[<10>] ====== Толкования на Ин. 4:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **дух (есть) Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися** Когда же Христос говорит: **Дух есть Бог**, то этим выражает, что Он бестелесен. А бестелесному и служение подобает такое же, и должно быть приносимо в том, что в нас есть бестелесного, то есть в душе и чистом уме. Потому и говорит: **иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися** [[new:in:04:24|(ст. 24)]]. Так как и самаряне, и иудеи не радели о душе, а много имели попечения о теле, очищая его всевозможным образом, то Он и говорит, что не чистотою тела, но тем, что в нас есть бестелесного, то есть умом, должно служить Бестелесному. Итак, не овец и тельцов, но себя самого принести Богу во всесожжение; это и значит: представить жертву живу. **И истиною достоит кланятися.** Прежние установления, как то: обрезание, всесожжения, жертвы, курения – были только прообразы; ныне же все истина. Не плоть надобно нам обрезывать, а лукавые помыслы, распинать себя, потреблять и умерщвлять неразумные пожелания. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине** См. Толкование на [[new:in:04:23#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 4:23]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине** Поскольку же Он отстранил и Иерусалим и Самарию, то, чтобы кто-нибудь не посчитал, что надлежит быть устроену иному месту, Он последующими словами опять отводит речь от всякого вещественного разумения места и поклонения, говоря: **«Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися»**, то есть для разумевающих, конечно, Бестелесного как Сущего, сверх материи; ибо таким образом они и истинно узрят Его всюду в духе и истине Его; ибо Дух, как Бог, бестелесен; а бестелесные не заключаются местом и не ограничиваются местными границами; так что говорящий, что только в пределах Иерусалима или на Самарийской Горе, или в каком-либо ином месте на земле или на небе должно покланяться Богу, не верно говорит и не истинно покланяется. Но как бестелесный, Бог – нигде, но потому что Он есть Бог, Он – везде; ибо, если была бы гора, или место, или тварь, где не было бы Бога, тогда надо было бы искать такое место, где Он определенно находился бы; но Бог – везде и во всем. Каким же образом Он – везде и во всем, и не одной какой-либо частью, но всецело пребывает в том или ином? – Да потому, что так обстояло бы дело с телесными. Итак, как все и соединяющий, и охватывающий, Он Сам есть в Самом Себе, везде и над всем, поклоняемый со стороны истинных поклонников в духе и истине Его. **//Омилия 19. На Евангелие Христово о самарянке.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине** См. Толкование на [[new:in:04:23#svt_nikolaj_serbskij|Ин. 4:23]] ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине** См. Толкование на [[new:in:04:21#prp_anastasij_sinait|Ин. 4:21]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине** Спаситель сказал: **духом и истиною достоит кланятися**. Не напрасно Он прибавил такие слова: **духом и истиною**. Кто не молится духом, или сердцем, тот не молится истиною. Это, вероятно, всякий испытал на себе. Не молясь сердцем, не чувствуешь пользы от молитвы, остаешься почти таким же, каким бываешь до молитвы, а молясь сердцем, получаешь услаждение в сердце. Поэтому во время молитвы каждое слово молитвы должно пройти чрез сердце. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ---- **Должны поклоняться в духе и истине**. **Истиною**, например, ты говоришь: //да святится имя Твое// [[new:mf:06:09|(Мф. 6,9)]] – есть ли в тебе действительно желание, чтобы имя Божие святилось добрыми делами людей и – твоими; ты говоришь: //да приидет Царствие Твое// [[new:mf:06:10|(Мф. 6,10)]] – желаешь ли ты в самом деле наступления Царствия Божия? Желаешь ли быть селением Духа Божия, а не селением греха? Не охотнее ли ты желаешь жить во грехах? Говоришь: //да будет воля Твоя яко на небеси и на земли// [[new:mf:06:10|(Мф. 6,10)]] – не ищешь ли ты скорее своей воли, чем Божией? Ей, так! Говоришь: //хлеб наш насущный даждь нам днесь// [[new:mf:06:11|(Мф. 6,11)]] – не говоришь ли ты в сердце совсем другое: мне не нужно просить у Тебя этого, я имею без прошения, пусть так взывают неимущие, – или с жадностию ищешь многого и не довольствуешься малым, или тем, что Бог дал, или не благодаришь за то, что имеешь, а надо благодарить; говоришь: //и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим// [[new:mf:06:12|(Мф. 6,12)]], а сердце твое не шепчет ли: я не Бог знает какой грешник, я, кажется, живу не хуже других, и нет мне нужды просить оставления долгов моих, или грехов; или, молясь, не имеешь ли ты на кого неудовольствия, гнева, и, таким образом, ты нагло лжешь в молитве к Богу; говоришь: //не введи нас в искушение// [[new:mf:06:13|(Мф. 6,13)]], а сам не натыкаешься ли, не устремляешься ли, без искушений, на всякие грехи; говоришь: //но избави нас от лукавого// [[new:mf:06:13|(Мф. 6,13)]], а сам не живешь ли в содружестве с лукавым, или со злом всякого рода, которого начальник – диавол. Смотри же, чтобы язык твой не был в разногласии с сердцем; не лги же, смотри, Господу на молитве твоей. Это имей всегда в виду как тогда, когда читаешь молитву Господню, так и тогда, когда читаешь другие молитвы; наблюдай: согласно ли сердце твое с тем, что произносит язык. