[<10>] ====== Толкования на Ин. 3:32 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и еже виде и слыша, сие свидетелствует: и свидетелства Его никтоже приемлет** См. Толкование на [[new:in:03:31#svt_ioann_zlatoust|Ин. 3:31]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его** **«Еже виде и слыша, сие свидетельствует: и свидетельства Его никтоже приемлет».** Блаженный Евангелист говорит это не потому, чтобы никто не принимал свидетельства о том, что Христос есть Бог по природе, что Он сошел //«свыше»// и от Отца и //«над всеми есть»//: ведь многие приняли (это свидетельство) и уверовали, и прежде всех других Петр, сказавший: //«Ты еси Христос, Сын Бога Живаго»// [[new:mf:16:16|(Мф. 16:16)]]. Но сам, точнее всех других уразумев великое достоинство Говорящего, выражает здесь свое удивление пред безумием не верующих Ему. См. также Толкование на [[new:in:03:31#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 3:31]] **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его** См. Толкование на [[new:in:03:31#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 3:31]] ===== Евфимий Зигабен ===== ** И еже виде и слыша, сие свидетельствует** Это метафорическое выражение заимствовано от того, что люди узнают посредством зрения и слуха то, о чем свидетельствуют. Сам Иисус Христос не нуждается в познании посредством зрения или слуха, потому что Он знает все, как самобытный и всесовершенный Бог; но так как у нас совершенное знание приобретается при помощи этих чувств, и мы считаем достоверным свидетелем того, кто видел или слышал то, о чем он свидетельствует, то по отношению к Иисусу Христу должно считаться достоверным то, что считается достоверным у нас. Поэтому Иоанн сказал: //еже виде и слыша, сие свидетельствует// – ради немощи слушателей, и этим ничего другого не выразил, как только то, что Иисус Христос свидетельствует достоверно. И мы, если желаем подтвердить, что кто-либо говорит правду, обыкновенно говорим, что он свидетельствует о том, что видел и слышал. Итак, когда услышишь, что и Сам Иисус Христос говорит: //якоже слышу, сужду// [[new:in:05:30|(Ин. 5, 30)]]; //Мое учение несть Мое, но Пославшаго Мя// [[new:in:07:16|(Ин. 7, 16)]]; //яже слышах от Него, сия глаголю в мире// [[new:in:08:28|(Ин. 8, 28)]] и т.п., знай, что Он с премудрой целью сказал так для того, чтобы все знали, что Он говорит правду, так как слушатели не имели еще должного понятия о Нем. **И свидетельства Его никтоже приемлет** никто из неверующих. Иоанн сказал это вообще о бесчувственных иудеях, в частности же – о своих учениках, которые из-за честолюбия и ревности хотели и его возбудить. ===== Лопухин А.П. ===== **и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его** Второе преимущество Христа – это несравненное превосходство Его учения. Господь говорил только то, что знал непосредственно, что слышал и видел на небе (ср. стих [[new:in:03:11|11]]). Поэтому-то количество последователей Христа, которое ученикам Kрестителя казалось слишком большим, ему самому представляется очень незначительным, ввиду высокого достоинства учения Христова. [<10>]