[<10>] ====== Толкования на Ин. 3:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Отвеща Иисус и рече ему: ты еси учитель Израилев, и сих ли не веси** См. Толкование на [[new:in:03:09#svt_ioann_zlatoust|Ин. 3:9]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?** **«Ты еси учитель Израилев, и сих ли не веси?»** В лице одного Христос обличает всех, украшенных учительским званием и обладающих одним только голым знанием законодательства, но имеющих ум, исполненный невежества, и не могущих ничего разуметь из того, что им надлежит не только знать самим, но и учить других. И если таков наставник, то каковы же ученики, как скоро ученик не превышает учителя, по слову Спасителя: //«несть ученик выше учителя»// [[new:mf:10:24|(Мф. 10:24)]]. Поскольку же они были столь невежественны, то Христос уподобляет их //«гробам побеленным»// [[new:mf:23:27|(Мф. 23:27)]], также и Павел справедливо сказал начальнику иудейскому: //«бити тя имать Бог, стено повапленная»// [[new:act:23:03|(Деян. 23:3)]]. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь** Епископы по самому своему положению являются учителями дома Израилева – в Церкви Христовой. Господи! как много я не знаю, не только внешних фактов церковных, но и их внутреннего смысла и иных явлений. Нужно неустанно учиться и просить у Господа мудрости, чтобы быть пастырем и наставником непостыдным... //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь** См. Толкование на [[new:in:03:09#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 3:9]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Отвеща Иисус и рече ему: ты еси учитель Израилев, и сих ли не веси** Обличает его не в лукавстве, но в тупости и непонятливости. Ему, как учителю, следовало бы знать это из Писаний, так как книги иудейские содержат в себе образы духовного возрождения; например, переход через Чермное море, где море служило образом воды, а облако – образом Духа (сказание о Неемане прокаженном: как он омылся в Иордане, и возвратилось к нему тело его, как молодого отрока, и многие другие). В Писаниях этих были и пророчества; Давид, например, сказал: //и возвестят правду Его людям рождшымся (родитися имущым), яже сотвори Господь// [[old:ps:021:32|(Пс. 21, 32)]]; //блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси// [[old:ps:031:01|(Пс. 31, 1)]]; //обновится яко орля юность твоя// [[old:ps:102:05|(Пс. 102, 5)]]. Пророчества других по причине их множества мы теперь пройдем молчанием. ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь** В тоне легкого упрека Христос говорит Никодиму, что ему-то как профессиональному учителю израильского народа, раввину (ср. стих 1) следовало бы знать, что в Ветхом Завете было сказано о самом процессе возрождения. Пророки немало говорили об излиянии нового духа, о даровании людям новых сердец, о полноте Богопознания и о пробуждении в человеке склонности к исполнению воли Божией. Они же часто говорили, что обращение человека к Богу, призывание Бога есть необходимое условие для получения мессианского спасения. [<10>]