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине** См. Толкование на [[new:in:04:23#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 4:23]] ===== Ориген ===== **Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине** Нам следует задаться вопросом: когда же собственно произнес это выражение наш Спаситель, а также - кому и при рассуждении о каком вопросе? Мы находим, без сомнения, что Он сказал это во время разговора с женщиной самарянкой, которая, согласно с общим мнением самарян, думала, что Богу должно поклоняться на горе Гаризим. Самарянка, принимая Его за иудея, спрашивала у Него, должно ли поклоняться Богу в Иерусалиме или же на этой горе, и говорила так: //«Отцы наши в горе сей поклонишася, и вы глаголете, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает»// [[new:in:04:20|(Ин. 4:20)]]. Итак, по поводу подобного мнения самарянки, которая думала, что вследствие преимущества телесных мест, или иудеи в Иерусалиме, или самаряне на горе Гаризиме не совсем правильно и законно (minus recte vel rite) поклонялись Богу, Спаситель и ответил, что желающий следовать Господу должен оставить предрассудок относительно преимущества мест и в данном случае говорит так: //«Грядет час, егда истинные поклонницы поклонятся Отцу не в Иерусалиме и ни в горе сей//; **дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися»**. И смотри, как последовательно Он соединил истину с духом: в отличие от тел Он назвал дух, а в отличие от тени или образа - истину. В самом деле, те, которые поклонялись Богу в Иерусалиме, служили собственно тени или образу, и, следовательно, почитали Бога не истиною и не духом. Точно также почитали Бога и те, которые поклонялись на горе Гаризим. **//О началах. Книга 1.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Дух (есть) Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися ** Дух, т.е. бестелесен; поэтому и служащие Ему должны служить духовно, не в сени, но в истине, так как такое служение вполне соответственно и богоприлично. Духовное же служение есть смиренномудрие: //жертва Богу дух сокрушен// [[old:ps:050:19|(Пс. 50, 19)]] , и молитва: //пожри Богови жертву хвалы// [[old:ps:049:14|(Пс. 49, 14)]] , одним словом, всякая духовная добродетель: //тогда благоволиши жертву правды// [[old:ps:050:21|(Пс. 50, 21)]] , где под правдой разумеется вообще всякая добродетель, через которую человек делается праведным. ===== Евагрий Понтийский ===== Если желаешь молиться, то тебе нужен Бог, дарующий молитву молящемуся. Поэтому призывай Его, говоря: //Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое// ([[new:mf:06:09|Мф. 6, 9]]-10), то есть Святой Дух и Единородный Сын Твой. Ибо так научил нас Господь, говоря: Отцу **должно поклоняться в духе и истине**. Молящийся в духе и истине чтит благоговейно Творца, не исходя от тварей, но исходя от Него Самого воспевает Его. //**Главы о молитве.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине** Глубочайшая причина того, что истинные поклонники суть поклонники Богу **в духе и истине** — та, что сам **Бог есть Дух**; значит, исключительно чувственное с одной стороны и не истинное и сеновное с другой суть не соответственные Ему способы богопочитания. «Настанет, говорит, время и настало уже, именно — время явления Моего во плоти, когда истинные поклонники будут поклоняться не на одном месте, как самаряне, но на всяком месте, **духом** и, совершая поклонение не телесное, как и Павел говорит [[new:rim:01:09|(Рим. 1:9)]], будут совершать служение, не образное, сеновное и указывающее собою на будущее, как иудеи, но служение истинное и не имеющее никаких теней. Ибо таких поклонников ищет Себе Бог: как Дух — духовных, как истина — истинных» (Феофил., ср. Злат.). //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине** См. Толкование на [[new:in:04:21#prot_ioann_buxarev|Ин. 4:21]] ===== Лопухин А.П. ===== **Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине** Богу угодны именно те, кто кланяется Ему «в духе», кто стоит выше привязанности к одному определенному месту, угодны потому, что Сам Он //«есть Дух»//, Существо, стоящее вне всяких границ времени и потому близкое всякой ищущей Его душе [[new:act:17:24|(Деян.17:24–29)]]. [<10>]