[<10>] ====== Толкования на Иак. 3:15 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская** См. Толкование на [[new:iak:03:13#prp_nikodim_svjatogorec|Иак. 3:13]] ===== Блaж. Феофилакт Болгарский ===== **Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская** См. Толкование на [[new:iak:03:13#blzh_feofilakt_bolgarskij|Иак. 3:13]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская** Павел говорит: //Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия// [[new:1kor:02:14|(1 Кор. 2:14)]]. Иаков по праву называет упрямую и горделивую мудрость земной, душевной и бесовской, поскольку, пока душа ищет земной славы, она остается отрезана от благодати Духа и от Бога. Такая душа естественным образом является частью павшего мира, и лукавый дух подталкивает ее к безумным и грешным поступкам. //**О семи Кафолических посланиях.**// ---- Павел также говорит, что //душевный человек не принимает того, что от Духа Божия// ([[new:1kor:02:14|1 Кор. 2:14]]). Однако следует заметить, что [понятия] //душевный человек// (animalis homo) и **душевная мудрость** (animalis sapientia) происходят от [понятия] «душа», а не от [понятия] «животное» (non ab animali, sed ab anima derivatur). Апостол свидетельствует: //первый человек, Адам, стал душой живущей, последний Адам – Духом Животворящим. Но не духовное прежде, а душевное// ([[new:1kor:15:45|1 Кор. 15:45–46]]). Мнение о том, что наименование произошло от [понятия] «душа», подтверждается и греческим языком, в котором ψυχὴ – "душа", а ψυχικὸν – «душевное». Хотя в латинском языке слово «животные» образовано, очевидно, от [понятия] «душа», в греческом оно имеет совсем другую и непохожую этимологию. В нём «животные» называются так, потому что они живые. У греков ζωὴ – «жизнь», а ζῷα – «животные». Очень часто, именуя в своих посланиях человека «плотским», «душевным» и «духовным», апостол, тем не менее, употребляет последнее понятие либо по отношению к Самому Господу (ср. [[new:1kor:15:45|1 Кор. 15:45–46]]), Который, явив Себя во плоти с душой, был исполнен Святого Духа, либо по отношению ко всякому избранному, который, по природе состоя из плоти и души, также принял, //по мере дара Христова// ([[new:ef:04:07|Еф. 4:7]]), благодать Святого Духа, которой и просвещается. А «плотским» или «душевным» апостол именует человека, который, не имея духовной благодати, способен помышлять и делать исключительно то, что по природе присуще плотским или душевным чувствам. Справедливо говорится, что сварливая и горделивая мудрость – **земная, душевная, бесовская**. Ведь пока душа ищет земной славы, пока душа, чуждая духовной благодати, имеет помышления, свойственные её природе после грехопадения, до тех пор она, будучи закономерно обманута злобным духом, устремляется к совершению безумных и вредных поступков. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская** См. Толкование на [[new:iak:03:14#lopuxin_ap|Иак. 3:14]] [<10>]