[<10>] ====== Толкования на Иак. 4:4 ====== ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу** Ведь не может совсем тот, кто враждебно к кому настроен, то, что он считает, даже и угодное другому, [своему] врагу, правильно советовать, и того наставлять выполнять его желания. //**Катехизис.**// ===== Прп. Марк Подвижник ===== **Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу** Как Адам, вкусив от древа познания, изгоняется, так и мудрствующий земное не может пребывать в слове Христовом, по написанному: дружба с миром есть вражда против Бога. //**Слова.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Прелюбодее и прелюбодейцы, не весте ли, яко любы мира сего вражда Богу есть? Иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает** Здесь недоумевает святой Митрофан: почему в то время, как и многие другие имеющие дружбу с миром, которая есть вражда Богу, каковы славолюбцы и сребролюбцы, но не являющиеся прелюбодеями, почему говорю брат Божий, оставил всех прочих друзей мира и приводит здесь только прелюбодеев и прелюбодейц? Разрешая это недоумение, он говорит, что святой Иаков назвал тех, которые имеют в себе все виды зол, наихудшим и наибольшим именованием прелюбодеяния, и этим показал, что они есть делатели и других грехов. Потому что, кто уже основательно славолюбец, или сребролюбец, или вор, или любостяжатель, то такой, по неволе становится и прелюбодеем, и кто прелюбодей, тот последовательно становится и славолюбцем и сребролюбцем и прочее. Прелюбодей же, чтобы беспрепятственно и с размахом иметь свои постыдные дела, должен иметь светлые и украшенные одежды, роскошные и сибаритские трапезы, златоуздых коней, хороших рабов и иное подобное. Ко всему этому требуется слава и почести, и более того, не малые деньги, чтобы всё это покупать с изяществом. Итак: если кто прелюбодей, и творит постыдные дела, то этому предшествовали и любление славы, и любовь к богатству. Поэтому божественный Иаков здесь, весьма подходящей фразой называет прелюбодеев, друзьями мира, т.е. страстей – вещественной и растленной жизни (мир называется страстями, по святому Исааку, а вещественная жизнь – матерью растления, по святому Феофилакту) и врагами Бога. Потому что, дружба мира или страстей и растленной сей жизни, есть ненависть и разделение с Богом. Существуют два понятия, по Феофилакту, абсолютно противоположные между собой, которым служат все христиане, это Бог и мир. И два противоположных расположения у них в душах, к Богу или к миру, т.е. любовь или ненависть. Итак, который христианин имеет любовь и желание к Богу, к божественным и небесным вещам, такой называется друг Божий, враг же мира. Наоборот же, тот, кто имеет дружбу и любовь к миру и к мирским суетным вещам, такой называется друг мира, враг же Бога[47]. Если же друзья мира - враги Божии все прочие грешники, насколько более творящие плотские похоти и сласти, каковые есть прелюбодеи? Т.е. спешащие к замужним жёнам, и совершающие коварство, против ложа своего брата. Таковые исключительным способом, прилеплены к дружбе и любви мира сего, и абсолютно не хотят ни умереть для него, ни разлучиться с ним. Поскольку считают мир сей, местом покоя, и улучая вожделенные им сласти, считают за муки разлучиться от настоящей жизни, посредством смерти, и перейти в иную. Поэтому и Соломон осуждая грех прелюбодеяния как великий и тяжкий говорит: : «//Не дивно, аще кто ят будет крадый; крадет бо да насытит душу свою алчущую; ... Прелюбодей же за скудость ума погибель души своей содевает, болезни же и безчестие понесет; поношение же его не загладится во век//» ([[old:pr:06:30|Притч. 6:30]]-33)[48]. ---- [47] Поэтому и божественный Кирилл Александрийский сказал: «Но если кто и из (духовных) Идумеян захотел бы созидать достояние свое, или собирая богатство из неправды, или услаждаясь высокими должностями в жизни, — тот Самого Бога всяческих обретет как бы противостоящим ему и ополчающимся на него. Так и божественный ученик написал: **если кто хочет быть другом мира, врагом Бога становится**. Да, не оставит (без возмездия) Он, как я сказал, возлюбивших земные помышления, и не прекратит ополчения на них, ибо всегда ненавидит преступного и делает отверженным грехолюбца» (Толкование на пророка Малахию). [48] О прелюбодеях и блудниках сказал пророк Осия: «//Яко Господа оставиша, яко чада чужда породиша себе//» [[old:os:05:07|(Ос. 5:7)]], и Наум: «//и изнемогут в телесех своих от множества