понятиями, но и весьма ему противоречит. Вы говорили, что язык приводится в движение и смятение судьбою, а Священное Слово говорит, что языком приводится в замешательство время жизни нашей, потому что время, как колесо, само на себя возвращается. Но всего лучше выслушать само Писание. Посему, что же говорит оно? - **Язык водворяется во удех наших, паля все тело и скверня коло жизни нашей**. Не сказано, что коло сквернит язык, но что языком сквернится **коло**, то есть изменчивое время, потому что Писание обвиняет произвол и обуздывает опрометчивость, от которых жизнь наша делается горькою и подвергается тьмочисленным неправильностям. Почему Писание и присовокупило: **опаляяся от геенны**, чего, однако, не прибавило бы, если бы язык невольно приходил в движение. А что **колом** названо время по его круговращению, ибо оно возвращается само на себя, - в этом ручается Песнопевец, который назвал время венцом и сказал Богу: //благословиши венец лета благости Твоея// [[old:ps:064:12|(Пс.64:12)]]. Ибо здесь время по своему круговращению справедливо называется венцом. Посему, если не хотите подвергать себя осмеянию, то изречение, которое противно собственным вашим целям, не представляйте как согласное с ними, но связывайте язык тысячами удил. ---- То, чего ты доискиваешься, по моему мнению, имеет двоякое толкование: одно более снисходительное, а другое более строгое. **Язык - огнь, мир неправды** более всего потому, что он удободвижен и весьма легко говорит много худого, и обвиняет, и злословит, и ложно клянется, и лжет, и лжесвидетельствует, многих несправедливо ввергает в огонь, гонит под меч и в море. **Миром** же Писание обычно называет множество. Сказано: //мир//, то есть множество, //Его не позна// [[new:in:01:10|(Ин.1:10)]]. Посему, говорит Апостол, **язык есть** или **огонь**, несправедливо пожигающий множество, или вместилище множества неправедного огня. Многие, содействуя пороку, приукрашивая неправду, при великой способности витийствовать о поступках лукавых и беззаконных и не имея недостатка в нужных словах, сами не зная того, произносят против себя приговор и в этих словах представляют доказательство своего произволения, наклонного к худому. Их-то, может быть, выставляя напоказ, сказал Апостол: **язык - огнь, мир неправды**, - как бы выражая сим, что пламеннее красноречие, когда приукрашивает подвергшихся великим падениям, кажется прикрасою истины. Посему, даром слова надлежит пользоваться не для того, чтобы украшать порок, но чтобы величать добродетель, которая и без слов блистательнее всего. ---- Время есть нечто круговидное: семикратно обратившийся день делается неделей, недели составляют месяц, а месяцы - год, и время опять возращается к тем же знакам. По сему самому Писание назвало его в одном месте //венцем лета//, а в другом - **колом рождения**, потому что у круга, у венца, у колеса вид один и тот же. Четыре времени года, разумею весну, лето, осень и зиму, взявшись некоторым образом за руки и обходя год, водят прекрасный хоровод. Ибо так премудро и стройно созданы наилучшим Художником Богом, что конец каждого времени, постепенно соединяясь с началом другого, проходит незаметно, нечувствительно и безвредно для тел. А чтобы сказанное стало яснее, пусть слово идет в след за описываемым. Самый крайний летний зной не вдруг уступает место крайнему зимнему холоду, потому что повредило бы это телам, семенам и растениям, которые не способны вынести наступления внезапной перемены. Но лето оканчивается, уступив место осени, а осень постепенно и понемногу уподобляясь в начале лету, а в конце - зиме, безвредно меняется с сей последней. Потом оканчивается и зима, уступив место весне, а весна, понемногу и неприметно соединяясь с летом, передает свои права лету. //**Письма. Книга I.