[<10>] ====== Толкования на Ин. 5:37 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И пославый Мя Отец Сам свидетелствова о Мне. Ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте** Прекрасно к Слову присовокупил **видение**, показывая этим, что Само Слово Божие есть изображение и образ и **«видение»** Отца Своего, и что иудеи, не принявшие Глаголавшего сие, не приняли Слова, то есть Божия видения. Сие – то видение патриарх Иаков узрев, был благословлен, и вместо Иакова наречен от Него Израилем, как свидетельствует Божественное Писание, говоря: //«возсия же ему солнце, егда прейде вид Божий»// [[old:gen:32:31|(Быт. 32, 31)]]. Но вид сей был Тот, Кто говорит: //«видевый Мене виде Отца»//, и: //«Аз во Отце, и Отец во Мне есть»//, и: //«Аз и Отец едино есма»//. Так, един есть Бог, и одна вера в Отца и Сына. И поелику Слово есть Бог, то опять //«Господь Бог наш Господь един есть»// [[old:vtor:06:04|(Второз. 6, 4)]], потому что Он есть собственный и нераздельный Сын Единого по свойственности и сродству сущности. **//На ариан слово третье.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И пославый Мя Отец Сам свидетелствова о Мне. Ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте** Сделав это, Он продолжает: **и пославый Мя , Отец Сам свидетельствова о Мне** [[new:in:05:37|(ст. 37)]]. Где же Отец свидетельствовал о Нем? На Иордане, когда сказал: //Сей есть Сын Мой возлюбленный; Того послушайте// [[new:mf:03:17|(Мф. 3:17]]; [[new:lk:09:35|Лк. 9:35)]]. Но и это свидетельство еще требовало объяснения. Свидетельство Иоанна было для них ясно, потому что они сами посылали к нему и не могли отказаться от того; также очевидно было и свидетельство чудотворений: они видели совершаемые Христом чудеса, слышали о них от исцеленных и верили, потому и обвиняли Христа. Оставалось, наконец, доказать истинность свидетельства от Отца. Итак, намереваясь объяснить это, Он присовокупляет: **ни гласа Его нигдеже слышасте** [[new:in:05:37|(ст. 37)]]. А как же Моисей говорит: //Моисей глаголаше, Бог же отвещаваше// [[old:ish:19:19|(Исх. 19:19)]]? Как Давид: //языка, егоже не ведяше, услыша// [[old:ps:080:06|(Пс. 80:6)]]? И как опять Моисей говорит: //аще кий язык слыша глас Бога Живаго// [[old:vtor:04:33|(Втор. 4:33)]]? **Ни видения Его видесте** [[new:in:05:37|(ст. 37)]]. Однако об Исаии, Иеремии, и Иезекииле, и многих других сказано, что они видели Бога. Что же значат слова Христовы? Он возводит их к любомудрому учению, показывая мало-помалу, что у Бога нет ни голоса, ни вида, но что Он выше таких образов и звуков. Как словами: **ни гласа Его слышасте** Он не то выражает, что Бог издает голос, только не слышимый, – так и словами: **ни видения Его видесте** выражает не то, что Бог имеет лицо, только незримое, а то, что в Боге ничего такого нет. Именно, чтобы иудеи не сказали: напрасно Ты хвалишься, Бог говорил с одним только Моисеем [как действительно они и говорили: //мы вемы, яко Моисеови глагола Бог, сего же не вемы, откуду есть// [[new:in:09:29|(Ин. 9:29)]]], – вот Он и сказал так, показывая им, что у Бога нет ни человеческого голоса, ни вида. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 37-38 **И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал** **«И Пославый Мя Отец Сам свидетельствова о Мне».** См. Толкование на [[new:in:05:36#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 5:36]] **«Ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте: и словесе Его не имате в вас пребывающа, зане, Егоже посла Той, Сему вы веры не емлете».