[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:51 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки: и хлеб, егоже Аз дам, Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира** См. Толкование на [[new:in:06:44#svt_ioann_zlatoust|Ин. 6:44]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира** **«Аз есмь хлеб живый, с небесе сшедый: Аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во век».** // «То же самое говорить вам для меня не тягостно, для вас же назидательно»//, – пишет божественный //Павел// в Послании (к Филиппийцам) ([[new:fil:03:01|Флп. 3:1]]), наученный сему, думаю, из самых слов Спасителя. Как для лютых ран требуется употребление не одного лекарства, а разнообразное лечение, и притом не один, может быть, раз применяемое, но беспрерывным употреблением изгоняющее болезнь, так, думаю, и для необузданной души и ожесточенного ума требуется частая и непрерывная помощь от учителей, ибо обуздать его можно не с одного и первого наставления, но посредством частого употребления и повторения ему одних и тех же слов. Поэтому Спаситель, часто повторяя иудеям одно и то же учение, предлагает его в разнообразном виде, то загадочным и облеченным большою неясностию, то свободным от всякой обоюдности, просто и ясно, чтобы, оказавшись в конце концов непослушными, они уже ничего не требовали бы для своего осуждения, но //«злые погибли бы зло»// ([[new:mf:21:41|Мф. 21:41]]), сами навлекая меч погибели на свою душу. Итак, ничего теперь уже не сокрыв, Христос говорит: **«Я есмь хлеб живый, с неба сшедший»**. То, говорит, были прообраз и сень. А теперь выслушайте ясно уже и неприкровенно (возвещаемое): **«Я есмь хлеб живый; если кто станет есть от хлеба сего, жив будет во век»**. От того хлеба евшие умерли, ибо он не был животворен, – а вкушающий этот хлеб, то есть Меня, или Плоть Мою, **«жив будет во век»**. Поэтому должно остерегаться и отвращаться от ожесточения к словам о благочестии, к которому не раз, а часто убеждает нас Христос. Ведь не может подлежать сомнению, что всенепременно подвергнутся самым тяжким обвинениям те, которые уклоняются к крайнему безумию и не удерживаются от оскорблений Учителя добра чрезмерным непослушанием Ему. Поэтому говорит об иудеях: //«Если бы не пришел Я и не сказал им, греха не имели бы: теперь же извинения не имеют во грехе своем»// ([[new:in:15:22|Ин. 15:22]]). Ведь не восприявшие в свое сердце посредством слуха слово о спасении, может быть, встретятся с более Кротким Судиею, ссылаясь на то, что они совсем не слыхали (учения о спасении), хотя, без всякого сомнения, они отдадут отчет за неискание научения. Те же, кто часто посредством одних и тех же наставлений и слов руководятся к получению полезного, но безрассудно почитают должным лишаться благ, подвергнутся горчайшему наказанию и предстанут как бы пред Оскорбленным Судьею, не будучи в состоянии отыскать какого-либо извинения своему безумию, смягчающего Его. **«И хлеб же, его же Аз дам, Плоть Моя есть (юже Аз дам) за жизнь мира».** Умираю, говорит, за всех, чтобы всех оживотворить чрез Себя, и выкупом за плоть всех сделал Я Свою (Плоть), ибо смерть должна умереть в смерти Моей, и совосстанет, говорит, со Мною падшая природа человека. Для сего Я и стал подобным вам человеком, очевидно из семени Авраама, чтобы быть подобным //«во всем братьям»// ([[new:evr:02:17|Евр. 2:17]]). Хорошо уразумев то, что только что сказал нам Христос, и сам блаженный Павел говорит: //«Поелику же дети причастны Крови и Плоти, (то) и Он также воспринял их же, да чрез смерть упразднит имеющего державу смерти, то есть диавола»// ([[new:evr:02:14|Евр. 2:14]]). Иначе как-либо невозможно было упраздниться имеющему державу смерти и самой смерти, как тем, что Христос дал Себя за нас в выкуп за всех, ибо один был за всех. Посему и в псалмах в одном месте, посвящая Себя за нас как бы в непорочную жертву Богу и Отцу, говорит: //«Жертвы и приношения не восхотел Ты, тело же уготовал Мне: всесожжения и (жертвы) за грех не благоугодны Тебе, Тогда сказал Я: вот, иду, в главизне книжной написано о Мне – сотворить волю Твою, Боже, восхотел Я»// ([[old:ps:039:07|Пс. 39:7–9]]; [[new:evr:10:05|Евр. 10:5–7]]). Поелику //«кровь тельцов и козлов и пепел телицы»// ([[new:evr:09:13|Евр. 9:13]]) были недостаточны для очищения греха и заклание неразумных животных никогда не могло уничтожить власть смерти, то Сам Христос вводит Себя некоторым образом подвергающимся наказаниям за всех, ибо //«язвою Его мы исцелились»// ([[old:is:53:05|Ис. 53:5]]), как говорит пророк, и //«грехи наши Он вознес в теле Своем на древо//» ([[new:1pet:02:24|1Пет. 2:24]]). А распят Он был за всех и ради всех, дабы посредством смерти Одного за всех все мы жили в Нем ([[new:2kor:05:15|2Кор. 5:15]]), ибо невозможно было //«Ему быть удерживаемым»// смертию ([[new:act:02:24|Деян. 2:24]]), а также и тление не могло бы овладеть Жизнию по природе. А что **"за жизнь"** мира принес Христос Свою **"плоть"**, узнаем также из слов Его: //«Отче Святый, соблюди их»//, и еще:// «За