[<10>] ====== Толкования на Ин. 5:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аз же не от человек свидетельства приемлю** Почему же Ты привел свидетельство Иоанна? Потому, что и оно было свидетельство не человеческое; Иоанн говорил: //Пославый мя крестити водою, Той мне рече// [[new:in:01:33|(1, 33)]]. Таким образом и свидетельство Иоанна было свидетельство Божие, потому что по Божию внушению он говорил то, что говорил. Но чтобы они не сказали: откуда известно, что Иоанн говорил по внушению Божию, и чтобы не прекословили этому, Христос решительно заграждает уста их, направляя опять Свою беседу против их мыслей. Многие, вероятно, не знали этого, а внимали Иоанну, как говорившему от себя самого. Потому Христос говорит: **Аз же не от человек свидетельства приемлю.** Но если Ты не намерен принимать свидетельство от человека и на нем основываться, то для чего приводишь свидетельство Иоанна? Чтобы они не сказали этого, послушай, как Он опровергает и такое возражение прибавлением последующих слов; сказав: Аз не от человек свидетельства приемлю, Он присовокупляет: **но сия глаголю, да вы спасени будете** [[new:in:05:34|(ст. 34)]], то есть: Я, как Бог, не имел бы нужды в человеческом его свидетельстве; но так как вы более внемлете ему, считаете его достовернее всех других и к нему стекаетесь, как к Пророку (а весь город стекался на Иордан), Мне же не веруете и тогда, как Я творю чудеса, – то вот почему Я и напоминаю вам его свидетельство. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись** **«Аз же не от человека свидетельство приемлю, но сия глаголю, да вы спасени будете».** Не отклоняет, как бесполезный, голос Иоанна и не представляет бездейственным свидетеля истины. Иначе Он справедливо оказался бы совершающим нечто нелепое против Себя Самого, странным образом отказывая в достоверности тому, кого Сам послал вопиять: //«уготовьте путь Господень, прямыми делайте стези Бога нашего»// [[old:is:40:03|(Ис. 40:3)]]. Но, как сражающийся с безмерным упорством иудеев, переходит к высшему и достопримечательнейшему, говоря, что нет необходимости принимать Ему свидетельство о Себе от голоса человеческого, – напротив, Он представил более блестящее доказательство из подобающей истинному по природе Богу власти и из всемогущества Божеских знамений. Ведь голос человека можно иногда и отвергнуть, хотя бы то, пожалуй, и был кто-либо из причисленных к святым. Это некоторые и не укосняли делать и противодействовали словам пророков, восклицая так: другое //«нам глаголите и возвещайте нам иное прельщение»// [[old:is:30:10|(Ис. 30:10)]]. Кроме того, и еще некоторые, убежавшие из Иерусалима или из страны Иудейской в Египет – то были Азария сын Осии и Иоанн сын Карея //«и вси мужи презорливии»//, как написано, – открыто не повинуясь пророчествам Иеремии, говорили: //«лжеши, не посла тя Господь к нам глаголати: не входите во Египет»// [[old:ier:43:02|(Иер. 43:2)]]. А доказательство посредством чудес какое может допускать себе противоречие? И засвидетельствование всемогуществом Бога и Отца какой еще может дать любителям обвинений повод для упорства? Так и Никодим – а это был один из наставников у них и находился между получившими начальство – представлял непререкаемое свидетельство от чудес, говоря: //«Равви! Знаем, что от Бога пришел Ты учителем, ибо никто не может знамений этих творить, кои Ты творишь, если не будет Бог с ним»// [[new:in:03:02|(Ин. 3:2)]]. Итак, поскольку зломыслие иудеев доходило даже до недоверия самому святому Крестителю, приводившему свидетельство в его словесном виде, то и говорит опять применительно к их нравственному состоянию... Спрашиваемый от вас, блаженный Креститель хотя и засвидетельствовал об истине, но если для вас нет ничего неприкосновенного и вам обычно с безрассудством предаваться всякому злословию, то и голос того (Крестителя) вы, естественно, отвергли. Но если вам и это кажется правильным, то пусть будет так, пожалуй уступлю, соглашусь с вами, отвергну для вас и голос Иоанна и вместе с вами отрину его свидетельство – Я имею свыше свидетельствующего Отца. Научая же опять, что речь эта заключает только предположительное согласие (с иудеями), благополезно присоединил: сие же говорю, да вы спасетеся, вместо: таковые слова высказал Я вам не потому, чтобы в действительности было так, но предположительно, чтобы всяческим образом спасались вы. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись** См. Толкование на [[new:in:05:31#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 5:31]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз же не от человека свидетелства приемлю** т.е. Я не нуждаюсь в человеческом свидетельстве, будучи Богом. Но почему же Он приводит в свидетели Иоанна, тоже человека? Прежде всего потому, что свидетельство было не его собственное, а Божие, так как он сказал: //Пославый мя крестити водою, Той мне рече// [[new:in:01:33|(Ин. 1, 33)]]; а затем Иисус Христос представляет и другую причину. Смотри: **но сия глаголю, да вы спасени будете** Я говорю о свидетельстве Иоанна не потому, что нуждаюсь в человеческом свидетельстве, но говорю с премудрой целью, чтобы, поверив и Тому, Кто на самом деле достоверен, и тому, кто вам кажется таковым, вы спаслись. ===== Лопухин А.П. ===== **Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись** См. Толкование на [[new:in:05:33#lopuxin_ap|Ин. 5:33]] [<10>]