[<10>] ====== Толкования на Иак. 5:14 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне** Если, говорит, о, христиане, кто-то из вас больной и лежит на одре, и по причине своей болезни не может молиться или воспевать Человеколюбца Бога, в учинённое и обычное время молитвы и псалмопения, как ночью, так и днём, то и тогда не подобает нерадеть о божественных песнопениях и молитвах. Да не будет таковой непричастным, духовному деланию, которого ищет в болезни Благой Бог, чтобы ниспослать Свою помощь, но да попечётся призвать ходатаев и посредников к Богу, пресвитеров церковных, т.е. иереев или архиереев, приносящих Богу чистую жертву хваления. Пресвитерами раньше назывались не только священники, но и епископы и архиереи, как это показывает апостольское слово, которое пишет Павел к Тимофею говоря: «//Не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества//» [[new:1tim:04:14|(1Тим. 4:14)]], т.е. епископов, поскольку божественный Тимофей был хиротонисан во епископа не иереями, но архиереями, как говорит Первое Правило святых Апостолов, что епископа да поставляют два или три епископа. По святому Митрофану, не только одни иереи должны призываться, совершать таинство Святого Елея над болящими, но наипаче архиереи. Говорит же святой Иаков, чтобы помазали болящего иереи и архиереи, маслом оливкового дерева. Не только, однако, чтобы просто помазать, но во имя Господне. Имя Господне и Благодать Его – это есть причина, ходатайствующая и сотворяющая недужного, здравым, посредством елея, как вещества, для принимающего его. Так делали ученики и апостолы Господа, помазывая маслом недужных и исцеляя их, как пишет святой Марк: «//и мазаху маслом многи недужныя и изцелеваху//» [[new:mk:06:13|(Мк. 6:13)]]. Таким образом, из сих слов, как из евангельских, так и брата Господня, приняла Христова Церковь совершать последование Святого Елея, над болящими[70]. ---- [70] Отмечаем, что таинство Святого Елея, Христова Церковь приняла совершать семью священниками или по крайней мере тремя, как говорит святой Симеон Солунский, но если в каком-то селении не найдётся трёх священников, как есть такие места в Болгарских областях, нужды ради, допускается совершать таинство Святого Елея двумя священниками или одним. Во всяком случае, лучше чтобы это таинство было совершено одним священником, нежели совсем будут лишены его верующие христиане, тем более недужные, которые лишаются также и оставления грехов, которое подаёт это таинство. Тем более, если только один священник, может совершать прочие таинства, которые являются более значимыми, то почему же, один священник не может совершить таинство Святого Елея? А то, что пишет божественный Иаков, чтобы болящий призвал церковных пресвитеров, то смысл в том, чтобы были призваны находящиеся поблизости священники а не откуда-то издалека. Ещё сказано: «если возникнет нужда, то нужды ради закон не лежит, дондеже прейдет нужда». //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне** См. Толкование на [[new:iak:05:13#blazh_feofilakt_bolgarskij|Иак. 5:13]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне** Дав совет опечаленному, апостол даёт совет также немощному, как ему избавиться от бессмысленного ропота, и в соответствии с заболеванием предлагает лечение. Повелев опечаленному молиться за себя и петь псалмы, немощному телом либо верой (ср. [[new:rim:14:01|Рим. 14:1]]) апостол напоминает, что он, как получивший бóльшую рану, исцеляется с помощью других, более опытных. К тому же, ему не следует обращаться со своим заболеванием к неопытным и менее сведущим, чтобы своими словами или советами они случайно не повредили ему. **И пусть помолятся над ним, помазав его** [**елеем во имя Господне**]. В Евангелии мы читаем, что это делали также апостолы. И сейчас, по обычаю Церкви, болящие исцеляются через помазание освящённым елеем, которое с молитвой совершают пресвитеры. Однако, в случае необходимости, не только пресвитерам, но даже всем христианам, как пишет папа Иннокентий, позволено пользоваться тем же елеем для помазания себя или ближних. При этом елей может быть освящён только епископом. Ведь слова апостола: **елеем во имя Господне** означают, что елей освящён во имя Господне. Верно и другое: при помазании болящего над ним должны призывать имя Господне. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-15 **Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему** Апостол теперь дает всему обществу верующих, всей Церкви, наставление на случай болезни, более или менее тяжелой (как показывают выражения: asqenei и kamnonta), кого-либо из членов. В этом случае болящий - свободно выраженным желанием или просьбою должен пригласить **пресвитеров Церкви,** touV presbuterouV ekklhsiaV, - не просто старейшин или старцев, но лиц особенных иерархических полномочий и благодатных дарований через рукоположение (см. [[new:act:14:23|Деян 14:23;]] [[new:1sol:05:12|1 Сол 5:12;]] [[new:evr:13:17|Евр 13:17]]), которые и должны совершить над болящим молитву и помазание елеем** во имя Господне**, причем Апостол указывает и благодатное действие или, точнее, разнообразные благодатные действия **"молитвы веры"** (ст. 15): эта "молитва веры" (h euch thV pistewV) спасет болящего (swzei ton kamnta), и **восставит** (слав. воздвигнет, греч. egerei) **его Господь, и, если он соделал грехи, простятся** (afeqhsetai) ему... Западная экзегетика при анализе и изъяснении этих слов Апостола усиливается доказать, что здесь нет речи о таинстве елеопомазания, а имеется будто бы обычное и распространенное в иудействе помазание елеем больных, совершавшееся раввинами, старейшинами, причем некоторые раввины со своим законоведением соединяли и искусство врача. Действительно, с внешней стороны елеопомазание, как и крещение, не представляет чего-либо нового в христианстве. Об известности и распространенности помазания в иудействе свидетельствуют и Библия [[old:is:01:06|(Ис 1:6;]] [[new:lk;10;34|Лк 10:34]]), и иудейское предание - Иосиф Флавий (Иуд. война 1:33, 5 и др.), и Талмуд. В иудействе помазание елеем употреблялось при самых разнообразных болезнях, наружных и внутренних - как ввиду освежающего и смягчающего кожу и тело действия елея, так отчасти вследствие верования иудеев, что в раю из древа жизни истекал елей, который и должен был обеспечить людям бессмертие. Однако рассматриваемое с внутренней стороны, елеопомазание христианское является действием совершенно новым, неведомым иудейству, именно есть действительное таинство, причем, впрочем, Апостол Иаков не устанавливает таинства вновь, а лишь советует христианам благовременное его употребление. Признаками же таинственного, благодатного свойства действия елеопомазания являются следующие, указываемые Апостолом, черты: а) совершение елеопомазание не рядовыми христианами, а нарочитыми пресвитерами церковными; б) "молитва веры" над болящим, именно, "в присутствии его, а не заочно, как можно молиться о всяком" (еп. Михаил); в) помазание болящего елеем во имя Господне, чем ясно показывается, что здесь не имеется в виду целебное действие елея самого по себе; наконец, г) врачующее действие приписывается не елею, но молитве веры, елей же является внешним посредством или проводником высшей силы, врачующей душу и тело болящего; выражается здесь это благодатное действие таинства, во-первых, общим понятием спасения (душевного и телесного), во-вторых, в частности, телесным исцелением болящего (//"восставит его Господь" -// безусловная, абсолютная речь вместо условной) и, в-третьих, разрешением грехов, т. е. врачеванием даже и душевных немощей болящего. Из сказанного ясно, что в ряду других таинств церковных таинство елеосвящения имеет ту особенность, тот специфический характер, что приносит лицу, над которым совершается, вместе с духовным и телесное исцеление. Неправилен поэтому взгляд католической Церкви на таинство елеопомазания, как на extrema unctio (последнее помазание), sacramentum exeuntium (таинство умирающих). В основании этого взгляда лежит мнение, будто Апостол Иаков не говорит о телесном выздоровлении болящего, так как будто бы swzein означает лишь духовное спасение через излияние благодати, "egeirein, может, указывает на укрепление и ободрение духа болящего во время борьбы души со смертью. Но неправильность этого понимания очевидна уже при сопоставлении слов Ап. Иакова со свидетельством евангелиста Марка [[new:mk:06:13|(VI:13)]] об исцеляющем действии елеопомазания в руках апостолов. Равным образом, не подлежит сомнению, что гл. swzei n в Библии не раз означает телесное исцеление[[old:ps:006:05| (Пс 6:5;]] [[old:ps:007:02|7:2;]][[old:ps:021:22| ХXI:22)]]; тем более гл. egeirein весьма нередко означает поднятие больного с одра болезни, выздоровление [[new:mf:08;15|(Мф 8:15;]] [[new:mf:09:05|9:5)]]. Ошибочно также видеть с католиками указание на смертельное состояние болящего, над которым Апостол заповедует совершать таинство елеопомазания, в гл. asqenin, который в действительности указывает только на тяжесть болезни, но не на смертельность ее [[new:mf:10:08|(Мф 10:8;]] [[new:lk:04;10|Лк 4:10]]), и в гл. kamnein, имеющем подобное же значение [[new:evr:12:03|(Евр 12:3)]]. Справедливо поэтому обличает латинян св. Симеон, еп. Солунский: "Латиняне говорят, что не должно совершать елеосвящение над болящим, а только над умирающим. О безумие! Брат Божий говорит: молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, а они говорят, что он умрет... Священное Писание говорит: мазаху маслом многи недужные и исцелеваху [[new:mk:06:13|(Мк 6:13)]], а они говорят, что его должно преподавать не для того, чтобы больные исцелялись, а чтобы остались неисцеленными и умирали" (еп. Георгий). [<10>]