[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **Бе же близ Пасха, праздник жидовский. Возвед убо Иисус очи и видев, яко мног народ грядет к Нему, глагола к Филиппу: чим купим хлебы, да ядят сии** **Бе же близ Пасха, праздник жидовский.** Почему же Он, скажешь, не идет на праздник, но, тогда как все спешат в Иерусалим, отправляется в Галилею, и не Сам только, а ведет с Собою и учеников, и оттуда – в Капернаум? Это потому, что Он понемногу начинал уже отрешать закон, имея повод к тому в коварстве иудеев. **И возвед очи и видев мног народ** [[new:in:06:05|(ст. 5)]]. Здесь евангелист показывает, что Он никогда не сидел с учениками без дела, но что-нибудь излагал им, вероятно с особенною обстоятельностию, учил и привлекал к Себе. Отсюда можно видеть, какое Он имел попечение о них и как кротко и снисходительно обращался с ними. Они, сидя с Ним, вероятно, смотрели друг на друга. Потом, воззрев, Христос видит народ, идущий к Нему. Другие евангелисты говорят, что ученики, приступив к Нему, просили и умоляли Его не отпускать народ голодным [[new:mf:14:15|(Мф. 14, 15]]; [[new:lk:09:12|Лк. 9, 12)]]; а Иоанн замечает, что Христос предложил об этом вопрос Филиппу. Мне кажется, справедливо и то, и другое; только происходило не в одно и то же время, но одно было прежде другого, поэтому одно было так, а другое – иначе. Почему же Он спрашивает Филиппа? Потому, что знал, которые из учеников Его наиболее требуют научения. А это – тот самый Филипп, который впоследствии говорил: //покажи нам Отца, и довлеет нам// [[new:in:14:08|(14, 8)]]. Потому Христос заранее и наставляет его: если бы чудо совершилось без предварения, то оно не показалось бы столь дивным; но теперь Христос предварительно побуждает Филиппа признаться, что (в пище) скудость, чтобы, сознав, как велика была она, он тем лучше уразумел величие имевшего совершиться чуда. И вот что Христос говорит Филиппу: **чим купим хлебы, да ядят сии?** [[new:in:06:05|(ст. 5).]] Так и в Ветхом Завете Бог говорил Моисею (а совершил чудо не прежде, как спросил его): //что есть в руце твоей?// [[old:ish:04:02|(Исх. 4, 2)]]. Так как события необычайные, неожиданно случающиеся, обыкновенно приводят в забвение предшествовавшие обстоятельства, то Бог предварительно связал Моисея признанием настоящего положения своего, чтобы он, будучи потом поражен удивлением, уже не мог забыть того, что сам признал, и таким образом, чрез сравнение одного с другим, познал величие чуда. То же и здесь происходит. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Приближалась же Пасха, праздник Иудейский** См. Толкование на [[new:in:06:02#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 6:2]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Приближалась же Пасха, праздник Иудейский** См. Толкование на [[new:in:06:01#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 6:1]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Бе же близ Пасха, праздник Жидовский ** Почему же Иисус Христос не пошел на праздник, но в то время, как все отправляются в Иерусалим, Он не только Сам идет в Галилею, но и учеников ведет? Потому что Он мало-помалу разрушал уже прообразовательный закон, найдя повод для этого в зависти иудеев; притом же, со временем Он намерен был прекратить прообразовательную Пасху, преподав нам истинную ===== Лопухин А.П. ===== **Приближалась же Пасха, праздник Иудейский** Иоанн замечает о приближении праздника Пасхи, с одной стороны, для того, чтобы объяснить необычайное скопление народа на восточной стороне Галилейского моря: шедшие в то время на Пасху в Иерусалим жители северной Галилеи должны были идти восточной стороной моря. С другой стороны, Иоанн намекает этим замечанием на связь чудесного насыщения народа с приближающейся Пасхой, так как агнец пасхальный прообразовал собою Христа, Kоторый хотел предать Себя на смерть за грехи всего мира и в знак этого изобразил в следующей за насыщением народа речи Себя как истинный хлеб жизни. [<10>]