[<10>] ====== Толкования на Ин. 4:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 21-23 **Глагола ей Иисус: жено, веру Ми ими, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу: вы кланяетеся, егоже не весте: мы кланяемся, егоже вемы, яко спасение от Иудей есть: но грядет час, и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему** Везде нужна нам, возлюбленные, вера; вера – мать всех благ, врачевство ко спасению; без нее невозможно усвоить ничего из высоких догматов. Подобно тому как люди, усиливающиеся переплыть море без корабля, хотя и могут немного проплыть, действуя руками и ногами, но, простираясь далее, скоро поглощаются волнами, так и те, которые руководятся только собственным разумом, прежде нежели чему-нибудь научиться, претерпевают кораблекрушение, как и Павел говорит, что некоторые относительно веры подверглись кораблекрушению [В славянском тексте: //от веры отпадоша//] [[new:1tim:01:19|(1 Тим. 1, 19)]]. Чтобы и нам того же не потерпеть, будем держаться этого священного якоря, которым и Христос ныне ведет жену. Когда она сказала: //отцы наши в горе сей поклонишася, и вы глаголете, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает//, – Христос отвечал ей: **жено, веру Ми ими, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу.** Здесь Он открывает ей важный догмат, которого не сказал ни Никодиму, ни Нафанаилу. Она старалась доказать превосходство своих обрядов пред иудейскими и подтверждала это примером своих отцов; но Христос не отвечал ей на этот запрос, потому что излишне было бы тогда говорить об этом и объяснять, почему отцы ее в горе той поклонялись, а иудеи – в Иерусалиме. Итак, Он умолчал об этом. Но, отвергая важность равно того и другого места, Он возвышает душу жены внушением, что ни иудеи, ни самаряне не имеют ничего великого в сравнении с тем, что имеет быть даровано в будущем, – и затем уже изъясняет различие между ними. Но при этом отдает предпочтение иудеям, не место предпочитая месту, но в самом духе давая преимущество иудеям. Христос как бы так сказал: о месте нет нужды спорить, но в образе богопочитания иудеи имеют преимущество пред самарянами, потому что, говорит, **вы кланяетеся, егоже не весте; мы кланяемся, Егоже вемы.** Как же самаряне не ведали, кому поклонялись? Они думали, что Бог ограничивается местом и существует в одной какой-либо стране; сообразно с таким понятием они и служили Ему. Так, отправив посольство к персам, извещали, что бог этого места негодует на нас, представляя его, таким образом, нисколько не выше идолов. Поэтому они продолжали служить и бесам, и Богу, смешивая то, что не может быть смешано. Но иудеи были свободны от этого заблуждения, признавали Бога, хотя и не все, Богом вселенной. Поэтому Христос и говорит: **вы кланяетеся, егоже не весте; мы кланяемся Егоже вемы.** Не удивляйся, что Христос причисляет Себя к иудеям. Он говорит применительно к понятию жены, как иудейский Пророк. Потому и употребил выражение: **мы кланяемся**. Что Он Сам есть Лицо поклоняемое, это теперь всякому известно: поклоняться – дело твари, а Господу твари свойственно принимать поклонение. Пока же Он беседует как иудей, потому и говорит: **мы**, то есть иудеи. А и возвышая таким образом иудейский закон, Он снова внушает к Себе Самому доверие и убеждает жену еще более внимать Его словам, потому что ставит учение Свое вне подозрения и дает видеть, что возвышает веру иудеев не по единству рода, как их единоплеменник. Тот, кто отзывается так о таком месте, которым иудеи наиболее хвалились и приписывали себе преимущество пред всеми народами, – Кто уничтожает столь важное для них преимущество, Тот, очевидно, не в угоду кому-либо говорит об этом, а по истине и по силе пророческой. Итак, отдалив жену от подобных помыслов словами: **жено, веру Ми ими** и прочее, Христос затем присовокупляет: **яко спасение от Иудей есть**. Слова эти означают или то, что из Иудеи произошли блага для вселенной (так как здесь получило начало познание Бога, отвержение идолов и все другие догматы; да и ваше поклонение, хотя и неправильное, от иудеев ведет свое начало); итак, или это, или же свое пришествие в мир Он называет спасением; а лучше, не погрешит тот, кто и то и другое назовет спасением, которое, по словам Христовым, от Иудей есть. На то указывая, и Павел сказал: //от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог// [[new:rim:09:05|(Рим. 9, 5)]]. Видишь, как Христос восхваляет Ветхий Завет и показывает, что этот Завет корень благ и что Сам Он ни в чем не противоречит закону. Но хотя Он и говорит, что начало всех благ – от иудей, однако **грядет час, и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною** [[new:in:04:23|(ст. 23)]]. Мы, говорит, превосходим вас, жена, образом нашего поклонения; но и оно наконец прекратится, изменится не только место, но и самый образ служения Богу, и это уже близко: **грядет