[<10>] ====== Толкования на Ин. 1:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 16-17 **И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать: яко закон Моисеом дан бысть, благодать (же) и истина Иисус Христом бысть** Недавно мы говорили, что Иоанн, – разрешая недоумение тех, которые стали бы сами с собою рассуждать, почему Христос, пришедши на проповедь после Иоанна, стал первее и славнее его, – присовокупляет: //яко первее мене бе//. Это – одна причина. Но евангелист представляет и другую, которая ныне высказана (в Евангелии). Какую же? От исполнения Его, говорит он, **мы вси прияхом и благодать возблагодать**. Затем приводит еще иную причину. Какую? **Яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть** [[new:in:01:17|(ст. 17)]]. Но что же значат, скажешь ты, слова: **и от исполнения Его мы вси прияхом**? К этому и надобно теперь обратить слово. У Него, говорит евангелист, не заимствованный дар; но Он есть самый источник, самый корень всех благ, – самосущая жизнь, самобытный свет, самосовершенная истина. Он не удерживает обилия благ в Себе Самом, но изливает его на всех других и, изливая, с лихвой Сам пребывает всегда полным; ущедряя других, Сам ни в чем не умаляется; всегда источая и всем сообщая эти блага, остается в том же совершенстве. А что имею я в себе (говорит Иоанн), это заимствованное, так как я получил от другого, – это нечто малое из всего и как бы скудная капля пред невыразимой пучиной и безбрежным морем. Лучше же сказать – и это подобие не может изобразить того, что мы усиливаемся высказать. Отдели от моря каплю, – и море тем самым уменьшится, хотя уменьшение и не заметно. Но о том источнике нельзя этого сказать: сколько бы ни исчерпывали его, он нисколько не уменьшается. Итак, нужно перейти к некоторому другому подобию; и оно, конечно, будет слабо и не может изъяснить нам того, чего мы доискиваемся, но по крайней мере ближе первого приведет нас к предположенной мысли. Представим себе источник огня, – и вот от него возжигается тысяча, две, три и больше светильников. Не остается ли огонь в одной и той же полноте и после того, как сообщит свою силу столь многим светильникам? Это известно каждому. Если же в телах делимых и чрез отнятие (частиц) уменьшаемых находится нечто такое, что и после сообщения своих сил другим телам нисколько не уменьшается, то гораздо в высшей степени это должно быть в силе бестелесной и бессмертной. Если воспринимаемое здесь [То есть в огне] есть и сущность и тело, и делится и не делится, то, когда речь идет о силе, и притом силе, исходящей от бестелесной сущности, гораздо более несомненно то, что она не подвержена ничему такому. Потому-то и говорит Иоанн: **и от исполнения Его мы вси прияхом**, – и свое свидетельство соединяет со свидетельством Крестителя. Слова: **и от исполнения Его мы вси прияхом** принадлежат не Предтече, а ученику (Христову). Слова же эти значат вот что: не думайте, что мы, как люди, много времени обращавшиеся с Ним и разделявшие с Ним трапезу, свидетельствуем только из благодарности. Вот и Иоанн, человек, даже не видевший Его прежде и не обращавшийся с Ним, а видевший его вместе с другими только в то время, когда крестил, – и он воззвал: //первее мене бе//, сказав этим всё. Между тем все мы – двенадцать, триста, пятьсот, три, пять тысяч и десятки тысяч иудеев, все вообще множество верующих и тогдашнего, и настоящего, и будущего времени, от исполнения Его получили. Что же получили? **Благодать возблагодать.** Какую же благодать вместо какой благодати? Новую вместо древней. Подобно тому, как была правда и правда (//по правде законней//, сказано, //быв непорочен// – [[new:fil:03:06|Флп. 3, 6]]), – вера и вера (//от веры в веру// – [[new:rim:01:17|Рим. 1, 17]]), – усыновление и усыновление (//ихже всыновление//, сказано, – [[new:rim:09:04|Рим. 9, 4]]), – слава и слава (//аще бо престающее, славою много паче пребывающее в славе// – [[new:2kor:03:11|2 Кор. 3, 11]]), – закон и закон (//закон//, сказано, //духа жизни свободил мя// – [[new:rim:08:02|Рим. 8, 2]]), – служение и служение (//ихже служение//, сказано, – [[new:2kor:03:07|2 Кор. 3, 7, 8]], и в другом месте: //духом Богу служим// – [[new:fil:03:03|Флп. 3, 3]]), – завет и завет (//и завещаю им завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их// – [[old:ier:31:31|Иер. 