[<10>] ====== Толкования на Ин. 3:35 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 35-36 **Отец (бо) любит Сына и вся даде в руце Его. Веруяй в Сына имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем** Великая польза постепенности открывается во всех делах. Так мы успеваем в науках, не вдруг всему научаясь от наставников. Так мы построили города, воздвигая их понемногу и постепенно; так сохраняем и нашу жизнь. Не удивляйся, если этот порядок в делах житейских имеет такую силу; и в духовных делах можно усматривать великую силу этой мудрости. Только таким образом и иудеи могли освободиться от идолослужения, будучи удаляемы от него незаметно, мало-помалу, сначала не слыша ничего возвышенного ни в догматах, ни в правилах жизни. Так и после пришествия Христова, когда настало время для открытия высочайших догматов, Апостолы всех приводили ко Христу, на первый раз ничего не изрекая возвышенного. Так и Христос с большею частию слушателей беседовал сначала. Так поступает и Иоанн (Креститель), говоря о Христе, как бы только о необыкновенном человеке, и только прикровенно изображая возвышенные Его свойства. Вначале он говорит: //не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небесе// [[new:in:03:27|(ст. 27)]]; потом касается чего-то возвышенного, говоря: //Грядый свыше над всеми есть// [[new:in:03:31|(ст. 31)]]. Далее опять низводит слово к чему-то смиренному, между прочим говоря: //не в меру бо Бог дает Духа// [[new:in:03:34|(ст. 34)]]; потом опять возвышает (слово): **Отец бо любит Сына и вся даде в руце Его** [[new:in:03:35|(ст. 35)]]; затем, зная, какую пользу приносит угроза наказания и как многие водятся не столько обетованиями благ, сколько угрозами мук, заключает свою речь так: **веруяй в Сына имать живот вечный, а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем** [[new:in:03:36|(ст. 36)]]. И здесь опять, говоря о наказании, возводит слово к Отцу. Не сказал: гнев Сына, хотя и Он есть Судия, а представил им Отца, желая тем более устрашить. Но неужели, скажешь, достаточно веровать в Сына, чтобы иметь живот вечный? Никак. Послушай, как Сам Христос объясняет это, говоря: //не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное// [[new:mf:07:21|(Мф. 7, 21)]]. И одной хулы на Духа достаточно, чтобы быть ввержену в геенну. Но что говорить об одних догматах? Хотя бы кто право веровал и в Отца, и в Сына, и в Духа Святого, но если не живет, как должно, вера не принесет ему никакой пользы ко спасению. Поэтому также, когда Христос говорит: //се же есть живот вечный, да знают Тебе, Единаго истиннаго Бога// [[new:in:17:03|(17, 3)]], не подумаем, что этого и довольно для нашего спасения. Необходима еще добрая жизнь и благоповедение. И хотя Иоанн сказал: **веруяй в Сына имать живот вечный**, но затем присовокупляет еще нечто более сильное (так как он слагает речь свою не только из утешительных, но и из противоположных слов, и смотри, каким образом); он прибавляет: **а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем**. Однако ж и отсюда мы не должны заключать, что довольно одной веры для спасения. Это доказывают многочисленные места в Евангелии, где говорится о жизни. Поэтому-то Иоанн и не сказал: в этом одном состоит живот вечный, или: только **верующий в Сына имать живот вечный**; но о том и другом он говорит только вообще, что в них есть живот вечный. А если затем не последуют дела жизни, то наступит великое наказание. И не сказал Иоанн: гнев ожидает его, но: **пребывает на нем**, показывая этим, что гнев никогда не отступит от него. Чтобы слов: **не узрит живота** ты не относил к смерти временной, а веровал, что наказание будет бесконечное, он употребил такое выражение, которое означает непрестанное мучение. Делал же это Иоанн для того, чтобы такими словами привлечь учеников своих ко Христу. Поэтому не лично им делал увещание, а говорил вообще, чтобы тем более привлечь их. Не сказал он: если вы уверуете, или: если вы не уверуете, а употребляет общие выражения, чтобы слова его не были для них подозрительны. Но он говорит с большею строгостию, чем Сам Христос. Христос сказал: //не веруяй уже осужден есть// [[new:in:03:18|(ст. 18)]]; а Иоанн: **не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем.** И это весьма справедливо, потому что не одно и то же говорить самому о себе и о другом. О Христе могли бы думать, что Он часто так говорит по самолюбию и тщеславию; но Иоанн был безопасен от такого подозрения. Если же впоследствии и Христос употреблял более сильное слово, то уже тогда, когда иудеи имели о Нем высокое понятие. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Отец любит Сына и все дал в руку Его** **«Отец любит Сына и вся даде в руце Его».