** Не простое только построение мыслей, вложенное в предложенное опять речение, можно видеть здесь, но великое множество сокровенных созерцаний, весьма легко ускользающих от внимания нелюбознательных слушателей, а доступных только более глубоким исследователям. Например, может кто-либо спросить: что же побудило Иисуса после слов о засвидетельствовании Его Божественной действенностью (ст. [[new:in:05:36|36–37]]) прийти к речи, подобной предложенной и от предыдущей весьма отдаленной, именно, что фарисеи никогда не слыхали **«голоса»** Бога и Отца, ни также не созерцали **«вида Его»**, но даже не имеют и **«слова»** Его живущим в них? И я соглашусь, как, полагаю, и всякий другой, что такое недоумение со стороны кого-либо не было бы излишним. Какой же поэтому смысл будем соединять с предложенным изречением и какое умозрение применим к нему, это, держась повсюду истины, попытаюсь высказать, при содействии силы и благодати Духа. Обычай есть у Спасителя Христа при ведении полезных бесед, особенно с неразумными фарисеями, часто устремлять взор Свой в глубину их сердца – боголепно усматривать помыслы, еще без слов обращающиеся и движущиеся в душе, и преимущественно на них-то и давать ответы, говорить иногда о них и обличать их, причем совсем не соблюдает неразрывной связи своих речений, но (Своим ответом) тотчас же встречает то, чего те желают и о чем помышляют в себе, и чрез это являя также, что Он есть Бог по природе, как ведающий сокровенное в глубине и испытующий сердца и утробы. Очевиднейшее доказательство сказанному можно, если кому угодно, получить у других Евангелистов – разумею у Луки и прочих. В Евангелиях написано, что некогда собрались со всей окрестности иудейской фарисеи и законоучители. //«И вот, сказано, мужи несут на постели человека, который был расслаблен, и старались его внести и положить пред Ним. И не нашедши, где внести его, по причине толпы, взошедши на дом, чрез черепицы (кровли) спустили его с постелью в средину пред Иисуса. И видя веру их, сказал расслабленному: человек, отпускаются тебе грехи твои. И начали размышлять книжники и фарисеи, говоря: кто есть Сей, Который говорит хулы? Кто может отпускать грехи, кроме одного Бога? Уразумев же Иисус, сказано, размышления их, отвечав, сказал к ним: что размышляете в сердцах ваших? Что удобнее сказать: оставляются тебе грехи твои, или сказать: поднимись и ходи»// ([[new:lk:05:start|Лк. 5]], [[new:lk:05:17|17–23]]; ср. [[new:mf:09:start|Мф. 9]] и дал.; [[new:mk:02:start|Мк. 2]] и дал.). //«Случилось же в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. И был человек там, и рука его правая была суха. Наблюдали же за Ним книжники и фарисеи, исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Он же знал, сказано, размышления их и сказал человеку, имевшему сухую руку: поднимись и стань в средину. И восстав стал. Сказал же Иисус к ним: вопрошу вас: должно ли в субботу добро делать или зло делать?»// ([[new:lk:06:06|Лк. 6:6–9]]; ср. [[new:mf:12:start|Мф. 12]] и дал.; [[new:mk:03:01|Мк. 3:1]] и дал.). Видишь, вот и здесь опять открыто вел беседу как Смотрящий в самое сердце безумно пытавшихся обвинять Его. Таковое же нечто, предполагаем, и при произнесении толкуемых слов Спаситель усматривал в душах фарисеев. Если не поленишься снова обозреть все уже сказанное, увидишь, что эти слова не уклоняются от прямого пути или положения дел. Вначале была против них большая и длинная речь эта об исцеленном в субботу, в которой Христос посредством различных доказательств и рассуждений, особенно же чрез нарушение, с их точки зрения, чести субботы или и чрез преступление этим самого даже закона, старался убедить тех, кои сильно негодовали на Него за такое нарушение субботы, что и в субботу можно миловать и совершать добро всем, – и кроме того (старался убедить в том), что закон установлял субботний покой как тень досточуднейшего предмета, – а также весьма решительно утверждал, что Он послан от Бога и Отца, и при этом ясно говорил, что Он свидетельствует о Нем и будет благоволить ко всем делам Его. Вот против этого-то фарисеи, как приверженцы законной буквы, всегда выставлявшие на вид заповеди Моисеевы и хвалившиеся знанием их, по всей вероятности, и помышляли опять в себе самих: что это