[<10>] ====== Толкования на Ин. 1:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **яко закон Моисеом дан бысть, благодать (же) и истина Иисус Христом бысть** См. Толкование на [[new:in:01:16#svt_ioann_zlatoust|Ин. 1:16]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа** **И благодать воз благодать, яко закон Моисеом** (чрез Моисеа) **дан бысть, благодать и истина Иисус Христом** (чрез Иисуса Христа) **бысть.** Сказав, что слава Единородного оказалась светлее славы всех людей, и указав на несравненное со всеми святыми величие святости Его, посредством достигших наивысшей степени добродетели старается дать доказательство предложенной мысли. Так, об Иоанне говорит Спаситель: //«аминь, аминь глаголю вам: не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя»// [[new:mf:11:11|(Мф. 11:11)]]. Но сего столь великого и достойного соревнования представил уже, как сам говорит, восклицающим и говорящим великим гласом: //«иже по мне Грядый предо мною бысть, яко первее мене бе».// Если же слава Иоанна ниже и уступает Единородному, то разве не необходимо думать, что никто из прочих святых не может сравняться со Спасителем Христом по славе и величию дел? Итак, те святые, кои были во времена пришествия (Христа), не превосходя доблести Иоанна и достигая присущей ему славы, вместе с ним, конечно, должны оказываться ниже Христа, как скоро сам блаженный Креститель, достигший вершины благ и обладавший всякого рода преимуществами, получает приговор быть ниже Христа не чрез голос другого кого, но сам запечатлел свое дело, говоря, как святой, истинно. Поелику же Еммануилу надлежало явиться большим и высшим из древнейших святых, то блаженный Евангелист почитает необходимым обратиться к первому священноначальнику Моисею, к коему говорено было от Бога: //«вем тя паче всех, и благодать имаши у мене»// [[old:ish:33:12|(Исх. 33:12)]]. А что он был знаем Богом более всех, это можем мы также узнать и из следующего: //«аще будет»//, – говорит, – //«пророк ваш Господу, в видении ему познаюся и во сне возглаголю ему, не тако, якоже раб Мой Моисей, во всем дому Моем верен есть: усты ко устом возглаголю ему яве и не гаданием»// [[old:chis:12:06|(Чис. 12:6–8)]]. Хотя всемудрый Моисей и имел столь великое превосходство над древнейшими святыми, Евангелист представляет Единородного высшим и славнейшим во всех отношениях, да явится //«во всех Той первенствуя»// [[new:kol:01:18|(Кол. 1:18)]], как говорит Павел. Посему-то и говорит: **«и благодать за благодать, потому что закон чрез Моисея дан был, благодать и истина чрез Иисуса Христа явилась».** Думаю я, что блаженный Евангелист желает выразить нечто таковое. Истинное, говорит, исповедание соделал великий Креститель о Единородном, ясно возвещая: **«позади меня Грядущий впереди меня стал, потому что Первый меня был, ибо и от полноты Его мы все приняли».** И пусть никто не думает, что Единородный превосходит только Иоанна или и прочих святых, кои были во времена пришествия (Христа), – Он превосходил славою также и древнейших, кои блистали святостью во времена, предшествовавшие пришествию. Так, он увидит, говорит, Его далеко превосходящим достоинство Моисея, хотя сей по сравнению с теми и приобрел наивысшую степень святости, ибо Законодатель ясно утверждал, что познал его //«паче всех»// [[old:ish:33:12|(Исх. 33:12)]]. Итак, Иоанн своим собственным гласом обличался в том, что он шел позади славы Христа. Но приходит (= **«грядущий»**) Христос **«позади»** прославления его (Иоанна), в чем нет никакого сомнения или противоречия истине. Но откуда же мы можем узнать, что и сам священноначальник Моисей был ниже славы Господа? Пусть, говорит, исследует любознательный данную нам чрез Спасителя евангельскую **«благодать вместо благодати»** законной – чрез Моисея. Тогда он узрит Сына настолько превосходнейшим, насколько Он окажется законополагающим лучшее сравнительно с учреждениями Закона и вводящим все вообще более совершенное, чем у Моисея. Так, **«закон»**, – говорит, – **«чрез Моисея дан был, благодать и истина чрез Иисуса Христа явилась».