** Поскольку сказал, что Сын как Бог, явившийся из Бога, может употреблять не другие слова, как те, которые употребил бы и Сам Родивший, то есть истинные, //«Его же бо посла Бог, глаголы Божия глаголет»//, говорит (ст. [[new:in:03:34|34]]), то почитает необходимым в предложенных словах подробнее изъяснить мысль и говорит: **«Отец любит Сына».** Не оскорбим, говорит, Бога и Отца, если Рожденному от Него воздадим равную с Ним честь, – не прогневим Его, если Наследника благ Отца по существу увенчаем боголепной славой, ибо Он **«любит»**, говорит, **«Сына».** Итак, будет радоваться, когда мы станем прославлять Сына, но прогневится в противном случае. И никто, говорит, да не думает, что Он имеет Своего Сына наследником этого только боголепного достоинства, ибо **«все дал в руку Его»**, то есть все, какое есть по существу благо у Отца, это есть, несомненно, и в силе (власти) Сына. Рукой называет здесь силу, как и в словах одного пророка: //«рука Моя... утверди небо»// [[old:is:48:13|(Ис. 48:13)]] – вместо //«сила».// Имеет же в Себе Сын все свойство Отца не по причастию, хотя и говорится, что дал Отец, в противном случае Он и Божество имел бы как полученное, а не как природное. А дает Отец Сыну все Свое таким образом, как и человек мыслится дающим рожденному от него дитяти свойства человечества или как об огне говорится, что происходящей из него по действенности теплоте он дает особенности своей природы. В таких явлениях сообщение оказывается безвредным для сообщающих, так как происхождение того, что мыслится получающим, бывает не чрез отделение или отсечение, – равно и то, что представляется получающим, не служит причиною недостатка для получающих; потому что этим указывается только на //«то, из чего»// (происходит что-либо), и рождаемое мыслится как некое природное, так сказать, качество рождающего, открывая, что есть по существу своему рождающее, и отражая природную действенность своего источника. Но это опять только примеры, Бог же очевидно выше их, за что не будем винить немощное человеческое слово, ибо //«слава Божия крыет слово»// [[old:pr:25:02|(Притч. 25:2)]], как написано. И если даже видим только чрез зеркало и в загадке и разумеваем отчасти [[new:1kor:13:12|(1Кор. 13:12)]], то не тем ли более мы должны оказываться бессильными в речениях языка? Посему благочестиво будет и такое понимание твое учения о том, что все дано Сыну от Отца. Но можешь опять относить это и к воплощению, причем понятия «дать» и «принять» будут указывать уже не на природные свойства Сына, но на данную Ему власть над всеми тварями, дабы опять ты мог разуметь нечто подобное нижеследующему. Да не упорствует, говорит, неверующий, видя Господа всяческих человеком, и да не думает лгать на истину, отказываясь по причине плоти Его веровать в Него как Бога. Пусть принимает свидетельство Его и охотно запечатлевает, что Бог истинен есть, дабы не оскорблять Отца Небесного, ибо Он любит Своего Сына и доказательством этой любви к Нему служит дарование Ему власти над всем, о чем и Сам Спаситель сказал: //«вся Мне предана Отцем Моим»// [[new:mf:11:27|(Мф. 11:27)]], и опять: //«дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли»// [[new:mf:28:18|(Мф. 28:18)]]. И если Сын представляется получившим, то это отнюдь не должно служить основанием кому-либо считать Его меньшим. Почему? Потому что получает, когда стал человеком, когда унизил Себя ради нас, когда Владыка назвался рабом [[new:fil:02:07|(Флп. 2:7)]], когда свободный Сын соделался слугой. В противном случае каким образом Он унизил Себя или нисшел из равенства с Богом и Отцом? Не усматриваешь ли здесь как Дающего богоприлично, так и Получающего по-человечески и рабски то, что имел как Бог? Не даяние от Бога собственно возвело Сына в начало господства над всем, но и в состоянии воплощения восприятие и получение той власти, какую имел до воплощения, ибо не тогда только начинает владычествовать над тварью, когда стал человеком. Иначе в какое же унижение нисшел Он, если тогда, когда стал человеком, начинает господствовать? Или как явится в образе раба, если тогда именно (в воплощении) и оказался Владыкой всего? Прочь такие нелепые мысли (да отгонятся). Но когда стал человек, то и в этом состоянии начинает владычествовать, не лишаясь Своего Божеского достоинства ради плоти, но и с плотью восходя опять в то, чем был изначала. А что это было восприятие Христом изначальнейшего, в этом Сам удостоверит словами: //«Отче! прослави Мя славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть»// [[new:in:14:05|(Ин. 14:5)]]. Видишь, что не начала славы просит, но возобновления прежней, и притом говоря это как человек. А что опять по причине человечества говорится, что все