[<10>] ====== Толкования на Иак. 5:1 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Приидите ныне, богатии, плачитеся и рыдайте о лютях скорбех ваших грядущих на вы** Ещё раз, здесь святой брат Божий, повторяет слово против богатых, и по видам, перечисляет их грехи сильнейшие употребляя для них обличения, по святому Митрофану. Чтобы хорошо уяснить, что богатые нуждаются в больших советах, чем бедные, и в частых наставлениях, чтобы оставили широкий путь сластей и богатства и славы, предпочли же узкий и прискорбный путь нищеты и добродетелей, который ходатайствует жизнь вечную. Истинно слово Господа, Который сказал «//яко неудобь богатый внидет в Царствие Небесное//» [[new:mf:19:23|(Матф. 19:23)]]. И сначала преклоняет, святой Иаков богатых, чтобы плакали и рыдали, по причине будущего мучения, которое они имеют принять. Затем же, он приводит по видам, причины, ходатайствующие им мучения. Святой же Феофилакт говорит, что здесь возвещает брат Божий, чтобы плакали и рыдали богатые, потому что, собирают богатство и оставляют его для истления, и не тратят его на убогих. Только потраченное на нищих, богатство, не погибает, но остаётся. Как и Соломон гадательно говорит об этом «//Посли хлеб твой на лице воды, яко во множестве дний обрящеши его//» [[old:ekl:11:01|(Еккл. 11:1)]], смысл такой: дай хлеб и милостыню нищим, и через них пошлёшь её в воду, т.е. внешне увидишь растворение и истление, однако в действительности она не погибает. Как то, что бывает брошено в воду, кажется что, это тонет и исчезает, но в действительности не исчезает и не гибнет; так и хлеб и серебро, которые даются нищим, кажутся пропавшими и потраченными, однако воистину не исчезают и не истлевают, но пребывают, чтобы давший мог найти их в будущей жизни, ими же, и восприимет орошение и прохладу, когда язык его будет жариться в том огне, о котором сказано в Евангелии о богатом[60]. ---- [60] Почти то же толкование, делает и Богослов Григорий, на это изречение говоря: «Ибо гораздо лучше для достойных простирать руку и недостойным, нежели из опасения — встретиться с недостойными, лишать благодеяния и достойных. Это, по моему мнению, и означает то, что надобно посылать хлеб свой даже по воде [[old:ekl:11:01|(Еккл. 11:1)]]; он не рассыплется и не пропадет перед праведным Судьей, но достигнет того места, где положено будет все ваше и где найдем его во время свое, хотя о том и не думаем» (Надгробное слово к своему отцу). //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Приидите ныне богатии, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех ваших грядущих на вы.** - Бережливость и скупость богачей нередко заставляет их плакать. Но апостол заставляет их рыдать, то есть сильно плакать о том, что они собирают богатство свое на истление и не раздают его нищим, ибо богатство не погибает только в том случае, когда издерживают его на бедных. Посему и Приточник говорит: //поели хлеб твой на лице воды// [[old:ekl:11:01|(Еккл. 11, 1)]], то есть на мнимое разрушение и тление. Ибо так бывает с хлебом, бросаемым на воду: он не погибает, но разложением своим доставляет нам прохлаждение, - прохлаждение тогда, когда язык наш будет мучиться в тамошнем пламени. ===== Беда Достопочтенный ===== **Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас** Теперь, пока //время благоприятно//, пока //день спасения// (ср. [[new:2kor:06:02|2 Кор. 6:2]]), говорит апостол, избегите будущего наказания, со слезами моля о прощении и творя милостыню! //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас** От обличения богатых и самонадеянных торговцев[[new:iak:04:13| (IV:13-16)]] Апостол переходит теперь к обличению богатых, но немилосердых и жестоких собственников и землевладельцев за притеснение ими бедных соседей и наемников. По тону и самому образу выражения грозная речь Апостола здесь близко напоминает грозные обличительные речи ветхозаветных пророков. Обличаемые богачи здесь, как и ранее в послании [[new:iak:01:05|(I, 5,]] [[new:iak:01:09|9, 10]], [[new:iak:01:27|27;]] [[new:iak:02:02|2:2,]] сл.,[[new:iak:04:01| 4:1]] сл.), принадлежали, вероятно, к христианскому обществу, а не к неверующим иудеям, хотя и последним, без сомнения, были вполне понятны и внушительны обличения Апостола, так как обличаемые им пороки жестокосердия противны не только христианскому закону любви, но уже и Моисееву закону с его сострадательною заботливостью о бедных. Вся обличительная речь Апостола к богачам распадается на два отдела: ст. 1-3: возвещение ожидающей богачей кары гнева Божия, и ст. 4-6 - характеристика поведения богачей, их преступлений, - как основание или причина грядущего суда Божия. Богачи приглашаются, ст. 1, к сильному плачу - **"плачьте и рыдайте"** (klausate ololuzonteV) - выражения, употребительные у пророков при возвещении ими ужасов суда Божия [[old:is:13:06|(Ис 13:6;]] [[old:is:14:06|14:6;]] [[old:is:15:03|15:3]]). Апостол "заставляет богачей рыдать, т. е. сильно плакать о том, что они собирают свое богатство на нетление и не раздают нищим. Ибо богатство не погибает только в том случае, когда издерживают его на бедных" (блаж. Феофил.). Речь идет не о естественной участи всякого земного богатства, как скоро гибнущего и тленного по самой природе[[new:iak:01:10| (I:10;]] [[new:iak:04:14|IV:14)]], а об участи, какая постигнет богатых, как суд Божий, как нарочитое наказание Божие, именно ввиду близкого пришествия Господня (ниже, ст. 7-9). Цель апостольского призыва богачей к рыданию не состоит только в том, чтобы внушить ужас и сознание величайших бедствий, идущих на них (ср. [[new:mf:24:30|Мф XXIV:30)]], но и побудить их к покаянию и исправлению жизни, пока не поздно. [<10>]