за речь (слышим) от Него? Как же Бог и Отец будет благоволить нарушителю закона? И когда это Он засвидетельствовал или какое это решение сделал о Нем? Ведь из Моисеева закона мы знаем, что Бог сходил на гору Синай, зрим был для отцов вид Его, слышен, сказано, был голос Его ([[old:ish:19:09|Исх. 19:9]] и дал.). Он говорил всему собранию (народа), повелевал соблюдать день субботний, ясно заповедав следующее: //«помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней делай, и исполнишь вся дела твоя, в день же седьмый – субботы (покой) святыя Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела»// [[old:ish:20:08|(Исх. 20:8–10)]]. Не от другого кого, сказано, мы услышали эти слова, но все множество отцов самолично слышало Божественный голос, и после них – у нас слово Божие. А Этот кто такой? Так как Он опять видел такие их помышления, то обличает горько заблуждающихся, говоря: **«Ни голоса Его никогда не слышали вы, ни вида Его не созерцали, и слова Его не имеете в вас пребывающим: потому что, Коего послал Он, Сему вы не веруете»**. Ведь то, что было тогда в прообразе и чрез что представлялось им сошествие Бога на гору Синай, опять совершенно не зная этого, они принимали не за образы духовных предметов, но думали, что действительно и телесными очами может быть видима Божественная природа, и верили, что Она пользуется телесным голосом. Что истинно было слово Спасителя о них, именно: **«ни голоса не слышали»** никогда Бога и Отца, ни телесным зрением никто не созерцал **«вид Его»**, то есть подобное Ему во всем Слово, – это, по моему мнению, могут опять ясно доказать слова книги Исход, при духовном их объяснении и исследовании. Читается так: //«И вывел Моисей народ в сретение Бога из стана, и стали у подошвы горы (Синай). Гора же Синай дымилась вся, потому что сошел Бог на нее в огне, и восходил дым, как дым печи: и ужасался весь народ сильно. И слышались звуки трубы, раздававшиеся сильно весьма. Моисей говорил, Бог же отвечал ему голосом»// [[old:ish:19:17|(Исх. 19:17–19)]]. Так гласят нам слова премудрого Моисея. Теперь же, полагаю, надо показать, что иудеи впадали в смешное мнение о Боге и думали, что созерцали самый **«вид Его»** и слышали действительно присущий Божественной природе голос. Итак, полагаясь на щедрую благодать Спасителя, постараемся грубость буквы законной утончить в духовное созерцание, ибо тогда с особенной ясностью окажется истинным и сказанное к фарисеям о Боге, что **«ни голоса Его никогда не слыхали вы, ни вида Его не созерцали»**. Изведение Моисеем народа в сретение Богу, как написано, могло быть ясным знамением и как бы речью в виде загадки о том, что никто не может приступать к Богу без наставлений и познания, но что только руководимые законом к познанию того, чего ищут, научаются, ибо Моисей может разуметься вместо закона, по сказанному в одном месте: //«имеют Моисея и пророков»// [[new:lk:16:29|(Лк. 16:29)]]. Стояние (народа) под горой, когда Бог уже сошел и был на ней, указует на готовность души и охотность к рабству призываемых, не уклоняющихся каким-либо образом от стремления к тому, что сверх сил и выше природы, при содействии им Бога. Таковы, без сомнения, сообщники Спасителя. Посему и, заботясь о вышечеловеческом мужестве, говорят: //«Кто бы нас отлучил от любви Христовой? Скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или мечь?»