[<10>] ====== Толкования на Ин. 1:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Во утрий (же) виде Иоанн Иисуса грядуща к себе и глагола: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира** **Во утрий же виде Иоанн Иисуса, грядуща к себе, и глагола: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира.** Евангелисты как бы разделили между собою времена. Матфей, вкратце обозрев время до заключения в темницу Иоанна Крестителя, поспешает к обстоятельствам последующим; а евангелист Иоанн не только не вкратце представляет то время, но на нем-то в особенности и останавливается. Матфей, после пришествия Иисуса из пустыни, умолчав о промежуточных обстоятельствах, как, например, о том, что проповедовал Иоанн, что говорили посланные (к нему) иудеи, и сократив все прочее, немедленно переходит к темнице. //Слышав Иисус//, говорит он, //яко Иоанн предан бысть, отъиде оттуда// [[new:mf:04:12|(Мф. 4, 12)]]. Но Иоанн сделал не так; а, умолчав об отшествии в пустыню, о котором сказал Матфей, он повествует об обстоятельствах после сошествия Иисуса с горы и, рассказав о многом, затем присовокупляет: //не убо бе всажден в темницу Иоанн// [[new:in:03:24|(3, 24)]]. Но для чего, скажешь, Иисус теперь приходит к Иоанну, делает это не однажды, а и в другой раз? Матфей говорит, что Ему нужно было прийти для крещения. Указывая на это, и Сам Иисус присовокупляет: //тако бо подобает нам исполнити всяку правду// [[new:mf:03:15|(Мф. 3, 15)]]. А Иоанн показывает, что Он и в другой раз приходил, уже после крещения, и это замечает словами Крестителя: //видех Духа сходяща, яко голубя, и пребысть на Нем// [[new:in:01:32|(1, 32)]]. Итак, для чего он приходит к Иоанну? Ведь Он не просто пришел туда, а приходил именно к нему. **Виде Иоанн**, сказано, **Иисуса, грядуща к себе.** Так как Иоанн крестил Его вместе с другими многими, и многие могли предполагать, что Он приходил к Иоанну по той же причине, как и другие, то есть затем, чтобы исповедать согрешения и омыться в реке с покаянием, то Иисус и приходит снова, чтобы и самому Иоанну дать возможность исправить такое предположение. И действительно, Иоанн, сказав: **се, Агнец Божий, вземляй грехи мира**, совершенно уничтожил такое подозрение. Если Он так чист, что может даже разрешать чужие грехи, то ясно, что Он приходит не затем, чтобы исповедать свои согрешения, а чтобы чудесному проповеднику дать случай – повторением прежде сказанного еще точнее внушить слушателям прежде о Нем сказанное и присовокупить к тому еще нечто другое. Частица: **се** употреблена потому, что многие уже давно, вследствие слов Иоанна, хотели видеть Его. Поэтому Иоанн и указывает Его, когда Он явился, и говорит: **се**, выражая этим, что Он есть Тот, Кого издавна ожидали. **Се Агнец.** Агнцем называет Его, припоминая иудеям пророчество Исаии и прообразование из времен Моисея, чтобы чрез прообраз ближе привести их к истине. Но агнец ветхозаветный не принимал на себя никогда ничьих грехов, а этот принял грехи всего мира, избавил его от гнева Божия, когда ему угрожала погибель. **//Беседы на Евангелие от Иоанна.//** ---- См. Толкование на [[new:mf:03:11#svt_ioann_zlatoust|Мф. 3:11]] //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 11-я.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира** **«Во утрий виде Иисуса грядуща к себе».** В весьма малое время Креститель оказывается вместе и пророком и апостолом, ибо о Ком недавно предвозвещал, как об имеющем прийти, теперь объявляет Его уже пришедшим. Посему и превзошел меру пророков, как Сам Спаситель говорит в одном месте к иудеям, рассуждая о нем так: //«чесо изыдосте в пустыню видети?.. Пророка ли? Ей глаголю вам, лишше пророка»// [[new:mf:11:07|(Мф. 11:7,]] [[new:mf:11:09|9)]]. Те (пророки) некогда пророчествовали, что явится Христос, а он (Предтеча) не только восклицал, что приидет, но и указал Пришедшего, ибо **«во утрий»**, говорится, **«видит Иисуса грядуща к нему».** **«И глагола: се Агнец Божий вземляй грехи мира».