[<10>] ====== Толкования на Ин. 3:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Бе же Иоанн крестя во Еноне близ Салима, яко воды многи бяху ту: и прихождаху и крещахуся** См. Толкование на [[new:in:03:22#svt_ioann_zlatoust|Ин. 3:22]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились** См. Толкование на [[new:in:03:22#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 03:22]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились** Место, называемое Енон [[new:in:03:23|(Ин. 3:23)]], было за Иорданом. А Енон означает //«око испытания»//, то есть пытливое, точное и пристальное рассматривание. Посему крещеные соделывались прозорливейшими. И Салим означает //«восходящий сын»//. А Иордан на греческом язык значит //«схождение»//. За схождением же следует восхождение крещаемых учениками Христовыми во имя Спасителя нашего Христа. **//Письма на разные темы. Пресвитеру Евриклу.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились** См. Толкование на [[new:in:03:22#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 3:22]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Бе же Иоанн крестя во Еноне близ Салима, яко воды многи бяху ту: и прихождаху и крещахуся** Ст.23-24: Еномом и Салимом назывались какие-то места. Иоанн крестил до самого заключения своего в темницу, чтобы беспрерывно учить об Иисусе Христе и присылать к Нему крещеных, затем – чтобы не подумали, что он оставил по гневу или зависти, но чтобы видели, что он содействует ученикам Иисуса Христа и приводит к Нему крещеных, и, наконец, чтобы не возбуждать в своих учениках еще большей ревности... Если Иоанн столько раз проповедовал об Иисусе Христе, всегда отдавал Ему первенство и так унижал себя, все-таки не убедил их в том, что он предтеча Христов, то если бы он перестал даже крестить, ученики его, потеряв всякое уважение под предлогом защиты своего учителя могли еще более разъяриться против Иисуса Христа и апостолов. И Сам Иисус Христос, зная это, тогда только начал более проповедовать, когда Иоанн был взят из среды народа. Златоуст говорит: полагаю, что весьма скорая кончина его была допущена для того, чтобы все расположение народа было перенесено на Иисуса Христа и чтобы потом не разделились в мнениях о том и другом. Если кто-нибудь будет доискиваться, какое преимущество имело крещение учеников над крещением Иоанна, то мы скажем, что никакого: и то и другое одинаково не имело благодати Святого Духа, у того и другого была одна цель – приводить крещеных ко Христу. ===== Лопухин А.П. ===== **А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились** В это время продолжал свою деятельность и Иоанн Kреститель, так как он, выступив на служение по повелению Божию [[new:lk:03:02|(Лк.3:2)]], не мог самовольно, без нового повеления Божия, прекратить свою деятельность. Но где находился Енон, в водах которого крестил тогда Иоанн? //«Близ Салима»//, – замечает евангелист. Между тем, нам неизвестно и то, где находился Салим. Несомненно только, что это место находилось к западу от Иордана, так как ученики Kрестителя в своем обращении к Иоанну дают понять, что они находятся со своим учителем на западной стороне Иордана (стих 26, где правильнее нужно читать так: //«равви, Тот, Kоторый был с тобою по ту сторону Иордана»//, в русском переводе – //«при Иордане»//). И сам спор учеников Иоанна о сравнительном достоинстве крещения Христа и Иоанна становится понятным только при том предположении, что Христос и Иоанн пребывали в то время в одной области, т. е. в Иудее (см. стих 25). В точности нельзя указать местонахождение Енона. Но вероятно, что он находился при одном из потоков, впадавших в Мертвое море с запада. В потоке этом было много воды, что и привлекло сюда Kрестителя. [<10>]