дано Сыну, то любознательный отовсюду может собрать ясные доказательства этого, особенно же из того страшного видения Даниила, в коем он, как говорит, видел //«Ветхаго денми»// восседающего на престоле и, утверждает, //«тысящи тысящ и тмы тем»// – одне //«служаху»//, другие //«предстояху»// [[old:dan:07:09|(Дан. 7:9–10)]]. К этому он присоединяет: //«и се с облаками небесными яко Сын Человеч идый (грядый) бяше, и до Ветхаго денми дойде и пред Него приведеся и Ему дадеся власть и честь и царство, и вси людие, племена, языцы Ему поработают»// [[old:dan:07:13|(Дан. 7:13–14)]]. Видишь, что в этих словах точно описывает нам всю тайну вочеловечения. Видишь, что Сын называется приемлющим царство от Отца, – является пророку не Слово Само в Себе, но //«как Сын Человеческий».// Это потому, что уничижил Себя, как написано, и //«образом»// ради нас //«обретеся яко человек»// [[new:fil:02:07|(Флп. 2:7)]], дабы и, первым возведенный в Царство, Он опять явился для нас началом и славным путем в Царство. И как, будучи жизнью по природе, нисшел ради нас в смерть по плоти за всех, дабы изъять нас от смерти и тления, чрез подобие с нами как бы приобщив нас к Себе и соделав участниками вечной жизни; так и, будучи как Бог Господом славы, принимает на Себя образ нашего малодостоинства, дабы и человеческую природу возвести в царственное достоинство. Ведь стал //«во всех Той первенствуя»// [[new:kol:01:18|(Кол. 1:18)]], как говорит Павел, – путем, дверью и начатком благ человечества от смерти к жизни, от тления к нетлению, от немощи к силе, от рабства к всыновлению, из бесчестия и бесславия к чести и славе царской. Посему, когда Сын является получающим как человек то, что Он имел как Бог, то мы отнюдь не должны соблазняться, но должны уразумевать образ домостроительства ради нас и за нас, ибо в таком случае сохраним свой ум без вреда и повреждения. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 35-36 **Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем** Сказавши высокое о Христе, теперь опять возвещает смиренное, чтобы сделать слово удобоприемлемым для слушателей. Посему говорит: Отец любит Сына, как бы беседуя о каком-нибудь необычайном человеке, и все дал в руки Сына, - по человечеству. Если и по божеству, то что же? Отец все дал Сыну, по естеству, а не по благодати. Так как Он имеет бытие от Отца, то естественно говорится, что Он и все имеет от Отца. Итак, Сын имеет все, что на небе и что на земле. Ибо господствует над всеми, хотя и не все желают. Впоследствии, когда во второе пришествие поклонится пред Ним всякое колено, Он получит полное господство над всеми, когда злоба не будет уже иметь силы, но, оставаясь бездейственною, покажет, что природа добра от начала, присуща всем и содержит все.// "Верующий в Сына имеет жизнь вечную" // "в себе, то есть Самого Христа, который есть поистине жизнь" [[new:in:14:06|(Ин. 14, 6)]]; ибо //Им мы живем и движемся// [[new:act:17:28|(Деян. 17, 28)]]. //"А не верующий не увидит жизни"//. Ибо кто произвольно отступился от жизни, тот как будет иметь ее, когда жизнь есть Христос? Ибо и апостол Павел говорит: //когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы, став мертвыми для зла и неподвижными, явитесь во славе// [[new:kol:03:04|(Кол. 3, 4).]] //"Но гнев Божий пребывает на нем".// Не сказал: оставит его, но: останется на нем, показывая, что никогда не отступит от него. Дабы ты, услышав о смерти, не принял ее за временную, говорит, что пребудет на нем, на том, кто не уверовал, и наказание будет вечное. Всеми сими словами Креститель приводит и побуждает всех слушателей к вере во Христа. Ибо не без цели говорит это, но и своих учеников и всех прочих вразумляет уже не завидовать Христу, но внимать как Богу. ===== Евфимий Зигабен ===== **Отец (бо) любит Сына ** Так как Иоанн выше сказал: Егоже посла Бог, то чтобы на основании этого не подумали, что Иисус Христос имел другое естество, низшее и подчиненное, теперь поправляет сказанное и объявляет, что Он есть Сын Пославшего. Если Он Сын, то значит единосущен; а если возлюбленный, то значит всякий, противящийся Ему, противится и Отцу Его. **и вся даде в руце Его** Как Бог, Он все имел, потому что// вся тем быша// [[new:in:01:03|(Ин. 1, 3)]], но Отец дал Ему это и как человеку. //Любит и даде// – сказано человекообразно, потому что отцы обыкновенно любят сыновей и дают им все свое. ===== Лопухин А.П. ===== **Отец любит Сына и все дал в руку Его** Третье и последнее преимущество Христа состоит в том, что Бог по особой любви Своей к Сыну всё отдал Ему во власть. Иоанн называет здесь Христа Сыном Божиим потому, что это имя было открыто ему во время крещения Христа в Иордане [[new:mf:03:17|(Мф.3:17)]]. [<10>]