// [[new:rim:08:35|(Рим. 8:35)]]. Все ужасы могут переносить благочестивые ради любви ко Христу. И если скорбь поднимается, как гора, они преодолеют всякую опасность и не отвратят души от любви к Богу. Говорится потом, что Бог снисшел не в низменную какую-либо местность, но является опять на высоте и на горе, дабы ты помышлял подобное же нечто и по отношению к самому себе, то есть: если Божественная природа, снисходя к нашим душам, и приводит нам Себя Саму к некоему разумению, но при этом остается бесконечно выше наших слов и созерцаний. Эта высота и превыспренность догматов о Ней означается посредством горы, которая, сказано нам, чернела дымом. И действительно, темны и не очень ясны наши речи о Божестве, застилая, подобно дыму, умственное око. Поэтому премудрый Павел засвидетельствовал, что мы видим в зеркале и в загадке [[new:1kor:13:12|(1Кор. 13:12)]]. Положил, очевидно, Бог тьму покровом Своим [[old:ps:017:12|(Пс. 17:12)]], говорит в одном месте также и Псалмопевец, именем тьмы означая непознаваемость Его, за образ которой вполне можно принять дым около огня на горе. Само же Божество сходит в виде огня, что особенно нужно было именно в то время и необходимо требовалось природой дела. Да, подлинно подобало, чтобы Тот, Кто посредством предстоявшего определения закона призывал Израиля к рабству и разумению, оказывался Просветителем и Карателем. А то и другое совершается посредством огня. Но и «звуки, сказано, трубы слышались, раздававшиеся весьма сильно», дабы и здесь получились подобного же рода мысли. Закон ведь провозглашен был Богом, однако же сначала не сильно, по немощи воспитывавшихся, но, так сказать, тихогласно и не во всю силу трубы. Посему и косноязычным называл себя Моисей. С течением же времени, возведшем верующих во Христа от сеновной буквы к духовному служению, раздались несравненно сильнейшие голоса Божественной трубы, то есть спасительной и евангельской проповеди, оглашающей некоторым образом всю вселенную. Не так, как закон, слабогласный и малоизвестный, был слышен в одной только стране Иудейской или даже от Дана и до Вирсавии возвещался, но по всей земле прошло вещание их, как написано [[old:ps:018:05|(Пс. 18:5)]]. Что же еще при этом? «Моисей, – сказано, – говорил, Бог же отвечал ему голосом». Проницательным опять да будет ум любознательнейших, пусть точно наблюдает присущую Божественным Откровениям верность. Говорит-то ведь Моисей, а Бог отвечает ему гласом, не Своим, конечно, голосом – этого не говорится, – но (сказано) просто и без всяких определений **«голосом»** – ϑωνῇ, издаваемым чудесно по-человечески чрез произнесение слов. И подлинно, разве Бог может оказаться бессильным в каком-либо деле? Чего же не совершит Бог, и притом вполне беспрепятственно, если пожелает? Итак, говорил Моисей, а Бог отвечал ему голосом. В этом (состоит) прообраз. Теперь посмотрим на истину. Так, в святых Евангелиях находишь Господа говорящим: //«Отче, прославь Твоего Сына!»//, а Отца – отвечающим посредством голоса: //«И прославил, и опять прославлю»// [[new:in:12:28|(Ин. 12:28)]]. Что то в действительности не был голос Бога и Отца, показал Спаситель, сказав присутствующим тогда: //«Не ради Меня голос сей произошел, но ради вас»// (ст. [[new:in:05:30|30]]). Как видишь, ясно выразил, как //«произошел»// – γεγονεν голос, так как не естественно думать, чтобы (Сама) Божественная Природа пользовалась голосом посредством звука, хотя и сообразуется с нашими нуждами (принимая внешне человеческий вид) и говорит подобно нам из промыслительных целей. Эти созерцания сочли мы необходимым внести опять в настоящее наше рассуждение. Таким образом, как думаем, Иисус, без сомнения, должен являться читателям высказывающим истину, когда оказывается говорящим к иудеям о Своем Родителе: **«Ни голоса Его никогда не слыхали вы, ни вида Его не созерцали, – и слова Его не имеете в вас пребывающим, потому что Коего послал Он, Сему вы не веруете»**. А что и фарисеи, надутые нелепой гордыней, воображали, будто Божественное слово находится с ними и у них, и поэтому безумно считали себя достигшими досточудной мудрости, – об этом засвидетельствует и Сам Дух, когда Христос говорит к ним чрез пророка Иеремию: //«Как скажете, что мудры мы, и Слово// (слав.: //«закон»//) //Господне с нами есть? Всуе стала трость лживая книжникам, посрамились мудрецы, смутились и уловлены, – мудрость какая есть в них? За то, что слово Господне