[<10>] ====== Толкования на Ин. 5:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **в тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды** См. Толкование на [[new:in:05:02#svt_ioann_zlatoust|Ин. 5:2]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий** См. Толкование на [[new:in:05:26#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 5:26]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды** И благоговение, и благоразумие учат нас пребывать внимательной молитвой, молитвой покаяния, при дверях храма. Внимание и сокрушение духа – вот та клеть, которая дана в пристанище кающимся грешникам. Она – преддверие святилища. В ней будем укрываться и заключаться от греха. Да соберутся в эту Вифезду все, страждущие нравственной хромотой, все прокаженные, все слепые и сухие, словом, все недугующие грехом, «**чающие движения воды**» – действия милости и благодати Божией. Сам и Един Господь, в известное Ему время, дарует исцеление и вход во святилище, единственно по своему непостижимому благоволению. //**Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.**// ===== Свт. Николай Сербский ===== **В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды** См. Толкование на [[new:in:05:02#svt_nikolaj_serbskij|Ин. 5:2]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды** См. Толкование на [[new:in:05:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 5:1]] ===== Евфимий Зигабен ===== **В тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды** Ст.3:4: Перечислением этих болезней указывалось и на другие. Сказав: //на всяко лето// (κατα καιρον – вовремя, в определенное время) //схождаше//, евангелист показал, что чудо это совершалось не во всякое время, а только в определенное, неизвестное, впрочем, для людей, но, как кажется, много раз в течение года. Поэтому в этих притворах лежало большое число больных. Но хромые и сухие могли заметить это время, так как видели возмущение воды; а как же слепые? Они узнавали об этом по поднимавшемуся шуму; притом же они имели слуг, наблюдающих за этим. Эта купель была прообразом купели Святого Крещения: как та исцеляла болезни, так и эта исцеляет; но та исцеляла болезни телесные, а эта – душевные, та – в определенное только время, а эта – всегда, та – при схождении Ангела, а эта – при наитии Святого Духа, так как новые священнодействия больше ветхих. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью** Здесь описывается чудо, совершавшееся в купальне над теми больными, которые успевали окунуться в воду тотчас после того, когда ее возмущал сходивший по временам Ангел. Новейшие издатели евангельского текста, однако, из обоих этих стихов делают только один, оставляя слова //«в них// (т. е. в крытых ходах или галереях)// лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших».// Остальное, по мнению новых издателей, представляет собой вставку (интерполяцию) позднейшего времени, в древнейших греческих рукописях дальнейших слов о чуде, совершавшемся благодаря нисхождению Ангела, не имеется, как нет их и в древних сирийских переводах Евангелия Иоанна. Но с таким исключением 4-го стиха нельзя согласиться ввиду того, что такие авторитеты, как Александрийский кодекс, святители Иоанн Златоуст и Kирилл Александрийский и почти все латинские церковные писатели, Вульгата, Kоптский перевод имеют у себя слова 4-го стиха. [Kроме того, с опущением 4-го стиха становится непонятным, о каком «возмущении воды» говорит Христу расслабленный (стих 7).] Что же касается того, как сам евангелист относился к народному верованию в чудодейственную силу воды этой купальни, об этом нельзя сказать ничего определенного. По-видимому, он просто сообщает здесь воззрение, которое существовало в его время у иудеев, которые обычно видели в необыкновенных и непонятных им явлениях природы действия небесных духов, имевших в своем ведении ту или другую область или стихию природы. В Апокалипсисе также упоминается об Ангеле вод [[new:otkr:16:05|(Откр.16:5),]] и это обстоятельство подает повод предположить, что и сам Иоанн не был чужд общеиудейскому представлению о существовании особых Ангелов, действующих на людей посредством разных стихий природы. И эта мысль в общем согласна с верой в бытие божественного промысла тем более, что евангелист говорит, что это действие Ангела на воду совершалось не регулярно в известные сроки, а через довольно неопределенные промежутки времени (//«по временам»// – выражение неопределенное, которое обозначает именно неодинаковые промежутки между схождениями Ангела, что и обозначено выражением κατὰ καιρόν). [<10>]