час, и ныне есть**. Так как Пророки за долгое время изрекали свои предвещания, то Христос, отклоняя здесь подобное предположение, говорит: **и ныне есть**. Не думай, говорит, что это предсказание исполнится только спустя долгое время. Это событие уже наступает; уже скоро **истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною**. Словами: **истиннии поклонницы** Он исключает иудеев вместе с самарянами. Хотя первые лучше последних, но гораздо хуже будущих поклонников, – настолько, насколько прообраз ниже истины. Говорит же Он здесь о Церкви, потому что ей свойственно истинное и достойное Бога поклонение Богу. **И Отец таковых ищет покланяющихся Ему** [[new:in:04:23|(ст. 23)]]. Если же Он издревле таковых искал, то дозволил иудейский образ поклонения не потому, чтобы Сам этого желал, а по снисхождению и для того, чтобы и иудеев привести к истине. Кто же это истинные поклонники? Это те, которые не ограничивают служения Богу каким-либо местом, а поклоняются Ему духом, как и Павел говорит: //молю вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше// [[new:rim:12:01|(Рим. 12, 1)]]. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу** **«Веруй Ми, жено, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу».** Осуждает невежество тех и других (иудеев и самарян) вместе, говоря, что образ богослужения у них обоих переменится на более истинный, так как, говорит, уже не будет отыскиваться такое место, о котором станут думать, что собственно и исключительно в нем одном обитает Бог, но как все Наполняющему и все Объемлющему Своей силой //«поклонятся Господу кийждо от места своего»// [[old:sof:02:11|(Соф. 2:11)]], как говорит один из святых пророков. Часом же и временем такой перемены обычаев называет Свое явление с плотью в мире. Заметь, как Он весьма искусным употреблением слова **«(Отец)»** приводит ум женщины к разумению учения о Сыне, называя Бога Отцем; ибо как мог бы Он быть мыслим как Отец, если бы не было Сына? См. также Толкование на [[new:in:02:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 2:1]] **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу** Видите ли, что и на нее простирается, что она будет из числа таковых, которых Бог ищет, и что она поклонится Высочайшему Отцу не в связи с понятием места, но по-Евангельски? Потому что это к ней относятся слова, что **«ни в горе сей, ни во Иерусалиме поклонитеся Отцу»**, а вместе Он ясно предвозвещает и перемену закона: потому что когда вносится изменение в поклонении, необходимо следует и перемена закона. **//Омилия 19. На Евангелие Христово о самарянке.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу** См. Толкование на [[new:in:04:19#svt_nikolaj_serbskij|Ин. 4:19]] ===== Прп. Анастасий Синаит ===== Ст. 21-24 **Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.** Кто суть те **«истинные поклонники»**, которые **«будут поклоняться Отцу»** и Богу **«не на горе сей, и не в Иерусалиме»**? Вопрошание [это] подлинно страшно и чуждо для человеческого уха, а поэтому можно ошибиться и [не дать] яснейшего ответа и разрешения [его], поскольку не все вмещают то, что они слышат о Божественных тайнах. Однако, опираясь на некое священное собеседование со святыми мужами, еще и ныне живущими во плоти, попытаемся несколько разъяснить этот вопрос. Ведь некто из здешних, придя к отшельнику, безмолвствующему [в пустыне], говорит ему: «Удивляюсь я, отче, как выдерживаешь ты, удалившись от святой Церкви и находясь вдали от Причастия и Святых Собраний?» На это человек Божий ответил: «Все Собрания, Литургии, Праздники, Причастия и Жертвы свершаются для того, о человече, чтобы очистился человек от грехов своих и чтобы Бог вселился в него, по сказанному Христом: //«Мы//, Я и Отец, //придем и обитель у него сотворим»// [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]] и //«Вселюсь в них и буду ходить»// [[new:2kor:06:16|(2 Кор. 6:16)]]. Поэтому, как только человек становится одушевленным и богозданным храмом Божиим и Отец, Сын и Святой Дух вселяются в него и ходят в нем, то богоносная душа его удаляется от всякого желания [присутствовать] в тварных церквях, участвовать в зримых жертвах, вещественных собраниях и праздниках человеческих; она [уже] не желает поклоняться Богу **«ни на горе сей, ни в Иерусалиме»**. Ведь такой человек внутри себя имеет Отца, внутри имеет Сына – Архиерея, внутри имеет Духа – истинного Огня, внутри имеет истинную жертву //«дух сокрушен»// [[old:ps:050:19|(Пс. 50:19)]], внутри имеет жертвенник – чистую совесть, внутри имеет жертву умилостивления – духовные слезы, внутри имеет горний Иерусалим – радующуюся душу. Наконец, он, как духовный, духовными очами приносит жертвы. Ибо **«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»**. Ведь, как научает [апостол] Павел, //«видимое временно»//, будь то жертвы или приношения, а //«невидимое вечно»// [[new:2kor:04:18|(2 Кор. 