отвергли»// [[old:ier:08:08|(Иер. 8:8–9)]]. В самом деле, разве не окажутся отвергшими живое и ипостасное Божие Слово, не приняв веры в Него, но обесчестив Образ Бога и Отца и отказавшись созерцать истиннейший как бы **«Вид Его**» чрез боголепную власть и силу? Ведь Божественная и неизреченная Природа не может быть доступной нашему восприятию иначе, как чрез дела, которые Она совершает и производит. Вот поэтому-то и блаженный Павел повелевает нам от величия и красоты созданий соответственно (этому) идти к созерцанию Мироздателя ([[new:rim:01:20|Рим. 1:20]]; ср. [[old:pr:13:05|Прем. 13:5]]). Также и Спаситель руководствует к познанию о Себе в словах: //«Если не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; если же творю, то, когда Мне не верите, делам Моим верьте»// [[new:in:10:37|(Ин. 10:37–38)]]. А однажды обвинял, и конечно справедливо, ученика Своего – Филипп то был, – неосновательно вообразившего, что иначе (как чрез видение) невозможно прийти к созерцанию Бога и Отца, хотя у него во власти было – рассматривать подлинный Образ, точно показующий в Себе Родителя. Посему-то и сказал: //«Столько времени с вами Я, и не познал ты Меня, Филипп! Видевший Меня видел Отца»// [[new:in:14:09|(Ин. 14:9)]]. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III.//** =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение XVI.// Почему Иоанн пишет, что Господь сказал иудеям: **«Вы и голоса Его никогда не слышали, и вида Его не видели»** [[new:in:05:37|(Ин. 5:37)]], тогда как Моисей говорит [иудеям]: //«Разве слышал народ голос Бога живого так, как слышал ты и остался жив?»// [[old:vtor:04:33|(Втор. 4:33)]]? //Разъяснение.// Насколько слушание и видение не является действием внешних глаз и ушей, настолько [это действие] называется постижением мысленным (τῆς διανοίας ἡ κατα νόησις). Поэтому и Исайя говорит: //«Кто так слеп, как рабы Мои и глух, как владеющие ими?»// [[old:is:42:19|(Ис. 42:19)]]. Сказал [так] по причине нынешней глухоты и непокорства иудеев. В другом же случае самому Моисею говорящий с ним Бог изрёк: «Никто не может увидеть лица Моего и остаться в живых» (вольный пересказ [[old:ish:33:20|Исх. 33:20)]]. Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов. **//«Собрание недоумений и разъяснений». //** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели** См. Толкование на [[new:in:05:36#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 5:36]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И Пославый Мя Отец Сам свидетелствова о Мне** Где же это Он свидетельствовал о Нем? Дальше покажет, что – в Писаниях. Правда, Отец свидетельствовал о Нем и при крещении, говоря: //Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих// [[new:mf:03:17|(Мф. 3, 17)]] и опять – во время преображения; но во время крещения хотя они слышали, но недоумевали, а во время преображения они даже не слышали. Поэтому, опустив эти свидетельства, Иисус Христос отсылает их к Писаниям, которые всегда находились в их руках и которым нельзя было противоречить. Но это Он делает несколько далее. Здесь же, чтобы они не требовали свидетельства от Бога, высказанного собственным голосом и лицом, говоря: «Мы никогда не слышали Его голоса и не видели лица Его», – Иисус Христос соглашается с тем, что они хотели сказать, и Своим согласием возводит их к истинному учению, давая им понять, что у Бога нет ни голоса, ни лица: они свойственны телам, а Бог бестелесен, или, лучше сказать, природа Его выше, чем бестелесная, и преестественна. **Ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте** Правда, многие часто и слышали голос Его, и лицо Его видели, как это о многих повествуется в различных местах, но голос и лицо не по Божественной природе, а в подобии человеческом. ===== Лопухин А.П. ===== **И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели** См. Толкование на [[new:in:05:36#lopuxin_ap|Ин. 5:36]] [<10>]