[<10>] ====== Толкования на Ин. 1:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И вопросиша его: что убо; Илиа ли еси ты; И глагола: несмь. Пророк ли еси; И отвеща: ни** См. Толкование на [[new:in:01:19#svt_ioann_zlatoust|Ин. 1:19]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет** **«И вопросиша его: что убо? Илиа ли еси? И глагола: несмь. Пророк ли еси ты? И отвеща: ни».** Как бы в качестве изъяснения сказав опять: **«исповедал, что я не Христос»**, старается показать, когда или каким образом совершилось это исповедание, и, как мне кажется, желает этим обнаружить неразумие иудеев. Действительно, //«глаголющеся быти мудри, они объюродеша»// [[new:rim:01:22|(Рим. 1:22)]] и, высокомерно присвояя себе знание закона, всюду распростирая заповеди Моисеевы и утверждая, что они (иудеи) точно толкуют слова Пророков, однако же изобличаются как совершеннейшие невежды посредством тех вопросов, кои неразумно предлагают (Крестителю). Ведь священновождь Моисей, говоря, что Господь явится в качестве пророка, предсказывал сынам Израиля, что //«Пророка от братий твоих, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, того послушайте: по всему, елико просил еси от Господа Бога твоего в Хориве»// [[old:vtor:18:15|(Втор. 18:15–16)]]. Затем блаженный Исаия, представляя нам Предтечу и Предвестника как //«Глас вопиющаго в пустыне»//, говорит: //«уготовайте путь Господень, правы творите стези Его»// ([[old:is:40:03|Ис. 40:3]], цит. по: [[new:mf:03:03|Мф. 3:3]]). И с ним третий пророк Иоиль говорит о Фесвите, а это был Илия: //«и се Аз посылаю вам Илию Фесвитянина, иже устроит сердце отца к сыну, и противныя в мудрости праведных, да не прииду и поражу землю в конец»// ([[old:mal:04:04|Мал. 4:4–5]] и [[new:lk:01:17|Лк. 1:17]]). Итак, хотя возвещалось только о трех, кои должны прийти, то есть о Христе (Мессии), Иоанне и Илии, – иудеи, однако же, ожидают пришествия многих, дабы и услышали справедливо: //«заблуждаетесь, не зная писаний»// [[new:mf:22:39|(Мф. 22:29)]]. Так, вопросив блаженного Крестителя и узнав, что он не был Христос, продолжают: **«что же? Илия ли еси?»** И когда он сказал, что **«несмь»**, то им надлежало бы наконец вопросить о Предтече, ибо это еще оставалось (после вопроса о Христе и Илии). Но они невежественно возвращаются к Самому Христу (Мессии), объявленному в законе пророком, ибо заметь, что говорят они, не зная писаний Моисея: **«пророк еси ты?»** И **«ответил: нет»**, так как он не был сам Христос (Мессия), как уже и ранее утверждал. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.//** =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение II.// Почему Иоанн Креститель, спрошенный фарисеями: **«Ты Илия?», сказал «Нет»** (Ин. 1:21), однако Христос сказал о нём: //«Он есть Илия, которому надлежит прийти»// [[new:mf:11:14|(Мф. 11:14)]]? //Разъяснение.// Не в абсолютном смысле Христос сказал о нём: //«Он есть Илия, которому надлежит прийти», но добавил: «Если хотите принять, он есть Илия»//. Ибо сказал так потому, что тот совершил служение **Илии**. Ведь предтечей Христова пришествия сделался Иоанн, как **Илия** второго [пришествия] будет. Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов. **// «Собрание недоумений и разъяснений». //** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 21-23 **И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия** [[old:is:40:03|(Ис. 40:3)]]. На основании древнего предания ожидали пришествия Илии. Посему спрашивают Иоанна, не Илия ли он, так как и жизнь его была подобна жизни Илииной? Но он отрекся и от сего. Ты - тот пророк? Он отрекается и от сего, хотя был пророк. Как же отрекается? Почему? Потому что не спрашивали его: ты пророк? Но сделали вопрос: ты тот пророк? Тот пророк, которого ожидают, о