** А какое (ближайшее) различие закона от благодати чрез Спасителя, это также должен дознавать любитель исследований и друг добрых трудов. Мы же скажем немногое вместо многого, полагая, что бесконечно велико число относящихся сюда рассуждений. Итак, закон осуждал мир, ибо //«заключил»// Бог чрез него //«всех под грехом»// [[new:gal:03:22|(Гал. 3:22)]], как говорит Павел, и являл нас повинными наказаниям; напротив, Спаситель освобождает его (мир), ибо Он //«пришел не для того, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир»// [[new:in:12:47|(Ин. 12:47)]]. Также и благодать людям давал и закон, призывая к богопознанию, и отвлекая заблудшихся от служения идолам, и кроме того, еще показуя зло и научая добру, хотя и не совершенно, но воспитательно и благоплодно; истина же и благодать чрез Единородного вводит добро нам не в образах и не как бы в сени начертывает полезное, но в яснейших и чистейших постановлениях и руководствует к совершенному познанию веры. Закон давал дух рабства ко страху, а Христос (даровал) духа усыновления в свободу [[new:rim:08:15|(Рим. 8:15)]]. Подобным же образом закон вводит обрезание по плоти, ничего не значащее, ибо //«обрезание ничтоже есть»// [[new:1kor:07:19|(1Кор. 7:19)]], как пишет некиим Павел; Господь же наш Иисус Христос доставляет обрезание в духе и сердце чрез веру [[new:rim:02:29|(Рим. 2:29)]]. Закон одною только водою крестит оскверненных, Спаситель – //«в Духе Святом и огне»// [[new:mf:03:11|(Мф. 3:11)]]. Закон вводит в скинию как прообраз истины, Спаситель возносит в самое небо и вводит в истиннейшую скинию [[new:evr:09:24|(Евр. 9:24)]], //«юже водрузи Господь, а не человек»// [[new:evr:08:02|(Евр. 8:2)]]. Ничего нет трудного прибавить к изложенным множество и других доказательств, однако же надо ценить меру. Впрочем, считаем полезным и необходимым указать еще на то, что блаженный Павел в немногих словах разрешил искомый предмет, сказав о законе и благодати Спасителя: //«аще бо служением осуждения слава, много паче избыточествует служение оправдания в славе»// [[new:2kor:03:09|(2Кор. 3:9)]]. Служением осуждения он называет заповедь Моисея, а служением оправдания именует благодать от Спасителя, коей усвояет и то преимущество, что она приобретается в славе, превосходно определяя природу предметов, как духоносец. Итак, поскольку осуждающий **«закон дан был»** чрез Моисея, а **«чрез»** Единородного **«явилась»** оправдывающая **«благодать»**, то как может, говорит, не превосходить славою Тот, чрез Коего законоположено наилучшее? Так и Псалмопевец скажет истину в Духе, восклицая, что Господь наш Иисус Христос превосходит все вместе славное множество святых, ибо //«кто»//, – говорит, – //«во облацех уравнится Господеви, или кто уподобится Господеви в сынех Божиих»// [[old:ps:088:07|(Пс. 88:7)]]? Так, духовные облака, то есть святые пророки, должны предоставлять превосходство Христу и отнюдь не думать, что можно состязаться с Ним в равномерной славе, как скоро низшее место усвояется даже познанному от Бога паче всех [[old:ish:33:12|(Исх. 33:12)]], то есть Моисею. Те же, к коим применяется название сынов Божиих, во время пришествия (Христа жившие), не должны быть безусловно уподобляемы Сыну по природе, но должны сознавать свою меру, когда и сам святой Креститель выразительно говорил о себе, что он стал позади, – Креститель, о коем Ведущий сердца говорит: //«не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя»// [[new:mf:11:11|(Мф. 11:11)]]. Итак, истину высказывает блаженный Евангелист, говоря, что видел //«славу Его, славу как Единородного от Отца»//, то есть такую, которая может приличествовать Единородному от Бога Отца Сыну, а отнюдь не призванным к братству с Ним, коих Он есть первородный. См. также Толкование на [[new:in:01:16#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 1:16]] **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **яко закон Моисеом дан бысть, благодать (же) и истина Иисус Христом бысть** См. Толкование на [[new:in:01:16#svt_ignatij_brjanchaninov|Ин. 1:16]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **яко закон Моисеом дан бысть, благодать (же) и истина Иисус Христом бысть** Почему прежде **«благодать»**, и потом **«истина»**? – Потому, что человек не только не знал истины, но и был виновен в непринятии истины, и за то недостоин ее нового откровения; и потому потребна была **«благодать»**, преизбыточествующая милость, чтобы удостоить его нового и высшего откровения истины. Какого откровения истины? – Тот же возлюбленный ученик объясняет: //«Бога никто же виде нигде же; Единородный Сын, сый в лоне Отчи Той исповеда»// [[new:in:01:18|(Ин. 1:18)]]; – исповедал Бога, не только как Творца и Вседержителя, но, что особенно и дивно, и вожделенно, как Отца, милующего, любящего и спасающего. //«Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный»// [[new:in:03:16|(Иоан. III. 16)]]. **//Слово в день совершившегося столетия Императорского Московского Университета. 