31, 31, 32]]), – освящение и освящение, крещение и крещение, жертва и жертва, храм и храм, обрезание и обрезание, – так есть благодать и благодать. Но здесь одно – образы, а другое – истина; и то и другое есть только нечто соименное, а не однозначущее. И на снимках и на изображениях называется человеком написанный и черными красками и белыми, точно так же, как и имеющий свой естественный цвет. И статуи, будет ли статуя золотая или глиняная, равно называются статуями. Но иное – образ, а иное – истина. Итак, по сходству имен не заключай о тождестве вещей, так же как и о разности их. Если был образ, то он не был чужд истины; только если он заключал в себе тень, то был ниже истины. Какое же различие между всеми указанными понятиями? Хотите ли, мы займемся истолкованием одного или двух высказанных понятий? Таким образом будут понятны для вас и прочие, и все мы увидим, что одни из них были уроками для детей, а другие – для людей возмужавших и крепких; что одни были законоположены только для людей, другие – как бы для ангелов. С чего же нам начать? Хотите ли, с самого усыновления? Итак, какое различие между усыновлением ветхозаветным и новозаветным? То было честию на словах, а это на самом деле. О том сказано: //аз рех, бози есте, и сынове Вышняго вси// [[old:ps:081:06|(Пс. 81, 6)]]; об этом: //от Бога родишася// [[new:in:01:13|(Ин. 1, 13)]]. Как и каким образом? //Банею пакибытия и обновления Духа Святаго// [[new:tit:03:05|(Тит. 3, 5)]]. Те, и с именем сынов, имели в себе духа работы, – почтены были этим названием, оставаясь рабами; мы, соделавшись свободными, получили эту почесть не по имени только, а на самом Деле. На это указывая, Павел говорил: //не приясте бо духа работы паки в боязнь, но приясте Духа сыноположения, о Немже вопием: Авва, Отче// [[new:rim:08:15|(Рим. 8, 15)]]. Как рожденные свыше и, так сказать, воссозданные, мы потому и названы сынами. А если бы кто хотел дознать образ освящения ветхозаветный и новозаветный, то опять и здесь увидит много разности. Древние назывались этим именем (святых), когда не служили идолам, не творили блуда, не прелюбодействовали; а мы делаемся святыми не только чрез воздержание от тех (пороков), но и чрез приобретение высших совершенств. И сначала мы получаем этот дар от самого наития Святого Духа; а потом и чрез собственную жизнь, которая гораздо выше иудейской. А что эти слова – не самохвальство, послушай, что сказано тем: //не волхвуйте, не очищайте чад своих, так как вы народ святой// (см.: [[old:vtor:18:10|Втор. 18, 10]], [[old:vtor:18:13|13]]). Таким образом, у них святость состояла в удалении от обычаев языческих; а у нас не так, //но да будет свята//, сказано, //и телом и духом// [[new:1kor:07:34|(1 Кор. 7, 34)]]. //Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа// [[new:evr:12:14|(Евр. 12, 14)]]. И: //творяще святыню в страсе Божии// [[new:2kor:07:01|(2 Кор. 7, 1)]]. Слово: святой не о всех, к кому прилагается, выражает одну и ту же мысль. Называется святым и Бог, но не так, как мы. Смотри, что говорит Пророк, услышав глас, исходящий от серафимов: //о, окаянный аз, яко человек сый и нечистыя устне имый, посреде людий нечистыя устне имущих аз живу// [[old:is:06:05|(Ис. 6, 5)]], – а Пророк был свят и чист. Но если судить о святости нашей по образцу горней, то мы оказываемся нечистыми. Святы и ангелы и архангелы, святы также серафимы и херувимы; но есть опять разность в святости между нами и Высшими Силами. Я мог бы проследить и все прочие понятия, но вижу, что слово становится слишком продолжительным. Поэтому, оставив дальнейшее исследование, мы предоставляем вам самим рассудить об остальных предметах: вы можете дома, сличив их, понять различие между ними и подобным образом проследить все прочее. //Даждь//, сказано, //премудрому вину, и премудрейший будет// [[old:pr:09:09|(Притч. 