** Теперь уже несвоевременно было (говорить) //«приготовьте путь»//, когда явился уже и был пред очами Тот, для Кого совершается приготовление (пути). Положение дела требовало других слов. Надлежало раскрывать, Кто был Пришедший и зачем совершает нисшествие Пришедший к нам с небес. Итак, **«се»**, сказано, **«Агнец Божий вземляй грехи мира»**, на Коего указал пророк Исаия в словах: //«яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стрегущим его безгласен»// [[old:is:53:07|(Ис. 53:7)]], и Коего, сказано, некогда предобразовал закон Моисеев. Но тогда Он спасал только отчасти, не простирая милость на всех, ибо был образом и тенью, – теперь же Тот, Кто некогда живописуем был посредством загадок, Истинный Агнец, Непорочная Жертва, ведется на заклание за всех, дабы отогнать **«грех мира»**, дабы низвергнуть губителя вселенной, дабы Своею за всех смертью упразднить смерть, дабы разрешить проклятье, бывшее на нас, дабы прекратилось наконец (наказание, выраженное в словах Бога) //«земля еси и в землю отыдеши»// [[old:gen:03:19|(Быт. 3:19)]], дабы явился Второй Адам – не от земли, но с неба [[new:1kor:15:47|(1Кор. 15:47)]] – и стал для человеческой природы началом всякого блага, разрушением внесенного (грехом) тления, виновником вечной жизни, основанием преобразования (человека) по Богу, началом благочестия и праведности, путем в Царство Небесное. //«Един за всех умре»// Агнец, спасая Богу и Отцу весь сонм людей, – //«Един за всех»//, дабы всех подчинить Богу, //«Един за всех»//, дабы всех приобрести, дабы наконец все //«не ктому себе живут, но Умершему за них и Воскресшему»// [[new:2kor:05:15|(2Кор. 5:15)]]. Поскольку мы находились во многих грехах и посему были повинны смерти и тлению, то Отец дал Сына в //«избавление»// за нас [[new:1tim:02:06|(1Тим. 2:6)]], Одного за всех, так как и все в Нем, и Он выше всего. Один умер за всех, дабы все жили в Нем, ибо смерть, поглотив Агнца за всех, в Нем и с Ним и извергла всех: все мы были во Христе, ради нас и за нас умершем и воскресшем. А с упразднением греха разве не необходимо принять, что упразднена и явившаяся из него и по причине его смерть? Со смертью корня разве уже могла уцелеть отрасль из него? По какой причине мы должны будем умирать, когда уже уничтожен грех? Посему мы торжествуем заклание Агнца Божия и говорим: //«где пря твоя, смерте? где остен твой, аде»// ([[old:os:13:14|Ос. 13:14;]] [[new:1kor:15:55|1Кор. 15:55]]); //«ибо всякое беззаконие»//, как сказал в одном месте Псалмопевец, //«заградит уста своя»// [[old:ps:106:42|(Пс. 106:42)]], будучи уже не в силах обвинять согрешивших по своей немощи. Ведь //«Бог оправдаяй, кто осуждаяй»// [[new:rim:08:33|(Рим. 8:33–34)]]? //«Христос ны искупил от клятвы законныя, быв за нас клятва»// [[new:gal:03:13|(Гал. 3:13)]], дабы все мы избегли проклятия греха. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Свт. Тихон Задонский ===== **На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира** Называет его не Судией, судящим мир, хотя Он и есть Судия, но **Агнцем Божиим**, берущим на Себя грехи мира, то есть свидетельствует людям, что Он пришел в мир не судить грешников за грехи, но взять их грехи, как и Сам о Себе сказал Сын Божий: //«Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него»// [[new:in:03:17|(Ин 3:17)]]. Согласно этому и апостол Его написал: //«Христос Иисус пришел в мир спасти грешников»// [[new:1tim:01:15|(1Тим 1:15)]]. Отсюда почерпнем утешение себе, грешники, что Царь Небесный пришел к нам на землю, как Агнец, взять грехи наши, а не как Судия, судить нас за грехи. Благодарим Его за человеколюбие Его. Да последуем и мы Ему, как Агнцу кроткому, и да будем к ближним нашим незлобивыми: будем молчать пред хулящими нас и обижающими нас, как агнцы пред стригущими их безгласны. Тогда возьмет Он нас на плечи Свои, как Пастырь, и принесет к Отцу Своему. Видим, что один Он берет на Себя грехи всего мира, но берет грехи тех, которые каются истинно, и перестают грехи ко грехам прилагать, и к Нему с верой прибегают, и просят отпущения грехов, – тем Он отпускает грехи. Покаемся же и мы, перестанем грехи собирать и ими, как долгами, себя обременять, и приступим к Агнцу Сему, чтобы и наше бремя Он взял и облегчил нас, дабы, освободившись от бремени грехов, удобно благодатью Его вошли мы в отечество небесное. **//Письма келейные. Письмо 71.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира** Господь часто приходит к Предтече. Для чего это? Так как и Господь крестился от Иоанна, как один из многих, то часто приходит к нему для того, без сомнения, чтобы некоторые не подумали, что Он наравне с прочими крестился как виновный в грехах. Креститель, желая исправить такое предположение, говорит: //"Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира".// Тот, Кто настолько чист, что берет на Себя и истребляет грехи прочих, очевидно, не мог принять крещение исповедания (покаяния) наравне с прочими. Исследуй, прошу тебя, и сие выражение: //"вот Агнец Божий".