[<10>] ====== Толкования на Иак. 4:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль** По совершении греха обращающийся к покаянию заслуживает не скорби, а блаженств в сонме праведных. Говори ты первый грехи твои, чтобы оправдаться. А если, сделав грех, не стыдится, то достоин сожаления, и не столько потому, что пал, сколько потому, что, упав, лежит. А если худо отсутствие покаяния в грехе, то какого наказания заслуживает превозношение грехами? Если превозносящийся добрыми делами нечист, то делающий это с грехами как может получить прощение? //**Фрагменты.**// ===== Свт. Леандр Севильский ===== **Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль** Следовательно, избегай смеха как заблуждения, и смени временную радость на скорбь, так как станешь блаженным. Потому что скорбящие о Боге блаженны, и они утешатся. //**О подготовке монахинь.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Постраждите и слезите и плачитеся; смех ваш в плачь, да обратится, и радость в сетование** Поскольку брат Господень возвестил христианам, чтобы смирились и подчинились Богу, и воодушевил их, чтобы противостали дьяволу и приблизились к Богу добродетельной жизнью, теперь говорит им, чтобы очистили свои руки от прежних грехов. Грехи рук есть: хищения, любостяжания, воровство, убийства, постыдные приобретения и всё другое, чем оскверняет человек свои руки. Очищаются же руки от сих грехов, противоположными добродетелями, т.е. возвратом украденных вещей, возвратом похищенных и лихвой приобретённых, избеганием постыдных приобретений, и особенно милостыней бедным, как повелевает Бог, говоря: «//ниже сожмеши руки твоея пред братом твоим требующим; отверзая да отверзеши руку твою ему//» ([[old:vtor:15:07|Втор. 15:7]]-8). Говорит божественный Златоуст, что у многих христиан есть привычка мыть руки, перед тем как пойти в церковь[53], сия есть хорошая привычка, предпочтительнее однако, чтобы мыли они и очищали свои руки, не от телесной грязи, а от душевной, которая есть грехи, как уже выше было сказано. Поскольку же сердце есть начало и корень всех внешних действий, которые делаются руками, то последовательно говорит святой Иаков, чтобы очистили двоедушные, т.е. имеющие два мнения, двуличные, нерешительные христиане свои сердца. Потому что, по слову Господню «//от сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетелства, хулы; сия суть сквернящая человека//» [[new:mf:15:19|(Матф. 15:19)]], т.е. все эти, говорит, страсти исходящие из сердца, они оскверняют и делают нечистым всего человека. Способ же, которым очищается сердце человека, возвещает далее святой Иаков говоря, **постраждите** о, христиане, т.е. воспримите злострадание по произволению и изберите идти по узкому и тесному пути добродетелей, который вас введёт в жизнь вечную, как сказал Господь. Оставьте же широкий путь сластей и греха, который вас низвергнет в погибель. «**Слезите и плачитеся**»[54], поскольку слёзы, печаль по Богу и конечно же плачь, много помогают человеку очистить скверну сердца и воспринять прощение своих грехов. И поскольку слёзы черпаются из чистой живой воды, которая находится вокруг сердца, то потом сердца назвал их святой Августин. Слёзы сокрушения из сердца, сокрушают страсти и нечистоты сердечные, как говорит Фессалоникийский божественный Григорий «Вино же сие есть сокрушенное умиление, которое плачем сокрушает страсти» (слово к Ксении). Знай же, брат, что ещё, сердце подобно источнику, и как источник насколько часто исчерпывается, настолько чистую воду собирает, так и сердце насколько часто исчерпывается слезами, настолько сияет и становится ещё чище. Очищает же сердце наипаче, непрестанно в нём действуемая молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя», с умеренной задержкой дыхания. Потому что, та теплота, которая рождается от действия святой молитвы, потребляет и растворяет нечистоты сердца[55]. Эти очистительные врачебные средства, употреблял и пророк Давид, чтобы найти прощение своих грехов и очистить сердце. Поэтому каясь в согрешениях, которые были сделаны, говорил «//Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах//» [[old:ps:037:07|(Пс. 37:7).]] И ещё: «//Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу//» [[old:ps:006:07|(Пс. 6:7)]]. Иной же раз: «//Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь//» [[old:ps:038:04|(Пс. 38:4)]]. Согрешивши один раз, он плакал всегда, и разогревалось от молитвы его сердце во все дни его жизни. Почти тому же учит, вместе с братом Господним и апостол Павел, когда говорит что время настоящей жизни коротко и незаметно, и что радующиеся должны быть как не радующиеся и имеющие жён как не имеющие. «//Время прекращено есть прочее, да и имущии жены, якоже не имущии будут... и радующиися, якоже не радующеся... и требующии мира сего, яко не требующе; преходит бо образ мира сего//» ([[new:1kor:07:29|1Кор. 7:29]]-31). Прибавляет же брат Божий, что смех христиан должен измениться в плачь, и радости в печаль, потому что мир сей, в котором они живут, и называется долиной плача, по Давиду [[old:ps:083:06|(Пс. 83:6)]], так как это место изгнания, а не отечества. Не свойственно изгнанным христианам смеяться и радоваться. Свойственно же и подобающе, плакать и скорбеть, воспоминая какого сладчайшего отечества – Рая лишились, и на какое изгнание, в мир сей осуждены. Поэтому и Господь окаявает смеющихся сейчас, потому что восплачутся: «//Горе вам смеющымся ныне; яко возрыдаете и восплачите//» [[new:lk:06:25|(Лк. 6:25)]]. Ублажает же плачущих, потому что возрадуются: «//Блажени плачущии ныне; яко возсмеетеся//» (Там же [[new:lk:06:21|6:21]]), и Давид говорил, что кто сеет здесь слезами, там будет пожинать в радости: «//Сеющии слезами, радостию пожнут//» [[old:ps:125:05|(Пс. 125:5)]][56]. ---- [53] Слова божественного Златоуста следующие: «Ведь мы умываем же руки, когда входим в церковь: зачем же не омываем сердца? Разве руки издают голос? Душа произносит слова; на нее взирает Бог; и когда она нечиста, ни к чему не служит чистота телесная. В самом деле, что пользы, если ты наружные руки умываешь, а внутренние оставляешь в нечистоте? Вот то-то и худо, и от того все идет у нас превратно, что мы, крайне заботясь о малом, пренебрегаем великим. Молиться с неумытыми руками — дело безразличное; а молиться с нечистою душою, это — величайшее из всех зол» (Толкование на Евангелие от Иоанна, беседа 73). И ещё: «Поэтому, как пред дверьми церковными стоят сосуды, наполненные водою, чтобы ты мыл руки, так вне церкви сидят и бедные, чтобы ты омывал руки души. Омыл ты чувственные руки водою? Омой руки души милостынею» (Беседа 3-я, о покаянии). [54] Одно дело есть плач и другое слёзы. Плач есть скорбное размышление, или о своих грехах, или о суде Божием, или о мучениях, который расширяясь как некая тяжесть и скорбь в сердце кающегося в меру, делает его (кающегося), износящим стенания. Слёзы же есть результат и плод плача. Когда вышеупомянутое скорбное размышление, превышает определённую меру, и уязвляет сердце умилением по Богу, тогда делает кающегося, износящим и источающим слёзы из очей. Далеко должен быть от Христиан всякий смех, тем более страстный и громкий. Такой смех есть особенность безумного. Как сказал Екклесиаст: «//якоже глас терния под котлом, тако смех безумных//» [[old:ekl:07:07|(Еккл. 7:7)]], и Сирах: «//Буй во смехе возносит глас свой//» [[old:prsir:21:23|(Сир. 21:23)]]. Сказал же и Богослов Григорий: «Для людей здравомыслящих достоин смеха, как вообще всякий смех, так ещё более смех блуднический» (Мысли писанные четверостишиями). И божественный Златоуст: «Настоящее время есть время печали и скорби, сокрушения и смирения, борьбы и подвигов; а ты смеёшся?» (Толкование на послание к Евреям, беседа 15). Излияние и радость сердца Христиан, должно доходить только до тихой улыбки, как сказал Сирах: «//муж же разумный едва тихо осклабится//» [[old:prsir:21:23|(Сир. 21:23)]], отсюда же взяв и Великий Василий говорит: «Душевную радость изъявить светлой улыбкой не противно, прилично, поскольку толико выражается написанное: «//Сердцу веселящуся, лице цветет//» [[old:pr:15:13|(Притч. 15:13)]] (Правила пространно изложенные). Добавим же, что Сам Господь не смеялся никогда, но плакал четверицею. Подражай же ему брат, как Христов ученик. [55] Отмечаем, что это изречение «**очистите руце, грешницы, исправите сердца ваша, двоедушнии**», божественный Иаков, берёт как нам кажется, у пророка Иеремии говорящего: «//Омый от лукавства сердце твое, Иерусалиме, да спасешися; доколе будут в тебе помышления бед твоих//» [[old:ier:04:14|(Иер. 4:14)]], приводя это изречение божественный Златоуст говорит: «Омоем же себя (т.е. сердце) и мы, но не грязью, а водою чистою, - милостынею, а не лихоимством. (Толк. на Иоанна, беседа 73). [56] Говорит же и Богослов Григорий, согласно с вышесказанным: «иногда бывает и печаль предпочтительнее радости, и сетование полезнее празднования, и достохвальные слёзы, лучше недоброго смеха» (Слово о любви к бедным). //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль** См. Толкование на [[new:iak:04:07#blazh_feofilakt_bolgarskij|Иак. 4:7]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль** Не любите, умоляет Иаков, обогащения и не радуйтесь веку сему, но вспоминайте о соделанных вами непотребствах и стремитесь скорее через нищету этой краткой жизни и преходящую печаль достичь небесной радости вечного царства, нежели через радость преходящего богатства, приобретенного неправедным трудом, оказаться лишенным вечного, заплатить за это богатство плачем и мучениями. //**О семи Кафолических посланиях.**// ---- Апостол говорит: не имейте в веке сем любви к обогащению и веселию, но помните о совершённых вами преступлениях. Сделайте это поскорее! Чтобы через кратковременные скорби этой жизни, через преходящие нищету и рыдание вы достигли вечной радости Царства Небесного; чтобы в вечности вы не стали нищенствовать, плакать и терпеть мучения за то, что наслаждаетесь временным и неправедно приобретённым богатством. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-10 **Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас** Всецелое нравственное исправление людей не может быть осуществлено без покаяния, и Апостол убедительно призывает читателей к покаянному плачу и трауру, как неизбежному предварительному условию нравственного исправления: **сокрушайтесь, плачьте и рыдайте,** и проч. (ст. 9). Но душу, корень или основу покаяния и исправления составляет смирение, из которого одного может последовать раскаяние и обновление жизни, приводящее человека к возвышению: **смиритесь пред Господом, и вознесет вас** (ст. 10), учит Апостол, согласно с Господом Иисусом Христом [[new:mf:23:12|(Мф 23:12]][[new:lk:14:start| Лк ХIV;]][[new:lk:18:14| Лк 18:14),]] "как из зерна, брошенного в землю, вырастает прекрасное растение, так из смирения, из смешения себя с прахом, вырастает чудное дерево христианских добродетелей. Это произрастение совершается при помощи благодати Божией [[new:iak:04:06|(IV:6)]], почему и сказано: "и вознесет вы" (еп. Георгий). [<10>]