9, 9)]]. Таким образом, начатое нами окончите вы. А нам нужно возвратиться к прежнему порядку слова. Сказав: **от исполнения Его мы вси прияхом**, евангелист присовокупляет: **благодать возблагодать**, – и тем показывает, что и иудеи спасаются благодатию. «Не ради умножения вашего, говорит (Бог), но ради отцев ваших. Я избрал вас». А если они избраны Богом не за свои заслуги, то явно, что получили эту почесть по благодати. Да и мы все спасены благодатию, – только не так, как они, не в той же, а гораздо важнейшей и возвышеннейшей степени. Таким образом, и благодать у нас не такова. Нам даровано не только оставление грехов (это у нас обще с ними: //вси бо согрешиша// – [[new:rim:03:23|Рим. 3, 23]]), но и оправдание, и освящение, и усыновление, и благодать Духа, несравненно более светоносная и изобильная. Чрез эту благодать мы соделались любезными Богу уже не как рабы, но как сыны и други. Потому и сказано: **благодать возблагодать**. И подзаконное домостроительство было делом благодати, да и самое происхождение наше из небытия; не за какие-либо предшествующие заслуги мы получили это воздаяние, – как это могло быть, когда нас совсем и не было? – но так было потому, что Бог во всяком случае предваряет нас Своими благодеяниями. И не только наше происхождение из небытия, но и немедленное, после происхождения, научение тому, что должно делать и чего не делать, вложение закона этого в самую природу нашу, внедрение в нас неподкупного судилища совести – все это есть дело величайшей благодати и неизреченного человеколюбия. Дело благодати также – после повреждения этого закона возобновление его чрез закон писаный. Преступившим заповедь, однажды данную, следовало бы подвергнуться наказаниям и мучениям. Но этого не сделано; а (последовало) снова исправление и даровано прощение не по праву, но по милости и благодати. А что – по милости и благодати, об этом послушай, как говорит Давид: //творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым. Сказа пути своя Моисеови, сыном Израилевым хотения своя// [[old:ps:102:06|(Пс. 102, 6–7)]]. И в другом месте: //благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающим на пути// [[old:ps:024:08|(Пс. 24, 8)]]. Итак, получение закона есть дело милости, сострадания и благодати. Поэтому евангелист, сказав: **благодать возблагодать**, еще сильнее доказывает величие даров, когда присовокупляет следующие слова: **яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.** Видите ли, как Иоанн Креститель и ученик (Христов) мало-помалу и незаметно возводят слушателей к самому возвышенному разумению, приготовив их к тому сначала более простыми мыслями. Креститель, сравнив с собою Того, Кто без сравнения превосходит всех, таким образом показывает Его превосходство, и для того говорит: //иже предо мною бысть//, и потом присовокупляет: //яко первее мене бе//. А евангелист выражает гораздо больше того (Крестителя), впрочем, все еще ниже достоинства Сына Единородного; евангелист делает сравнение не с Иоанном, но с тем, кто был в большем уважении у иудеев, разумею Моисея. **Яко закон**, говорит, **Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.** Но заметь благоразумие. Он сличает не лица, а дела. А как скоро показано превосходство дел одного пред другим, то и неблагодарные по необходимости должны были принять такое учение и внушение о Христе. Когда свидетельствуют самые дела – такие, в которых нимало нельзя подозревать ни пристрастия, ни вражды к кому бы то ни было, то представляется доказательство неопровержимое и для людей неблагомыслящих. Дела эти оказываются такими, как расположили их сами виновники. Поэтому-то свидетельство таких дел есть самое несомненное. Посмотри также, какое, доступное даже для людей слабых, евангелист делает сравнение. Он не изображает на словах превосходства (благодати пред законом), а только в самых наименованиях показывает различие их, противопоставляя закону – благодать и истину, и словам: **дан бысть** – слово: **бысть**. А различие большое между тем и другим. **Дан бысть** – это выражение относится к служителю, принявшему закон от другого и предавшему тем, кому повелено было дать; а: **бысть благодать и истина** – это изображает Царя, властию Своею отпускающего все согрешения и раздающего Свои дары. Поэтому (Господь) говорил: //отпущаются тебе греси//. Также: //но да увесте, яко власть имать Сын Человеческий на земли отпущати грехи, глагола разслабленному: востани, и возми одр твой, и иди в дом твой// [[new:mk:02:09|(Мк. 2, 9, 10–11)]]. Видишь ли, как благодать чрез Него происходит? Заметь тоже и касательно истины. На благодать указывает и то обстоятельство, и событие с разбойником, и дар крещения, и