// Слово это относится к тем, кои желают видеть Агнца, о котором возвещает Исаия [[old:is:53:07|(53, 7-8)]]. Вот, говорит, Тот Агнец, Которого ищут; Тот Агнец, вот здесь. Ибо естественно, что многих тщательно занимавшихся пророческою книгою Исаии, занимал вопрос, кто бы был Тот Агнец. Итак, Иоанн указывает Его. Он не сказал просто Агнец, но //"Тот Агнец"//, так как агнцев много, как и христов много; но Он есть Тот Агнец, Которого прообраз указан у Моисея [[old:ish:12:start|(Исх. 12)]] и о Котором возвещает Исаия [[old:is:53:start|(53)]]. - Христос называется //"Агнцем Божиим"// или потому, что Бог отдал Его за нас на смерть, или потому, что Бог принял смерть Христа за наше спасение. Как мы обыкновенно говорим: эта жертва такого-то, вместо того, чтоб сказать: эту жертву принес такой-то; так и Господь называется Агнцем Божиим потому, что Бог и Отец из любви к нам отдал Его на закалание за нас, - Не сказал Иоанн: //"взял"// грех, но //"берет"//, потому что Он каждый день берет на Себя грехи наши, одни чрез крещение, другие чрез покаяние. - Агнцы, которых закалали в Ветхом Завете, не уничтожали совершенно ни одного греха; но Сей Агнец берет на Себя грех всего мира, то есть истребляет, изглаживает, - Почему не сказал Иоанн: //"грехи"//, но: //"грех"//? Может быть и потому, что, сказав //"грех"//, он сказал вообще о всех грехах; как мы обыкновенно говорим: //"человек"// отпал от Бога, вместо //"все человечество"//, так и он здесь, сказав //"грех"//, обозначил все грехи. А может быть и потому, что грех мира состоял в непослушании, так как человек низринулся в страсти чрез неповиновение Богу, а Господь загладил это непослушание, быв послушлив до смерти и уврачевав противное противным. ===== Евфимий Зигабен ===== ** Во утрии (же) виде Иоанн Иисуса грядуща к себе ** – на следующий день после возвращения Иисуса Христа из пустыни, так как Иоанн еще оставался при Иордане. Зачем же Иисус Христос идет к Иоанну? Так как некоторые предполагали, что Он, подобно другим, принял крещение покаяния, как грешник, то теперь идет к Иоанну, чтобы представить ему случай исправить такое подозрение более совершенным свидетельством. **И глагола: се Агнец Божий ** Назвал Его Агнцем, напоминая прообразы закона и пророчество Исаии, и как бы так говоря: «Вот Агнец, прообразованный в законе и возвещенный Исаией». Затем присоединяет и особенное, преимущественное Его свойство, именно – что Он был послан Богом на заклание для спасения людей. Или: //Божий//, т.е. Божественный, по причине Своего Божества. **Вземляй грехи мира** Заколаемый агнец законный уничтожал грехи одного народа израильского, как тень, предначертание и прообраз истины, а закланный Агнец Божий уничтожает грехи всего мира и очищает всех живущих в мире, как истина; тот был неразумный, а Этот – разумный и – мало того – даже Божественный. Под грехами разумей не только скверны душевные, от которых Он освобождает соблюдающих заповеди Его, но и немощи телесные, от которых Он освобождает болящих. Сказав: //вземляй грехи мира//, уничтожил вышеуказанное подозрение. Очевидно, что уничтожающий грехи других людей Сам не имеет грехов; а не имеющий грехов пришел на крещение совершенно по другой причине, которую Креститель и указывает немного после. ===== Лопухин А.П. ===== **На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Kоторый берет на Себя грех мира** На другое утро после беседы с депутацией от синедриона и с фарисеями Иоанн, вероятно, на том же самом месте у реки Иордан, увидев подходившего к нему Иисуса, засвидетельствовал о Нем вслух при всех его окружавших как об Агнце, вземлющем грех мира. Зачем в это время Иисус шел к Иоанну – неизвестно. Kреститель назвал Христа Агнцем (ὁ ἀμνός) Божиим в том смысле, что Его Сам Бог избрал и приготовил для заклания в жертву за грехи людей, подобно тому как евреи при выходе из Египта готовили агнцев, кровь которых должна была спасти их дома от грозного суда Божия [[old:ish:12:07|(Исх.12:7)]]. Бог давно уже избрал Этого Агнца ([[new:otkr:13:08|Откр.13:8]]; [[new:1pet:01:20|1Пет.1:20]]) и теперь давал Его людям – всем людям без исключения. Едва ли можно видеть в словах Kрестителя отношение к изображенному пророком Исаией Страдальцу [[old:is:53:start|(Ис.53)]], как полагают некоторые древние и новые экзегеты. В этой же главе книги Исаии Мессия назван не прямо Агнцем, а только сравнивается с ним и является несущим не грехи наши, а болезни и скорби. //«Kоторый берет на Себя грех мира»// – точнее: уносит грех мира с Собою. Kреститель не указывает времени, когда Этот Агнец унесет на Себе грехи мира. Настоящее время глагола αἴρω означает, так сказать, не ограниченное известным временем действие: Христос «каждый день берет на Себя грехи наши, одни – через Kрещение, другие – через покаяние» (блж. Феофилакт). [<10>]