[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:46 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не яко Отца видел есть кто, токмо Сый от Бога, Сей виде Отца** См. Толкование на [[new:in:06:44#svt_ioann_zlatoust|Ин. 6:44]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца** **«Не яко Отца видел есть кто, токмо Сый от Бога, Сей виде Отца».** Предвидел опять как Бог, что отнюдь не примут (иудеи) откровение чрез Духа и не уразумеют вышней премудрости в световождениях, но по великому безрассудству потребуют даже и того, чтобы видеть Отца и учиться, так сказать, чрез самоличное зрение, что, как думали, некогда было с отцами ([[old:ish:19:20|Исх. 19:20]]), когда слава Божия нисходила на гору Синай. Но опять отвлекает от этого и как бы некою уздою обращает к тому, чтобы не иметь такого грубого представления о Боге и не думать, что невидимая природа может когда-либо быть видимою, ибо никто, говорит, не видел Отца. Кажется, здесь опять дается намек на самого священновождя Моисея. Ведь иудеи думали, совершенно, конечно, неразумно рассуждая, на основании (употребленного) о нем выражения: //«Вошел во мрак»// ([[old:ish:20:02|Исх. 20:2]]), что доступна зрению неизреченная природа Бога и телесными очами можно видеть то, что по природе есть чистая красота. Но чтобы, высказывая о премудром Моисее что-либо более ясное, не показаться поощряющим их к обычной дерзости, Он говорит неопределенно и вместе обо всех, как и о нем: **«Не то, что Отца видел кто»**. Не требуйте, говорит, того, что выше (человеческой) природы и не увлекайтесь безрассудными стремлениями к тому, что недоступно всем тварям. Недоступна, сокровенна и неумопредставима Божественная Природа не для одних только наших глаз, но и всей твари. В слове //"никто"// здесь сосредоточено //"все"//, – Себя же Самого определяя как такого, который один только есть от Бога и видел Отца, очевидно (тем самым) ставит вне //"всего"// того, что определенно можно разуметь под словом //"никто"//. Итак, как Он есть вне всего и между тем как никто не видит Отца, Один Он не лишен этого видения, то разве не может Он наконец быть мыслим существующим не во //"всех"//, как один из них, но вне //"всех"//, как (сущий) выше //"всего"//? И если говорится, что **«все от Бога»** и **«никто не видит О тца»**, ибо **«все от Бога»**, по слову Павла ([[new:1kor:11:12|1Кор. 11:12]]), а между тем (также говорится, что) Он один только **«видит Бога»**, потому что Он "//от Бога"//; то это //"от Бога"// мы правильно поймем, если будем разуметь о Нем только одном в значении **«из сущности Отца»**. Если же не так, то чего же ради, как мы уже ранее сказали, между тем как говорится, что **«все от Бога»**, один только Он восходит к зрению Родившего потому именно, что Он //"от Бога"//? Итак, о тварях это (выражение "от Бога") должно говориться в несобственном смысле, ибо **«все от Бога»** в смысле творения как приведенное Им к бытию, – о Сыне же выражение //"от Бога"// должно приниматься в другом и истиннейшем смысле, что Он (Сын) из Него (Отца) по природе. Поэтому, не сопричисляемый ко всем, но будучи вне всего и выше всего с Отцом, Он не должен разделять общей со всеми слабости, поскольку именно изъят из единоприродности с ними, но, восходя до природы Родившего, должен, конечно, созерцать Того, от Кого есть. А выразить словами то, как или каким образом Сам ли Он зрит Отца, или обратно – созерцается Отцом, это не доступно нашему языку. Должно, однако ж, представлять это в подобающем Богу виде. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца** См. Толкование на [[new:in:06:45#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 6:45]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Не яко Отца видел есть кто** чтобы он мог и чувственным образом слышать от Него, так как //Бога никтоже виде нигдеже// [[new:in:01:18|(Ин. 1, 18)]]. **Токмо Сый от Бога ** Кроме Того, Кто рожден от Бога, потому что такое значение имеют здесь слова – //Сый от Бога//. Но почему же Иисус Христос не изложил этого яснее? Вследствие немощи их. Если при словах: //с небесе снидох//, – они соблазнились, то чего бы они ни сделали, если бы Он сказал об этом яснее? **Сей виде Отца** будучи одного и того же существа. ===== Лопухин А.П. ===== **Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца** См. Толкование на [[new:in:06:45#lopuxin_ap|Ин. 6:45]] [<10>]