благодать Духа, чрез Него подаваемая, и многое другое. А истину мы уразумеем яснее, если изучим образы. Домостроительство, имевшее совершиться в Новом Завете, предварительно предначертали образы, как прообразования; а Христос, с пришествием Своим, совершил его. Итак, рассмотрим вкратце некоторые образы, – проследить все образы в настоящее время и невозможно. Вы же, изучив некоторые, которые я представлю, по ним уразумеете и прочие. Итак, хотите ли, начнем с самых страданий? Что говорит прообразование? //«Возьмите овча по домам и принесите в жертву, как повелел и законоположил Господь»// [[old:ish:12:start|(Исх. гл. 12)]]. Но Христос не так сделал; Он не повелевает этого, а Сам становится как овча, принося Отцу Себя Самого в жертву и приношение. Посмотри еще, как образ дан был чрез Моисея, а истина совершилась чрез Иисуса Христа. Во время нападения амаликитян на евреев на горе Синайской были распростерты руки Моисея и поддерживаемы Аароном и Ором, которые стояли по ту и по другую сторону; а Христос Сам Собою держал Свои руки, распростертые на кресте. Видишь ли, как дан был образ и как совершилась истина? Также закон говорил: //проклят всяк, иже не пребудет во всем, написанном в книге сей// (см.: [[old:vtor:27:26|Втор. 27, 26]]). А что говорит благодать? //Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы// [[new:mf:11:28|(Мф. 11, 28)]]. И Павел: //Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва// [[new:gal:03:13|(Гал. 3, 13)]]. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать** **«Яко от исполнения Его мы вси прияхом».** В этих словах Евангелист представляет истинным свидетельство Крестителя и дает ясное доказательство превосходства Спасителя нашего и преимущества Его сущности пред всякой тварью как по самой славе, о коей теперь особенная речь, так и относительно всех прочих, многочисленных и досточудных, благ (Его природы). Превосходно, говорит, и вполне истинно, как кажется мне, Креститель говорит о Единородном: **«яко первее мене бе»**, то есть гораздо выше и превосходнее; так как и **«все мы»**, причисленные к лику святых, обогатились собственным Его благом, и человеческая природа украшается скорее Его преимуществами, чем своими, когда оказывается имущею что-либо достославное, ибо **«от полноты»** Сына, как из непрестанного источника, бьющее подаяние Божественных даров входит в каждую душу, которая окажется достойною принять. И если Сын сообщает из природной полноты, а тварь получает, то каким образом, наконец, Он мог бы быть мыслим имеющим одинаковую с прочими природу, а не такую, которая приличествует Единородному от Отца, имеющему превосходство над всеми (тварями) как плод собственной природы и преимущество (над всем созданным) – как достоинство Отеческой природы? Думаю я, что и премудрейший Павел, рассуждая о природе всего, чрез это был подвигнут к истинным мыслям и наконец так сказал к твари: //«что бо имаши, егоже неси приял»// [[new:1kor:04:07|(1Кор. 4:7)]]? Ведь вместе с бытием и благобытие и бытие такое или иное дано твари от Бога, она ничего не имеет сама от себя, но богатеет только щедротами Дающего. Должно опять заметить, что называет Сына **«полным»**, то есть совершенным во всем, и столь далеким от какой-либо нужды, что всем может подавать, не испытывая уменьшения и всегда сохраняя в неизменности величие своего преимущества. См. также Толкование на [[new:in:01:17#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 1:17]] **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа** Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но сама благодать, сама истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы соделались причастниками Божественного естества. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать** Сказано: **«и благодать возе благодать»** [[new:in:01:16|(Ин. 1:16)]]. Ибо, принося Богу веру свою как благодать и прекрасный дар, восприняли мы с небес самую великую и несравненную благодать – причастие Святого Духа. Сказано: //«возшел еси на высоту»// по Воскресении,// «пленил еси плен»//, исхитив нас из руки диавольской, и //«приял еси даяния в человецех»// [[old:ps:067:19|(Пс. 67:19)]]. Или, как говорит великий Апостол, //«и даде даяние человеком»// [[new:ef:04:08|(Еф. 4:8)]]. Потому что Бог, принимая от людей веру, дарует верным небесные дарования. Так в древности, когда уподоблялись мы рабам, Он даровал нам благодать законную. А ныне не как рабам, но как возлюбленным чадам, даровал нам благодать Евангельскую, выше и больше первой. И чрез нее совершенствуемся и умудряемся мы высшей премудрости, дерзновенно приближаемся к Богу, как сыны, и приобщаемся свету Божества. **//Письма на разные темы. Аркадию, пользующемуся окладом.