[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 34-36 **Реша убо к Нему: Господи, всегда даждь нам хлеб сей. Рече же им Иисус: Аз есмь хлеб животный: грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже. Но рех вам, яко и видесте Мя, и не веруете** Но они все еще поникают долу и говорят: **даждь нам хлеб сей** [[new:in:06:34|(ст. 34)]]. Обличая их за то, что они, пока предполагали трапезу чувственную, дотоле стекались к Нему, а как скоро узнали, что это некая духовная трапеза, то уже не приступают к Нему, Христос говорит: **Аз есмь хлеб животный: грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже. Но рех вам, яко и видесте Мя, и не веруете Мне** [[new:in:06:35|(ст. 35–36)]]. Так еще прежде говорил и Иоанн: //еже ведает, глаголет, и еже виде, свидетельствует; и свидетельства Его никто же приемлет// [[new:in:03:32|(3, 32)]]. Равным образом, и Христос: //еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем, и свидетельства Нашего не приемлете// [[new:in:03:11|(3, 11)]]. Делает же это, предупреждая их и показывая, что их неверие не смущает Его, что Он не ищет славы и знает сокровенные их мысли, как настоящие, так и будущие. **Аз есмь хлеб животный.** Намеревается уже приступить к учению о таинстве и сначала беседует о Своем Божестве, говоря: **Аз есмь хлеб животный**, – потому что это сказано не о теле. О теле говорит под конец: //и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть// [[new:in:06:51|(ст. 51)]], – а теперь говорит о Божестве. Плоть (Христова) ради Бога Слова есть хлеб, равно как и этот хлеб ради наития на него Духа бывает хлебом небесным. Здесь Христос не приводит свидетелей, как в прежней беседе, потому что имеет свидетельство в чуде над хлебами, да и иудеи все еще показывали вид, что верят Ему, между тем как там противоречили Ему и порицали Его. Вот почему Он здесь и говорит прямо. Между тем иудеи, надеясь насладиться пищею телесною, остаются и не смущаются, пока впоследствии не потеряли всякой надежды. Но Христос, несмотря и на это, не замолчал, а напротив, сказал многое в их вразумление и обличение. Они же, называвшие Его Пророком в то время, как ели, теперь соблазняются и называют Его сыном тектона [Плотника]. А тогда не соблазнялись, когда ели хлебы, но говорили: //сей есть Пророк//, и хотели сделать Его царем. По-видимому, они досадовали на то, что Он сказал: //с небесе снидох//; но настоящею причиною их негодования было не это, а то, что они потеряли всякую надежду насладиться телесною трапезою. Если бы они действительно негодовали (на те слова), то им следовало бы спросить и узнать, каким образом Он есть хлеб животный и как сошел с неба. Между тем этого они не делают, а ропщут. И что не это их соблазняло, видно из следующего. На Его слова: Отец Мой дает вам хлеб, они не сказали: умоли Его, чтобы дал; а что? **Даждь нам хлеб**. Хотя Он и не сказал: Я даю, но: Отец Мой дает, однако ж, из желания пищи, они признали, что и Он может подать ее. Каким же образом, признав, что и Он может подать пищу, они могли потом соблазняться, и притом тогда, как услышали, что Он дает ее? Итак, какая же тому причина? Они услышали, что больше не получат уже пищи, и поэтому опять начали не верить и в оправдание своего неверия представляют то, что Его слово слишком высоко. Поэтому Он и говорит: **и видесте Мя, и не веруете**, указывая, с одной стороны, на чудеса, с другой, на свидетельства Писаний. //Та суть,// говорит, //свидетельствующая о Мне// [[new:in:05:39|(5, 39)]]. Еще: //Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене// [[new:in:05:43|(ст. 43)]]. Еще: //како можете веровати, славу друг от друга приемлюще?// [[new:in:05:44|(ст. 44)]]. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб** **«Реша убо к Нему: Господи! всегда даждь нам хлеб сей».** В этих словах ясно открывается, даже и при сильном желании скрыть, цель иудеев. С непреложной истинностью каждый может видеть отсюда, что они стремились следовать за Ним не потому, что были зрителями знамений, но потому, что ели от хлебов и насытились ([[new:in:06:26|ст. 26]]). За это великое свое невежество они подвергаются справедливому осуждению, и к ним, думаю, действительно можно говорить: //«Вот народ глупый и бессердечный – глаза у них, и не видят, уши у них, и не слышат»// ([[old:ier:05:21|Иер. 5:21]]). Между тем как Христос Спаситель наш посредством многих, как это можно видеть из Евангелия, речей отклонял их от телесных помыслов и чрез всемудрое учение воскрылял их к духовному созерцанию, они не возвышаются над плотскими потребностями и, слыша о хлебе, дающем жизнь миру, мечтают еще о земном хлебе, богом имея чрево, по написанному ([[new:fil:03:19|Флп. 3:19]]), и будучи одержимы пороками чрева, чтобы справедливо услышать, что //«слава в сраме их»// (там же). Речь эту найдешь весьма сходствующей со словами самарянской женщины. Спаситель наш Христос вел длинную речь к ней и учил о духовной воде, ясно говоря: //«Всякий пьющий от воды сей возжаждет опять, а кто будет пить от воды, коей Я дам ему, не возжаждет вовек, но вода, которую Я дам ему, будет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную»// ([[new:in:04:13|Ин. 4:13–14]]). Но по присущему ей невежеству она увлекается в другую сторону, оставляет духовный источник и, совершенно не подумав о нем, устремляет мысль к подаянию чувственной влаги, говоря: //«Господи, дай мне эту воду, да не жажду, ни прихожу сюда черпать»// ([[new:in:04:15|Ин. 4:15]]). И речь иудеев сходна с этими словами ее. Как она оказывается слабой по своей природе, точно таким же, думаю, образом и они ничего мужественного, так сказать, и юношеского не имеют в помышлении, но являются как бы женственными в немужественных похотях чрева и доказывают истинность написанного о них: //«Ибо глупец глупое будет говорить, и сердце его суетное помышляет»// ([[old:is:32:06|Ис. 32:6]]). **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб** См. Толкование на [[new:in:06:31#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 6:31]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Реша убо к Нему: Господи, всегда даждь нам хлеб сей ** До сих пор представляя хлеб этот чувственным, они, вследствие жадности, просили Иисуса Христа, чтобы Он дал им не раз, а всегда. ===== Лопухин А.П. ===== **На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб** См. Толкование на [[new:in:06:33#lopuxin_ap|Ин. 6:33]] [<10>]