[<10>] ====== Толкования на Иак. 5:10 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== Ст. 10-11 **Образ приимите, братие моя, злострадания и долготерпения пророки, иже глаголаша именем Господним. Се, блажим терпящыя. Терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь и щедр** Поскольку выше привёл пример христианам, божественный Иаков земледельца и земли, чтобы через это приклонить их к терпению, теперь здесь приводит убедительный пример, как поучение в добродетели. Он ставит перед их глазами весь лик святых пророков, которые прошли всю свою жизнь в злострадании и терпении, испытавши множество скорбей и искушений и опасностей. Как сказал о них апостол Павел: «//иже верою победиша царствия... лишени, скорбяще, озлоблени; ихже не бе достоин (весь) мир, в пустынех скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных//» ([[new:evr:11:33|Евр. 11:33]],[[new:evr:11:38|38]]); сих же, и мы сегодня называем блаженными, поскольку они посредством благого терпения победили дьявола и явились победоносцами. Итак, говорит, если вы христиане любите быть и называться блаженными и преуспевающими, подражайте терпению и другим добродетелям ублажаемым вами, святых пророков и праведников. Поэтому присоединил к пророкам, прославленного страдальца, великого делателя терпения и первейшего во благочестии, праведного Иова, как бы сказав им: многи и бесчисленны праведники и святые, подвизавшиеся добрым подвигом в терпении, и течение совершивших и веру соблюдших в Бога, которых сосчитать по именам невозможно, да и излишне. Однако вы, христиане, в настоящем, вспоминайте известного всем и славного Иова, который всяким терпением, вёл брань и победил дьявола и всё его полчище. Смотря на него как на прототип образа, подражайте его неколеблемой к Богу вере и ревнуйте твёрдому его мужеству, тогда вы явитесь победителями сатанинских ухищрений, и будете с ним увенчаны. Так, когда Иов совершил борьбу и брань против дьявола, Подвигоположник и Многоблагоутробный Бог, не только даровал ему телесное здоровье и приложил и удвоил годы его жизни, ещё же удвоил и всё имение его, но возвестил его как венценосца и победителя такими словами: «//мниши ли Мя инако тебе сотворша, разве да явишися правдив?//» [[old:iov:40:03|(Иов 40:3)]][66]. Таким образом и вы, когда совершите добрый подвиг в терпении искушений с благодарением, вас увенчает Подвигоположник Христос, и вас возвестит праведными и победителями, такими же словами, что были сказаны Иову, потому что не оставляет Господь тех, которые любят Его, как и говорит через Софонию: «//потерпи Мене... в день воскресения Моего во свидетелство//» [[old:sof:03:08|(Соф. 3:8)]]. Говорит же и божественный Аввакум к праведнику о Боге: «//аще умедлит// (т.е. если замедлит Бог помочь тебе), //потерпи Ему//» [[old:avm:02:03|(Авв. 2:3)]]. Несомненно, помощь придёт к тебе. Сказал же и Иеремия: «//Благ Господь надеющымся Нань//» [[old:pier:03:25|(Плач 3:25)]]; более ясно из всех пишет Исаия, что помощь и заступление от Бога, принимают терпящие Его, говоря: «//терпящии же Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут//» [[old:is:40:31|(Ис. 40:31)]]. Пусть же приобретёт каждый из вас, христиане, душеполезнейшее терпение, дабы насладился божественной помощью, о которой вы всегда поёте с Давидом: «//Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою; И возведе мя от рова страстей и от брения тины//» ([[old:ps:039:01|Пс. 39:1]]-2), т.е. греха и искушений. ---- [66] Так, Олимпиодор толкуя эти слова говорит: «Ты думаешь, о, Иов, что Я оставил тебя в таких искушениях ради чего-то другого, как не ради того, чтобы показать тебя праведным? Нет, не думай так. Потому-то Я и попустил прийти на тебя искушениям, что, восхотел показать всей вселенной, что ты праведен». //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним** См. Толкование на [[new:iak:05:08#blazh_feofilakt_bolgarskij|Иак. 5:8]] ===== Беда Достопочтенный ===== **В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним** Посмотрите, говорит апостол, пророки, которые были настолько святы, настолько далеки от нечестия, что Дух Божий возвещал через них Свои тайны людям, переносили страдания и в страданиях были умерщвлены неверными, как например Захария, Урия и Маккавейские мученики. А в Новом Завете – Иоанн [Креститель], Стефан, Иаков Зеведеев и многие другие. И тем не менее, они предпочли лучше терпеливо перенести такие злострадания, чем сетовать на них. Другие понесли долговременные труды, однако стойко и без ропота, как, например, Ной при постройке ковчега в течение ста лет, Моисей при освобождении народа и сорокалетнем странствии, мужественный Давид в несправедливом изгнании, Иосиф, попавший в рабство по коварству братьев». Пример стойкости и непоколебимости апостол приводит далее, говоря: //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-11 **В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен** Продолжая поучать христиан безропотному и терпеливому несению злостраданий, Апостол для подкрепления своих наставлений ссылается на пример ветхозаветных пророков, которые безропотно переносили великие страдания за истину проповедуемого ими слова Божия. Рядом с пророками в качестве великого образца терпения страданий Апостол называет (ст. 11) праведного Иова, в истории которого он одновременно отмечает благоприятное окончание страданий праведника, благословенного Богом за терпение великими благами. История Иова, которую Апостол представляет хорошо известною читателям, таким образом, в двух отношениях особенно назидательна для страждущих христиан; и по исключительному терпению Иова, и по конечному его оправданию Господом. To teloV Kuriou - не смерть и прославление Господа, как думали некоторые толкователи (блаж. Августин, Лянге), а именно - дарованная Господом награда за терпение Иова. Выражением **"вы слышали о терпении Иова"** Апостол, быть может, намекает на синагогальные чтения из книги Иова, знакомившие иудеев с великим подвигом терпения этого праведника. Место [[new:iak:05:11|Иак V:11]] весьма важно, как свидетельство об историческом существовании Иова. В конце ст. 11 Апостол к истории прославления делает замечание: **"ибо Господь весьма милосерд и сострадателен"**, что должно исполнить читателей надеждою, что их терпение скорбей, по милосердию Господа, будет вознаграждено. [<10>]