1855 г.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа** Объясняет нам, каким образом мы приняли величайшую благодать вместо благодати малой. Говорит, что закон дан чрез Моисея, то есть Бог употребил посредником человека, именно Моисея, а Новый Завет дан чрез Иисуса Христа. Он называется и //"благодатию"//, потому что Бог даровал нам не только прощение грехов, но и сыновство; называется и //"истиною"//, потому что Он ясно проповедал то, что ветхозаветные видели или говорили образно. Сей Новый Завет, называемый и благодатию и истиною, имел посредником не простого человека, но Сына Божия. Приметь и то, что о Ветхом законе сказал: //"дан"// чрез Моисея, ибо он был подчиненный и слуга, а о Новом - не сказал: //"дан"//, но: //"произошел"//, чтобы показать, что он произошел от Господа нашего Иисуса Христа, как от Владыки, а не от раба, и в конец достиг благодати и истины. Закон //"дан"// Богом чрез посредство Моисея; благодать //"произошла"//, а не дана, чрез Иисуса Христа. //"Произошла"// - знак самостоятельности, //"дан"// - рабства. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко закон Моисеом дан бысть, благодать (же) и истина Иисус Христом бысть** Закон, или Ветхий Завет, был дан евреям через посредство Моисея, а благодать, или Новый Завет, был дан Иисусом Христом без всякого посредника. Моисей был раб и дал то, что сам принял от Бога, а Иисус Христос был Владыка, и Сам установил Новый Завет, как Бог. Итак, какое различие между Моисеем и Иисусом Христом, такое же различие и между Заветами. Выше евангелист сказал: //благодать и благодать// по указанной там причине, а здесь только Новый Завет назвал //благодатию//, как истинную благодать, потому что только он дарует отпущение грехов, возрождение, усыновление, Царство Небесное и те блага, //ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша// [[new:1kor:02:09|(1 Кор. 2, 9)]]. Сказав //благодать//, евангелист присоединил: //и истина//, свидетельствуя этим о неложности или совершенстве Нового Завета. Ветхий Завет был благодать несовершенная: //ничтоже бо совершил закон// , говорит апостол [[new:evr:07:19|(Евр. 7, 19)]], – а Новый – благодать совершенная, потому что он делает совершенными. Итак, чем большей благодати мы удостоились, тем к большей добродетели мы обязываемся, чтобы, живя недостойно столь великого благодеяния, нам не потерпеть наказания, достойного столь великой лености. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа** **Закон дан через Моисея, благодать и истина произошла через Иисуса Христа**. Моисеем дан был закон, что должно человеку делать и чего не делать, но не оправдывал и не освобождал его от греха и наказания за грехи. Иисус Христос, преподав истину, т.е. свое учение, веру и закон, даровал и благодать, т.е. силу Духа Святого, помогающую человеку в сохранении веры и исполнении закона, и средства для получения сей спасительной силы, каковы, например, таинства. С другой стороны, в законе были только прообразы Христа Спасителя; с пришествием Христовым явилась самая истина. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== **ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа** Мысль о получении верующими благодати от Христа евангелист подтверждает здесь указанием на то, что от Христа действительно произошли, явились, благодать и истина. А насколько эти дары важны, видно из того, что самый выдающийся человек Ветхого Завета – Моисей дал людям от Бога только закон. Этот закон предъявлял человеку только требования, но не давал сил для исполнения этих требований, так как не мог уничтожить в них наследственную склонность ко греху. Притом Моисей был только слугой, пассивным орудием в руках Иеговы, как показывает употребленное о нем выражение: «закон дан чрез Моисея», тогда как о Новом Завете сказано, что он произошел (ἐγένετο) через Христа как от своего владыки (блж. Феофилакт). **//Толковая Библия.//** [<10>]