блужений//» [[old:naum:03:03|(Наум. 3:3)]], и Амос: «//и сын и отец его влазяста ко единой рабыни, яко да осквернавят имя Бога своего//» [[old:am:02:07|(Ам. 2:7)]]. И Соломон: «//Чада же прелюбодеев несовершенна будут, и от законопреступнаго ложа семя изчезнет; аще бо долгоживотни будут, ни во чтоже вменятся, и безчестна на последок старость их; аще же скоро скончаются, не будут имети упования, ниже в день суда утешения; рода бо неправеднаго лютая окончания//» ([[old:prs:03:16|Прем. 3:16]]-19). Рассудительный же Фотий, в Амфилохиях приводя это изречение брата Господня, о прелюбодеях и прелюбодейцах говорит, что предюбодей есть тот, кто не только отлучил себя от любви и единства с Богом, но и предпринял разлучить душу, соединённую с истинным Женихом Христом, совокупляя её с собой и делая её прелюбодейной. Прелюбодейца же, по преимуществу есть та душа, которая отлучилась от заповедей Божиих, уклонившись в мирские наслаждения, или по чьему-нибудь обольщению, или движимая какой другой причиной. Словами **прелюбодеи и прелюбодейцы**, можно назвать многие вещи и понятия. Если какой муж или какая жена, предпочтёт деньги, любви Христовой, или славу, или наслаждения, или иное что тленное и суетное, и предпримет и других привлечь в подобные предпочтения похоти, прелюбодеем или прелюбодейцей будет именоваться. И сначала впереди ставит, апостол, **прелюбодеев**, а затем **прелюбодейц**, потому что как говорит тот же Фотий, что прелюбодеи первенствуют в злобе перед прелюбодейцами, как учители греха, и как двойным грехом согрешающие. И одно дело, когда кто в погибель низвергает самого себя, и другое, когда тянет за собой других жён, или других мужей в подобную пагубу. //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Прелюбодее и прелюбодейцы, не весте ли, яко любы мира сего вражда Богу есть? Иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает.** - Выше апостол лишь слегка обличил некоторых ложных мудрецов, искажающих Божественное Писание и по своей воле в превратном виде употребляющих оное, чтобы иметь повод к своей сладострастной жизни, а это есть не другое какое-нибудь зло, но вид гордости. Теперь же он выступает против них строже и, как бы вопреки своей кротости, употребляет слова укоризненные, называя таких людей прелюбодеями и прелюбодейцами, и делает почти такие обличения: "Скажи-ка мне, легкомысленный, ты хочешь выдавать себя за мудреца? Но откуда в вашей жизни распри и постоянная вражда? Отчего всегдашняя привязанность к настоящему? Отчего беспрерывное стремление к удовольствиям настоящей жизни? Это свойственно не мудрецам, но людям простым и склонным к дружбе с миром, что и показывает, что вы прелюбодеи, ибо вы сокрытой внутри Божественной и целомудренной красоте предпочитаете красоту обыкновенную, постыдную и скверную и стремлением к настоящему воздымаете вражду против Бога. Ужели не знаете, что дружба с миром есть вражда против Бога, удаляющая от любви Божией и показывающая нас врагами Его?" Миром называет здесь всю вещественную жизнь как матерь тления, приобщающийся которой немедленно становится врагом Бога, ибо при рвении к бесполезному он небрежно и презрительно относится к предметам Божественным, каковые отношения мы допускаем к людям ненавистным и враждебным для нас. Так как есть два предмета, которыми занимаются люди, - Бог и мир, и к каждому из этих двух предметов обращаются с любовью или ненавистью, то коль скоро мы сильно привяжемся к одному, очевидно, явимся нерадящими о другом, ибо внимание производит любовь, а небрежение - ненависть. Итак, кто прилепится к предметам Божественным, тот есть и называется другом Божиим, а кто вознерадел о Боге и возлюбил мир, тот в числе врагов Божиих. Поелику же все это происходит от надмения и гордости ложных мудрецов, то апостол употребляет еще другое обличение, желая таких людей отрезвить от опьянения и возбудить от усыпления. Он говорит: ===== Блаж. Августин ===== **Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу** Вследствие этой вражды произошло то, что даже Его Единородного Сына не пощадили. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Ориген ===== **Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу** Так как порочность содействует дружбе с миром, добродетель же - [дружбе] с Богом, то невозможно существовать одновременно с добродетелью и порочностью. //**Фрагменты.