[<10>] ====== Толкования на Иак. 4:13 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"** Одни ради торговли и связанного с ней корыстолюбия, постоянно озираясь с жадностью вокруг, совершают большие путешествия, отправляются в плавание по волнам. Другие делают доставшуюся им власть орудием [своего] стяжатель- ства, обращенного против окружающих. Иные же набивают кошельки, прибегая к недостойным средствам и нечестиво прибавляя прибыль к прибыли. Они выливают на свои головы карающий огонь. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Слышите ныне, глаголющии: днесь или утре пойдем во он град, и сотворим ту лето едино, и куплю деем и приобретение** Этими словами порицает божественный Иаков, по святому Митрофану, тех христиан, которые полагаются в своих будущих делах и действиях, только на свой разум и силу воли, презирая Божественный Промысл, Его содействие и помощь говоря: сегодня или завтра отправимся туда-то и будем год торговать там и получать прибыль. Слово это не отнимает самовластия человека, по Феофилакту, нет. Но показывает что всё существующее в делах человека, не в его произволении и власти, но необходима помощь свыше и Благодать Божия, чтобы она содействовала и усовершала его дела. Подобает человеку трудиться, спешить туда и сюда, торговать и совершать своё домостроительство, чтобы иметь потребное для своей жизни, не подобает же думать, что он совершает всё это, только своими трудами, но человеколюбием и промыслом Святого Бога. Говорит пророк Иеремия Богу: «//Вем, Господи, яко несть человеку путь его, ниже муж пойдет и исправит шествие свое//» [[old:ier:10:23|(Иер. 10:23)]]. Почти то же, с божественным Иаковом говорит и чудный Амос осуждая тех, которые говорят подобные безумные слова и надеются обогатиться, уповая на свою силу: «//Слышите... глаголющии: когда прейдет месяц, и продамы, и (когда прейдут) субботы, и отверзем сокровища наша, еже сотворити меру малу, и увеличити мерило, и сотворити вес неправеден, яко да притяжем убогия сребром и нищаго за сапоги, и от всякаго жита куплю сотворим//» ([[old:am:08:14|Ам. 8:4]]-6). //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Слышите ныне, глаголющий: днесь или утре пойдем во он град и сотворим ту лето едино, и куплю деем и приобретение.** - Не уничтожает произволение, но показывает, что не все зависит от самого человека - нужна и благодать свыше, ибо можно бегать, и торговать, и совершать все нужное для жизни, но должно приписывать это не собственным трудам, а только человеколюбию Божию. И Иеремия говорит: //знаю, Господи, что не в воле человека путь его//[[old:ier:10:23| (Иер. 10, 23),]] и Приточник: //не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день// [[old:pr:27:01|(Притч. 27, 1)]]. ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 13-14 **Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий** Апостол намекает, что такое настроение является причиной всякой глупости: они строят планы о росте прибыли, считая, что будут долго жить; говорят, где проведут год, полагая, что это в их власти, и при этом не считают нужным помнить о Суде Всевышнего. **Ведь что такое жизнь ваша? Пар, ненадолго являющийся, а потом исчезающий**. Апостол не говорит: «что такое жизнь наша?», но: **что такое жизнь ваша?** Потому что праведники тогда начинают жить по-настоящему, когда достигают конца этой жизни. //Враги же Господни, когда будут прославлены и превознесены, рассеиваются, как дым рассеются они// ([[old:ps:036:20|Пс. 36:20]]). Однако не следует думать, будто слова апостола – это мысли нечестивых, о которых упоминает книга Премудрости: //Ибо мы рождены из ничего, и после будем как небывшие. Ибо дыхание в ноздрях наших – дым, и слово – искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как лёгкий воздух// ([[old:prs:02:02|Прем. 2:2–]][[old:prs:02:03|3]]). Так рассуждали те, кто верил в существование только этой жизни, повторяя за Эпикуром: «После смерти нет ничего, и сама смерть – ничто». Блаженный Иаков делает такой вывод, чтобы научить их тому, что настоящая жизнь нечестивых коротка, и за ней следует вечная смерть, согласно словам блаженного Иова: //проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю// ([[old:iov:21:13|Иов. 21:13]]). //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Экумений ===== **Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"** Иаков не уничтожает свободной воли, однако показывает, что не все в ее власти, но она нуждается и в вышней благодати. Ведь можно и подвизаться, и бежать, и торговать, и совершать все, [необходимое] для жизни, но приписывать это не своим трудам, а человеколюбию Бога. //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-16 **Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло** Не без ассоциации с предыдущим апостол обличает теперь самонадеянность и тщеславие людей, забывающих полную зависимость от Бога всех дел человеческих и самой жизни человеческой и совершенную непрочность, как бы мимолетность последней. В пример этого рода самонадеянных людей берутся торговцы, ремесло которых, очевидно, было распространено среди читателей послания, но вместе с тем лишено было нравственной чистоты: самонадеянность, легкомыслие их и исключительная преданность земным прибыткам и интересам, с забвением о тленности и скоропереходящем характере земной жизни вообще вызвали Апостола на обличения, увещания и предостережения, смысл которых тот же, что смысл притчи Христовой о любостяжательном богаче [[new:lk:12:16|(Лк 12:16-21).]] Указывая (ст. 13), сколь неразумно поступают люди, рассуждающие так, как бы жизнь и дела их зависят единственно от них, и как бы нет над ними высшей воли, которая в одно мгновение может в ничто обратить все их предположения и затеи, - Апостол "не уничтожает произволение, но показывает, что не все зависит от самого человека, но нужна и благодать свыше. Ибо можно бегать и торговать, и совершать все нужное для жизни, но не должно приписывать это собственным трудам, а человеколюбию Божию" (блаж. Феофил.). В [[new:iak:04:14|ст. 14]] апостол сильно и в духе ветхозаветных писателей (ср. [[old:iov:08:09|Иов 8:9]]; [[old:ps:101:12|Пс СI:12]]; [[old:ps:143:04|CXLIII:4]]) изображает непрочность человеческого существования, предостерегая читателей и всех вообще христиан от осужденного им выше [[new:iak:04:13|(ст. 13)]] неразумного суждения торговцев. "Показывает суетность нашей жизни, и пристыжает нас за то, что всю жизнь проводим в суете, что весь труд наш истощается на провременное зло. То же и Давид говорит: убо образом ходит человек, обаче всуе мятется[[old:ps:038:07| (Пс 38:7)]], т. е. суетится над тем, что само в себе не имеет истинного бытия, а является только как бы в призраке" (блаж. Феофил.). Истинный, разумный и религиозный взгляд на предприятия, дела и самую жизнь человека всегда, по [[new:iak:04:15|ст. 15]], должен основываться на верующей мысли:** "если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то или другое"**. Вышеприведенные же речи торговцев [[new:iak:04:13|(ст. 13)]], прямо противоположные этой смиренной преданности воле Божией, очевидно, грешат самоуверенностью, надменностью и в конце концов вытекают из гордости [[new:iak:04:16|(ст. 16)]]. "Гордость житейская" [[new:1in:02:16|(ср. 1Ин. 2:16)]] только может породить в человеке нелепую и опасную мысль, будто он есть полновластный распорядитель своей жизни и своих действий. //**Толковая Библия.**// [<10>]