[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И яко насытишася, глагола учеником Своим: соберите избытки укрух, да не погибнет ничтоже** См. Толкование на [[new:in:06:11#svt_ioann_zlatoust|Ин. 6:11]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 12-13 **И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели** **«Яко же насытишася, глагола учеником Своим: соберите избытки укрух, да не погибнет ничтоже. Собраша же и исполниша дванадесяте кошя укрух от пяти хлеб ячменных, яже избысть ядшим».** Может быть, кому покажется, что Христос, жалея остатки (пищи), приказал Своим ученикам собирать их. Но, думаю, каждый может надлежащим образом уразуметь, что Он не допустил бы Себя низойти до такой мелочности, – и что говорю – Христос? Но и ни один даже из нас. В самом деле, какого остатка можно было ожидать от пяти ячменных хлебов? Но эта речь имеет великое домостроительное значение и делает для слушателей очевидным чудо. Столь великое было в этом событии проявление Божественного всемогущества, что пятью по числу ячменными хлебами и двумя печеными рыбками не только насыщено было такое множество народа, но еще к этому собрано было двенадцать корзин остатков. Впрочем, это чудо, вероятно, отклоняло и некоторое другое подозрение, обретением остатков получая подтверждение в достоверности того, что несомненно и действительно явился преизбыток пищи, а не было призрака воображения, обманывавшего зрение как угощавшихся, так и прислуживавших им. Но особенно важно и достопримечательно и весьма для нас полезно вот что. Рассуди, как посредством этого чуда заставляет нас быть вполне готовыми к добровольному и охотному гостеприимству, чрез самое событие как бы громко вещая нам, что Божия помощь не оставит того, кто услаждается общительным и любвеобильным обращением, желая исполнить и написанное: //«разламывай алчущему хлеб твой»// ([[old:is:58:07|Ис. 58:7]]). Ведь и учеников мы находим вначале объятыми некоторой косностью относительно этого, но поскольку они были так настроены, то Спаситель и давал им обильный сбор остатков. Научает этим и нас, что, издерживая малое, что во славу Божию, мы получим взамен преизобильнейшую благодать, по сказанному от Христа: //«меру добрую, нагнетенную, утрясенную и переполненную дадут в лоно ваше»// ([[new:lk:06:38|Лк. 6:38]]). Поэтому не должно быть нерешительным в проявлении любви к братьям, а напротив – надо иметь благое дерзновение. Как можно далее отгоним от себя медлительность и боязливость, отклоняющую от гостеприимства, но, утверждаясь в надежде посредством веры в то, что и малое может преумножать Бог, откроем сердца нуждающимся, по установлению закона: открывая, сказано, откроешь сердце твое брату твоему, нуждающемуся в тебе ([[old:vtor:15:11|Втор. 15:11]]). Иначе когда же явишься милостивым, пребыв жестоким во время этой жизни? Когда же исполнишь заповедь, пропуская в бездействии время, когда можно делать? Помни слова Псалмопевца: //«Потому что нет в смерти помнящего о Тебе, и в аде кто исповедуется Тебе?»// ([[old:ps:006:06|Пс. 6:6]]). В самом деле, какой уже (может быть от) мертвых плод или каким образом кто-либо из сошедших в ад еще может помнить о Боге чрез исполнение заповеди? //«Заключил ведь Бог над ним»//, по написанному ([[old:iov:03:23|Иов. 3:23]]). Поэтому-то и мудрейший Павел наставляет нас в одном Послании: //«Пока время имеем, да совершаем добро»// ([[new:gal:06:10|Гал. 6:10]]). Это да будет сказано нами на пользу из истории. Но принимая сказанное в духовном смысле, ибо так надлежало и не иначе, – мы говорили, что пятью ячменными хлебами указуется на пятикнижие Моисеево, а двумя печеными рыбками – на премудрые писания святых Апостолов. Поэтому думаю, что и относительно сбора остатков должно также придумать какое-либо таинственное и духовное умозрение, стоящее в соответствии сказанному. Итак, Спаситель повелевает народу возлечь, а Сам, благословив хлебы и рыбок, предлагает их, очевидно чрез содействие учеников. Когда же евшие насытились чудесным образом, повелевает собирать остатки, и наполняются **«двенадцать корзин»**, по одной, вероятно, у каждого из учеников, ибо и их было столько же. Что же мы должны заключать отсюда, как не то – и это не ложно, – что хозяин торжества всех верующих в Него есть Христос и приходящих к Нему Он питает Божественными и небесными учениями, законными и пророческими, евангельскими и апостольскими? Но не Сам Он оказывается совершающим это чрез Себя, а раздают нам вышнюю благодать ученики, ибо не сами они суть //«говорящие»//, по сказанному, //«но Дух Отца// (есть) //говорящий в них»// ([[new:mf:10:20|Мф. 10:20]]). Однако ж не без награды для святых Апостолов останется их труд в этом. Предложив нам духовную пищу и раздав блага от Спасителя, они получат преизобильнейшее воздаяние и вполне щедрую благодать обретут от Бога. Это, полагаю, а не другое что, означает собрание каждым по повелению Христа полной корзины (остатков) после трудов и служения, употребленного на вкушавших. А что все, данное в них в качестве образца, после них должно перейти и на предстоятелей святых церквей, это несомнительно. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало** После чудесного насыщения народа Спаситель сказал: **соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало**. Видите, как бережет Господь самые крохи хлеба. Если Он так бережет обыкновенную, бездушную вещь, то как Он бережет души человеческие? Если Он не хотел, чтобы погибли остатки хлеба, то тем более Он не хочет, чтобы кто-нибудь из людей погиб. Да и не для того ли Спаситель сказал, чтобы собрали остатки хлеба, чтобы ничего не пропало, дабы навести тогдашний народ и нас на мысль о том, как душелюбец Господь бережет души человеческие! **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало** См. Толкование на [[new:in:06:10#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 6:10]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И яко насытишася, глагола учеником Своим: соберите избытки укрух, да не погибнет ничтоже** Ст. 12-13: Смотри там же. [[new:mf:14:20|(Мф.14:20-21)]] Повелел собрать остатки не для показа, но для того, чтобы совершившееся не показалось каким-либо призраком; а хлебы и рыбу увеличил из предложенного вещества, как по той же самой причине, так и для того, чтобы заградить уста Маркионитам, которые порицали творение, говоря, что оно не есть дело Божие. ===== Лопухин А.П. ===== **И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало** См. Толкование на [[new:in:06:10#lopuxin_ap|Ин. 6:10]] [<10>]