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **И язык огнь, лепота неправды** Феофилакт и Икумений говорят, что язык есть огонь пожигающий. Какому же виду зла он содействует? Послушай. Слово «κόσμος» лепота или украшение, приводится и в Бытии «//И совершишася небо и земля, и все украшение их//» [[old:gen:02:01|(Быт. 2:1)]]. Итак, язык есть украшение человека, потому что это инструмент пророческого слова, чем мы, разумные люди отличаемся от бессловесных животных и показываем один другому наши мысли, которые имеем в своём сердце. Таким образом, язык есть естественное украшение человеческой природы. Когда же движется противоестественно и не руководствуется правыми словами, тогда становится лепотой и украшением неправды, т.е. украшает явную неправду красивыми и премудрыми словами риторов, чтобы показать что это правда. И ложь прилагает в истину. Оскверняет всё тело страстными словами, влекомый блудом. Разжигает похоть сатанинскими песнями. Делает дело убийцы обманными советами. Похищает и присваивает чужое ложными клятвами. Словом «κόσμος», называется ещё мир или большинство, как сказано «//и мир// (т.е. множество людей) //Его не позна//» [[new:in:01:10|(Ин. 1:10)]], поэтому здесь язык ещё называется миром, или множеством неправды. Святой же Митрофан, под миром разумеет жилище или местопребывание людей. Язык, говорит, есть некое жилище неправды или греха. И он входит внутрь греха, как в некий огромный мир и обживается в нём, радуется и веселится о злословиях и о душевредных беседах. **сице и язык водворяется во удех наших, скверня все тело и паля коло рождения**[41] **нашего и опаляяся от геенны** Язык оскверняет всё тело непристойными и глупыми словами, он же пожигает весь круг нашего бытия, т.е. состояние существования жизни человека, от начала до его конца. Кругом называется жизнь человека, по Феофилакту, потому что солнце, вращаясь на небе по образу круга или колеса совершает год, который венцом, т.е. кругом года называет Давид, говоря «//Благословиши венец лета//» [[old:ps:064:12|(Пс. 64:12)]]; по этому кругу года и протекает жизнь людей. Кругом рождения называется жизнь человека, потому что сразу от начала рождения она бежит как некое приснодвижимое колесо и никогда не останавливается, до тех пор, пока не достигнет своего конца, т.е. смерти. Этот же язык будет подвержен огню гееннскому вместе со всем телом. И насколько это явно на примере богатого, так, что когда жарился его язык, он просил прохладить его, вопия к Аврааму: «//посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и устудит язык мой, яко стражду во пламени сем//» [[new:lk:16:24|(Лк. 16:24)]], настолько и от слов, которые скажет праведный Судья в тот день ко всякому человеку, который не управлял как должно своим языком, но оставлял его говорить неподобающее «//от словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися//» [[new:mf:12:37|(Матф. 12:37)]]. Почему? Потому что Я, говорит, вам прежде сказал со всей ясностью «//яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный//» [[new:mf:12:36|(Матф. 12:36)]], вы же презрели Мою заповедь, и не только праздные слова говорили, но и вредные и душерастлительные. ---- [41] Отмечаем что, по Феофилакту и Икумению, в некоторых списках пишется «геенны», толкуется же так, что язык воспаляет круг геенны, т.е. разжигает и подвигает на нас геенну огненную. //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И язык огнь, лепота неправды; сице и язык водворяется во удех наших, скверня все тело и паля коло рождения нашего и опаляяся от геенны.** - Так и язык, мир неправды, есть огонь, ибо как огонь все истребляет, так и он. Некоторые под миром разумеют здесь множество, как и в словах //мир Его не познал// [[new:in:01:10|(Ин. 1,10)]]. Язык есть мир, то есть скопище неправды. ===== Беда Достопочтенный ===== **И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны** Язык - огонь, пожирающий своими дурными речами целый лес добродетелей. Огонь погибели противоположен огню спасения, который, уничтожая поленья, хворост и сено греха, являет тайны сердца. Этот огонь воспламенял сердца святых учителей, которые и сами горели любовью, и воспламеняли других огненным языком проповеди. //**О семи Кафолических посланиях.