4:18)]]; Это же невидимое есть то, что в сердце происходит **«в духе и истине»**, что //не видел глаз//, что //«не слышало [ухо]»// и что //«не приходило на сердце человеку»// до Пришествия Христа, но что приготовил и открыл Бог [[new:1kor:02:09|(1 Кор. 2:9)]] нам через Духа Своего, обитающего в нас. Тот, кто удостоился стяжать эти [блага], как обόженный вселением Бога в него, сам в себе поклоняется [Богу], или даже сам в себе поклоняется самому себе и чтит себя, видя плоть свою, [ставшую] скинией Бога [[new:otkr:21:03|(Откр. 21:3)]] и представляющую собой жилище, жертвенник и святилище Бога. Таковой [подвижник] не почитает ни неба, ни Ангелов, ни зримую жертву и ничего иного из того, что в мире, паче собственного храма своего тела, в котором видит обитающую [в нем] полноту Троицы». **//Вопросы и ответы.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу** См. Толкование на [[new:in:04:16#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 4:16]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Глагола ей Иисус: жено, веру Ми ими, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу ** У Софонии [[old:sof:02:11|(2, 11)]] сказано: //и поклонятся Ему кийждо от места своего//. Этим Иисус Христос предсказывает прекращение вместе самарянского и иудейского богослужения, что было сделано римлянами после крестной смерти Иисуса Христа. Под часом разумей время. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 21-24 **Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине** Он сказал, что истинное богослужение, как и сама вера, у евреев, а не у самарян: так как самарянская вера не то, что еврейская, открытая Богом через пророков, – она есть смешение веры еврейской и языческой, и богослужение в иерусалимском храме сохраняется то, какое учреждено Моисеем, по велению самого Бога. Затем присовокупил, что теперь, с наступлением времени нового завета, богослужение не будет привязано к одному какому-нибудь месту, как напр. к иерусалимскому храму, или, по учению самарян, к горе Гаризин, а будет совершаться на всяком месте (иудеи были очень склонны к многобожию, потому Бог, для сохранения учения о едином Боге, и повелел устроить у них один иерусалимский храм), и не будет состоять, как по большой части было дотоле у евреев и самарян, только в приношении жертв и совершении обрядов, но **истинные поклонники поклонятся Богу духом и истиною**, т.е. при внешних обрядах, будут поклоняться и умом и сердцем, верою в Спасителя уже пришедшего и в невидимую благодать Его. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу** В ответ самарянке Христос говорит, что скоро уже самаряне будут //«поклоняться Отцу»// (так Христос называет здесь Бога для того, чтобы внушить самарянке мысль о той близости, какая должна существовать между людьми и Богом) не на своем Гаризине и не в иудейском Иерусалиме. Здесь, несомненно, заключается пророчество об обращении самарян, по крайней мере, значительной их части к вере во Христа. Это пророчество исполнилось вскоре по вознесении Христа [[new:act:08:14|(Деян.8:14]]). ===== Прот. Александр (Шмеман) ===== **Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу** Что это значит? Это значит, что главное в религии перенесено отныне с формы на духовное содержание. Это значит, что человек призван поклоняться Богу не из страха, не во мраке неведения, но в свободном произволении и знании истины, ибо таких поклонников, по слову Христа, ищет Себе Бог. Бог хочет от нас не рабского страха, но свободного приятия и любви, и это есть поклонение //в духе и истине//. И с тех пор все, что не в духе и истине, чуждо подлинной религии, осуждено и отбрасывается ею как ложное. Ибо религия истинная (и здесь — главная мысль удивительной беседы Христа с самарянкой) есть по преимуществу жажда — жажда духа и истины. Человек по природе своей — существо жаждущее. Он жаждет Бога, т.е. абсолютного смысла, абсолютной истины, абсолютной полноты бытия. И ничто в мире не может утолить этой жажды, ибо предмет ее выше этого мира с его смертной жизнью. Истинная религия предстает в этой беседе как освобождение от рабства. Бог не приказывает, не угрожает; Он ищет свободной встречи с человеком — встречи //в духе и истине//. И жаждущий человек ищет не того, чему можно слепо подчинить свою волю и свободу, но знания и смысла, т.е. духа и истины. Две тысячи лет звучит в мире евангельский рассказ о жажде и воде живой, о поклонении Богу в духе и истине. И как архаичны, как мертвы в его свете все теории, противопоставляемые религии! Словно сами мы каждый раз оказываемся у того колодца и приходит к нам Сам Христос, обещая воду живую, призывая жить и веровать //в духе и истине//. Какие освобождающие слова, какой высокий и поистине божественный призыв! Только бы расслышать его, только бы не заглушить в себе духовной жажды! **//Беседы на радио "Свобода". Неделя о самаряныне.//** [<10>]