котором Моисей сказал, что Господь Бог восставит вам пророка [[old:vtor:18:15|(Втор. 18:15)]]? Итак, Иоанн отрекся не оттого, что он пророк, а оттого, что он - тот пророк, которого ожидают. А как они знали слова Моисея о том, что восстанет пророк, то и надеялись, что когда-нибудь явится пророк. Потом опять настойчиво спрашивают: скажи же нам, кто ты? Тогда отвечает им: я глас вопиющего в пустыне. Я, говорит, тот, о котором написано: глас вопиющего в пустыне [[old:is:40:03|(Ис. 40:3)]]. Ибо если не прибавить слов: //"о котором написано"//, то сочетание слов представится странным. Что же вопиющего? "Исправьте путь Господу". Я, говорит, раб и предуготовляю сердца ваши для Господа. Итак, вы лукавые и хитрые, исправьте их и уравняйте так, чтобы чрез вас был путь для Господа Христа. Потом приводит свидетелем Исаию. Сказав великое о Христе, что Он - Господь, а о себе, что он исполняет дело раба и глашатая, прибегает к пророку. - Быть может, слова: //"я глас вопиющего"// кто-нибудь объяснит так: я голос Христа //"вопиющего"//, то есть ясно возвещающего истину. Ибо все вестники закона не громогласны, так как не пришло еще время истины Евангелия, и слабый голос Моисея подлинно указывал на невнятность и неясность закона. А Христос, как самосущая Истина и всем нам возвестивший об Отце, есть "//вопиющий//". Итак, Иоанн говорит: я голос Слова вопиющего, живущий в пустыне. - Потом другое начало: //"исправьте путь Господу".// Иоанн, как Предтеча Христа, справедливо называется голосом, потому что и голос предшествует слову. Скажу яснее: голос есть нечленораздельное дыхание, выходящее из груди; когда же языком оно разделится на члены, тогда бывает слово. Так, прежде голос, потом Слово, прежде Иоанн, потом Христос - по явлению во плоти. И крещение Иоанново нечленораздельно, ибо не имело действия Духом, а крещение Христово членораздельно, не имеет ничего тенистого и образного, ибо совершается Духом [[new:mf:03:11|(Мф. 3:11)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **И вопросиша его: что убо; Илиа ли еси ты; и глагола: несмь** Обманувшись в этом замысле, они обращаются к другому и, желая скрыть свою цель, говорят: //что убо? Илиа ли еси ты//, чтобы показалось, что они спрашивают простодушно и без злого умысла, так как ожидали пришествия Илии на основании слов пророка Малахии [[old:mal:04:05|(4, 5)]] [[old:mal:04:06|(4,6)]]: //послю вам Илию Фесвитянина... иже устроит сердце отца к сыну//. Поэтому и опять предлагают вопрос, чтобы остаться вне всякого подозрения. **Пророк ли еси; и отвеща: ни. Не говорят: пророк (προφητης) ли ты** Так как они знали, что Иоанн был пророк; но: пророк (ο προφητης) ли ты? Именно тот, о котором написал Моисей: //пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, Того послушайте// [[old:vtor:18:15|(Втор. 18, 15)]]; а таким пророком был Иисус Христос. ===== Лопухин А.П. ===== **И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет** Второй вопрос иудеев задан был Иоанну ввиду того, что иудеи ожидали перед пришествием Мессии Илию пророка [[old:mal:04:05|(Мал.4:5)]]. Так как Иоанн по своей пламенной ревности о Боге напоминал собой Илию (ср. [[new:mf:11:14|Мф.11:14)]], то иудеи и спрашивают его, не есть ли он пришедший с неба Илия? Иоанн таким Илией не был, хотя и был послан// «в духе и силе Илии»// [[new:lk:01:17|(Лк.1:17)]], почему и дал отрицательный ответ на вопрос священников и левитов. Точно так же ответил Иоанн и на третий вопрос иудейской депутации, не пророк ли он. Иудеи предложили ему этот вопрос потому, что ожидали, что перед пришествием Мессии явится пророк Иеремия или какой-либо другой из великих ветхозаветных пророков (ср. [[new:mf:16:14|Мф.16:14]]). Понятно, что на такой вопрос Иоанн мог ответить только отрицательно. [<10>]