**// ---- Язык является огнём, потому что злоречием он пожирает лес добродетелей. Поэтому премудрый муж сказал о глупце: //и отверзение уст его – воспламенение// ([[old:prsir:21:start|Сир. 21]] – СП; 20 – Vlg.). Этому погибельному огню, конечно, противоположен тот спасительный огонь, который поядает дерево, сено, солому пороков и обнаруживает тайны сердца (ср. [[new:1kor:03:12|1 Кор. 3:12]]; [[new:1kor:14:25|14:25]]). Этим огнём так объяты святые учители, что они и сами пылают любовью, и других зажигают словами проповеди, словно огненными языками. Об этом хорошо написано: //И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого// ([[new:act:02:03|Деян. 2:3–4]]). А о развратном языке верно говорится, что он – **мир беззакония**, потому что посредством его почти все злодеяния либо приготовляются (как разбой и разврат), либо совершаются (как клятвопреступление и лжесвидетельство), либо оправдываются, когда какой-либо негодяй для оправдания совершённого им преступления, притворяясь хорошим, похваляется тем, чего он не сделал. **И воспламеняет круг нашей жизни, будучи воспламенён геенной**. Под **геенной** апостол подразумевает диавола и ангелов его, из-за которых и существует геенна, и которые, либо летая по воздуху, либо скитаясь по земле, либо крепко содержась под землёй, повсюду и всегда носят в себе мучение от своего пламени, наподобие больного лихорадкой, который хотя и лежит на дорогой постели или на солнце, однако не может унять ни жар, ни озноб от своей внутренней болезни. Так и бесы, хотя почитаются в украшенных золотом капищах и носятся по воздуху, однако постоянно пылают геенским огнём и, зная о своём наказании, из зависти, подкладывают трут пороков обольщённым людям для их погибели. В противоположность этому говорится, что святой град Божий, новый Иерусалим, нисходит от Бога с неба (см. [[new:otkr:03:12|Откр. 3:12]]; [[new:otkr:21:02|21:2]], [[new:otkr:21:10|10]]), ибо всё, что ни есть на земле небесного, дано нам как дар свыше. А **кругом нашей жизни** апостол называет непрерывность и скоротечность временной жизни, вследствие чего мы, словно бегущее по кругу колесо, неуклонно движемся от рождения к смерти. Поэтому хорошо, что Соломон, сказав: //помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришёл день скорби//, немного ниже добавил: //и доколе не разрушилось колесо над колодцем. И возвратится прах в землю, чем он и был// ([[old:ekl:12:01|Еккл. 12:1]],[[old:ekl:12:06| 6–]][[old:ekl:12:07|7]]). Язык же **воспламеняет круг нашей жизни**, когда злоречием он портит весь строй нашей жизни. Апостол говорит о **круге нашей жизни** ещё и потому, что нас, лишённых внутреннего постоянства вследствие грехопадения, блуждающий ум влечёт то сюда, то туда, и от постоянного метания повсюду мы не знаем, где погибель, а где спасение. Огонь же скверного языка **воспламеняет круг нашей жизни**, когда от вздорных и вредных бесед постепенно пропадает природная стыдливость. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Андрей Монах ===== **И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны** То есть **круг жизни нашей** . Он не сказал, что язык воспаляется кругом, но круг, то есть круговидное время - языком. //**Фрагменты.**// ===== Иларий Арелатский ===== **И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны** Несправедливость пятнает, как бревно опаляется огнем. Геенна сжигает, словно огонь. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Экумений ===== **И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны** Прикраса неправды ο κοσμος της αδικιας. Здесь некоторые желают обозначить словом κοσμος толпу, подобно словам //мир Его не познал// [[new:in:01:10|(Ин 1:10)]] вместо слов //множество народа//. //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны** См. Толкование на [[new:iak:03:05#lopuxin_ap|Иак. 3:5]] [<10>]