**// ===== Дидим Слепец ===== **Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу** Тот, кто согрешает, любя мир, оказывается врагом Божиим. Таким же образом и тот, кто любовь к Богу упрочивает через благочестие, тотчас оказывается врагом мира. И так же, как //невозможно служить Богу и мамоне// [[new:mf:06:24|(Мф 6:24)]], так же нельзя любить Бога и мир. //**Краткое изложение.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу** Любовь к почестям и высокомерию и тщетной славе. Вражда против Бога, потому что высокомерие и тщетная слава и любовь к почестям погубила небесную семью Бога и первого земного человека. Поэтому вплоть до сегодняшнего дня провозглашается, что любовь к этому миру - это вражда против Бога. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу** Апостол правильно называет их прелюбодеями. Он порицает тех, кто предпочёл любовные объятия дружбы с миром и отступил от любви к небесной мудрости, видя, что они, отвергнув Создателя, предпочли служить маммоне. Выше апостол уже говорил о явных врагах Бога: //разве не богатые притесняют вас, и разве не они тащат вас в суды? Разве не они хулят доброе имя, которое было наречено над вами?// ([[new:iak:02:06|Иак. 2:6–]][[new:iak:02:07|7]]). Но чтобы не подумали, будто врагами Божьими являются только те, которые открыто богохульствуют и гонят веру, преследуя Его святых и совершая над ними неправедный суд, апостол показывает, что врагами Божьими являются также те, кто, пребывая в вере и исповедании имени Христова, предаются мирским соблазнам и страстям, кто, оставаясь по имени верным, предпочитает земное небесному. Этим и следующим стихом апостол настойчиво внушает: **итак, всякий, кто захотел бы стать другом веку сему, становится врагом Богу**. Итак, врагами Бога являются все любящие мир, все ищущие развлечений, все о ком говорится: //ибо вот враги Твои, Господи, погибнут// ([[new:iak:02:06|Иак. 2:6–]][[new:iak:02:07|7]]). Пусть они ходят в церковь, пусть не ходят, они – враги Божьи. Они могут временно цвести как трава, но, когда настанет зной Суда, они погибнут, и красота их опадёт. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Экумений ===== **Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу** И, переходя далее, он называет их прелюбодеями и прелюбодейцами, не потому, что они всегда были такими, но потому, что от божественных и благих заповедей они уклонялись к другим, растленным. И ведь никто не станет учителем для блудника, который грязнее свиней, таким же образом он говорит не о телесных убийствах и бранях, но о душевных. //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу** В смысле неверности и измены Богу (а не в смысле плотского блудодеяния) Апостол грозно именует читателей** прелюбодеями и прелюбодейцами** или, по наиболее авторитетным кодексам (Александрийскому, Ватиканскому и Синайскому), только прелюбодейцами, moicalideV. Образ выражения - всецело ветхозаветный, бывший, поэтому, особенно понятным читателям-христианам из евреев. Священные писатели Ветхого Завета, изображая нередко отношения Бога к Израилю под образом брачного союза мужа с женою [[old:ps:044:start|(Пс XLIV;]] [[old:ier:01:02|Иер 1:2]]; [[old:os:01:03|Ос I-III]] и др.), называют неверность народа Богу, уклонение его к богам иным, прелюбодеянием, а неверных Истинному Богу евреев - прелюбодеями [[old:is:57:02|(Ис LVII:2]];[[old:os:01:02| Ос 1:2]] и 4 др.). Перешел этот образ представления и выражения и в Новый Завет[[new:mf:12:39| (Мф 12:39;]] [[new:2kor:11:02|2Кор. 11:2]] и др.). "Перешедший из Ветхого Завета в Новый, даже более уместный в Новом Завете, в силу благодатного единения каждой христианской души со Христом, образ мужа и жены должен здесь дать также название moicalideV" (еп. Георгий). Измена Богу состоит в особенной любви к миру, дружбе с миром (h filia ton kosmou), какую проявляют читатели. "Миром" называет здесь всю вещественную жизнь, как матерь тления, приобщающийся которой немедленно становится врагом Бога. Ибо, при рвении к бесполезному, он небрежно и презрительно относится к предметам божественным, каковые отношения мы допускаем к людям ненавистным и враждебным для нас. Taк как, - два предмета, которыми занимаются люди, Бог и мир, - и к каждому из этих двух предметов обращаются с любовью или ненавистью, то коль скоро мы сильно привяжемся к одному, очевидно, явимся нерадящими о другом. Итак, кто прилепится к предметам Божественным, тот есть и называется друг Божий, а кто вознерадел о Боге и возлюбил мир, тот в числе врагов Божиих" (блаж. Феофил). [<10>]