[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:32 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Рече убо им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, не Моисей даде вам хлеб с небесе, но Отец Мой дает вам хлеб истинный с небесе** См. Толкование на [[new:in:06:28#svt_ioann_zlatoust|Ин. 6:28]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес** **«Рече убо им Иисус: аминь, аминь глаголю вам: не Моисей даде вам хлеб с небесе».** И теперь Спаситель сильно изобличает неразумных и совершенно ничего не сведущих в писаниях Моисеевых. Ведь им, конечно, надлежало бы хорошо знать, что Моисей служил посредником в передаче Божественных велений народу и обратно – желаний Израиля Богу, но не был самоличным совершителем ни одного из чудес, а только слугой и исполнителем того, что на пользу вызванных из рабства желал совершать Податель им всяческих благ. Таким образом, что было у них в нечестивых мыслях, это пресекает теперь Христос весьма решительно. В самом деле, свойственное и подобающее одной только Божественной природе усвоять не ей, а чести людей, разве это не верх уже безумия и вместе нечестия? Отстранив потом священноначальника Моисея от совершения чудес и изъяв из руки его сверхъестественное, Он, очевидно, уже поэтому Себе Самому вместе с Отцом усвояет эту честь, хотя и отказывается говорить яснее, по причине невежества слушателей. Ведь легко могло случиться, что, считая таковые слова за оскорбление Моисея, они снова рассвирепели бы и воспламенились неудержимым гневом, нисколько не исследуя истинное свойство предмета и не признавая достоинства Говорившего, но безрассудно увлекаясь одним только почитанием Моисея, и конечно неосновательно, когда он приравнивался даже к высшему нечто (возводился в высшее существо). Да научаемся же отсюда, точно и основательно, оказывать благоговение к святым отцам нашим и воздавать, по написанному, //«кому страх – страх, кому честь – честь»// ([[new:rim:13:07|Рим. 13:7]]). Не совершим никакой неправды, если будем усвоять каждому подобающее ему, так как //«и духи пророков пророкам подчиняются»// ([[new:1kor:14:32|1Кор. 14:32]]). А когда речь касается Спасителя нашего Христа, тогда и говорить нам необходимо: //«Потому что кто в облаках сравнится с Господом, или кто уподобится Господу между сынами Божиими?»// ([[old:ps:088:07|Пс. 88:7]]). **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес** См. Толкование на [[new:in:06:31#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 6:31]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Рече убо им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, не Моисей даде вам хлеб с небесе; но Отец Мой дает вам хлеб истинный с небесе ** Так как они думали, что манна была с неба в собственом смысле, потому что написано было: //хлеб небесный даде им// [[old:ps:077:24|(Пс. 77, 24)]], – то Иисус Христос исправляет это ошибочное их мнение. Писание разумело здесь небо в несобственном смысле, т.е. воздух, подобно тому как говорится: птицы небесные, или: //и возгреме с небесе Господь// [[old:ps:017:14|(Пс. 17, 14)]]. Итак, Иисус Христос говорит: не Моисей дал тогда народу вашему хлеб с неба в собственном смысле, но Отец Мой теперь дает вам такой хлеб. Как Отец в собственном смысле называется небесным, так точно и Сын, и хлеб, укрепляющий сердце человека. **Истинный** Тот хлеб был прообразовательный, прообразующий Меня, Который есть Сама Истина. Подобно тому как тот, сходя сверху, питал и укреплял принимающих его, так и Я; но тот был с воздуха, а Я – с самого неба; тот питал и укреплял тела, а Я – души. Дальше Он высказывает и более общее различие прообразовательного хлеба и истинного. ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес** //«Не Моисей...»//, т. е. манна, которую вам дал Моисей (точнее, «//Бог через Моисея»//), не есть небесный хлеб: «//истинный//» (ἀληθινόν, т. е. вполне отвечающий своему назначению или своей идее) небесный хлеб дает вам Отец Мой. Выражение //«Отец Мой»// вместо выражения «//Бог//» употреблено, очевидно, с той целью, чтобы показать, что истинный, действительно небесный хлеб подается Богом только через Сына Божия. [<10>]