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать** И это слова Предтечи, говорящего о Христе, что все мы, пророки, приняли от полноты //"Его"//. Ибо Он имеет благодать не такую, какую имеют духовные люди, но, будучи источником всякого добра, всякой мудрости и пророчества, обильно изливает ее на всех достойных и при таком излиянии остается полон, и никогда не истощается. И мы приняли //"благодать"//, разумеется, Нового Завета, вместо благодати законоположения. Поелику тот Завет устарел и одряхлел, то вместо его мы приняли Новый. Почему же, скажут, назвал Ветхий Завет благодатию? Потому, что и иудеи усыновлены и приняты по благодати. Ибо сказано: Я избрал вас не за множество ваше, а за отцов ваших. И ветхозаветные приняты по благодати, и мы, очевидно, спасены по благодати. ===== Евфимий Зигабен ===== **И от исполнения Его мы вси прияхом** Сказав, что Слово было полно благодати и истины, а также показав, что Оно есть вечный и неиссякающий источник всякого блага, евангелист говорит, что и мы все ученики получим из этой полноты Его через участие. **...и благодать возблагодать** Новый Завет вместо Ветхого. Что он говорит об этих Заветах, это ясно из последующего, но теперь он назвал пока и тот и другой благодатью, потому что оба они по благодати дарованы принявшим их, так как Бог даровал их людям по Своей милости, а не воздал им за прежние их добродетели. Подобно тому как говорится завет и завет, закон и закон, и многое другое имеет общее название, — так точно употребляются названия благодать и благодать. Это омонимы, а не синонимы: благодать Ветхого Завета есть только первоначальное наставление, а благодать Нового есть завершение, та прилична младенцам, а эта — людям совершенным, или: та — людям совершенным, а эта даже Ангелам. Далее указывает отличие Заветов из различия их учредителей. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать** **От полноты Его**, т.е. от полноты благодати и истины Иисуса Христа. **Получили благодать на благодать**, т.е. благодать в великом обилии: и умилостивление Бога за грехи, и оправдание, и усыновление Богу, и избавление от вечной смерти, или вечных мучений в аду, и дарование жизни вечной, блаженной на небе в царстве. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать** //«И от полноты Его все мы приняли»//. Здесь евангелист опять продолжает свою речь о Христе. Теперь уже, однако, он ссылается не только на то, что созерцали одни апостолы (ср. стих 14), а говорит о том, что все верующие во Христа приняли// «от полноты»//, т. е. от чрезвычайного изобилия духовных благ, какие мог даровать Христос, как полный благодати и истины. Что, собственно, приняли апостолы и другие верующие – евангелист не говорит, спеша скорее указать на самый высший из даров – «//благодать//» (χάριν ἀντὶ χάριτος). Некоторые (например, проф. Муретов) выражение //«благодать на благодать»// заменяют выражением// «благодать за благодать»,// полагая, что евангелист здесь имеет в виду, что Христос за нашу благодать, т. е. любовь к людям, отвечает со Своей стороны благодатью или любовью (Дух. Чт. 1903 г., с. 670). Но с таким переводом мы не можем согласиться потому, что любовь верующих ко Христу едва ли можно ставить на один уровень с любовью Христа к верующим (ср. [[new:rim:04:04|Рим.4:4]], [[new:rim:11:06|11:6]]). Kроме того, для обозначения отношения верующего ко Христу слово «//благодать//» не употребляется в Новом Завете. Правильнее будет видеть здесь указание на замену одних даров благодати другими, все высшими и высшими (ἀντί здесь значит «//вместо//»). Христос при самом призвании учеников обещал им, что они удостоятся видеть от Него большее, чем то, что только что увидели (стих 50). Вслед за этим скоро начало исполняться это обещание [[new:in:02:11|(Ин.2:11)]] и, наконец, верующие получили от Христа высший дар благодати – Духа Святого. [<10>]