них Я свящу Себя»// ([[new:in:17:11|Ин. 17:11]], [[new:in:17:19|19]]). Говорит здесь, что святит Себя, не в том смысле, что совершает освящение, состоящее в очищении души или духа, как это разумеется о нас, но даже и не в значении принятия Святаго Духа, ибо Дух был в Нем природно, – Он был и есть свят всегда и будет вечно. Слово //«свящу»// Он говорит здесь вместо «посвящаю и приношу» как непорочную жертву в воню благоухания, ибо святилось или по закону называлось святым приносимое Божественному жертвеннику. Итак, Христос дает за жизнь всех Свое тело и опять вселяет нам чрез него Жизнь, а как (совершается это), скажу по мере сил. Поелику животворное Слово Божие вселилось в плоти, Оно преобразовало его в собственное качество, то есть жизнь, и, все всецело соединившись с ним неизреченным образом единения, явило его животворным, каково и Само Оно есть по природе. Посему Тело Христово животворит тех, которые становятся причастниками Его, ибо изгоняет смерть, когда является между умирающими, и удаляет тление, нося в себе Слово, совершенно уничтожающее тление. Но, быть может, скажет кто, подумав в уме своем об оживлении почивших: ведь не приявшие веры во Христа и не ставшие причастниками Его не оживут во время воскресения. Что же? Разве не вся тварь, подпавшая смерти, возвратится к жизни? Да, скажем на это, оживет всякая плоть, ибо пророческое слово предвозвещает, что восстанут мертвые ([[old:is:26:19|Ис. 26:19]]). Мы думаем, что следствия таинства воскресения Христова простираются на все человечество, и веруем, что в Нем и первом вся наша природа освободилась от тления, ибо все восстанут, по подобию Воскресшего ради нас и всех Имеющего в Себе, поскольку был человеком. И как в первозданном (Адаме) мы низложены в смерть, так в Первородном опять, ставшем таковым ради нас, все оживут из мертвых, но – добро сотворившие в воскресение жизни, как написано, а зло соделавшие в воскресение суда ([[new:in:05:29|Ин. 5:29]]). Да, воскресение для наказания и оживление для получения одних только посрамлений я могу признать неизмеримо горше смерти. Поэтому должно разуметь в собственном смысле и действительную жизнь во Христе, жизнь в святости, и блаженстве, и непрестанном веселии, так как и премудрый Иоанн признает таковую жизнь истинною, говоря: //«Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий// (не повинующийся) //Сыну не узрит жизни, но гнев Божий пребудет на нем»// ([[new:in:03:36|Ин. 3:36]]). Итак, вот, говорит, объятый неверием не узрит жизни, хотя вся тварь ожидает себе возвращения к жизни и воскресения. Очевидно отсюда, что Спаситель справедливо назвал жизнью благоуготованную святым, разумею жизнь в славе и в святости, которую, как это несомнительно ни для кого из благомыслящих, должны будут наследовать приступающие к причастию Животворящей Плоти. Но так как Спаситель часто уже и прежде называл Себя хлебом, то посмотрим опять, не желает ли Он чрез это внедрить в наш ум что-либо из предвозвещенного и не напоминает ли тех мест из Священного Писания, в которых Он и указывался некогда как бы в виде хлеба. Так, в Числах написано: //«И сказал Господь к Моисею, говоря: при вхождении вас в землю, в которую Я ввожу вас (там), и будет, когда станете есть вы от хлебов земли (той), отделите часть в отделение Господу: начаток теста вашего – хлеб в часть отделите Ему, – как часть от гумна, так отделите его (хлеб), начаток теста вашего, и будете давать Господу часть в роды ваши»// ([[old:chis:15:17|Чис. 15:17–21]]). Закон изображал это прикровенно и имея как бы грубую одежду из буквы, но он предвозвещал опять хлеб действительно истинный, сходящий с неба, то есть Христа, и дающий жизнь миру ([[new:in:06:33|Ин. 6:33]]). Разумевай же, как, став человеком, как мы, по причине уподобления с нами, как бы начаток некий нашего теста и отделение, по написанному ([[old:chis:15:19|Чис. 15:19]]), Он посвящен Богу и Отцу, явившись первородным из мертвых ([[new:kol:01:18|Кол. 1:18]]) и как начаток воскресения всех ([[new:1kor:15:20|1Кор. 15:20]]) восходя на самое небо; ибо Он взят от нас, семя Авраама восприял, как //Павел// говорит ([[new:evr:02:16|Евр. 2:16]]), и посвящен как бы от всех и за всех, дабы всех оживотворил, и как бы первый сноп с гумна, возносится Богу и Отцу. И как, будучи Сам светом истинным, ученикам Своим сообщал эту благодать: //«Вы//, – говорит, – //есте свет мира»// ([[new:mf:05:14|Мф. 5:14]]), так и, будучи хлебом живым и все животворящим и объемлющим к бытию, по подобию опять и посредством сени закона, указывал в двенадцати хлебах на священный хор Апостолов. Об этом так говорит в книге Левит: //«И сказал Господь к Моисею, говоря: заповедуй сынам Израиля, и да возьмут тебе елей (масло) масличный чистый выбитый для света, (чтобы) зажигать светильник всегда, вне завесы в скинии свидетельства»// ([[old:lev:24:01|Лев. 24:1–3]]). Потом говорит еще: //«И возьмете муки пшеничной и сделаете из нее двенадцать хлебов, (в) две десятых (ефы) будет хлеб один: и положите их двумя рядами, шесть хлебов в один ряд, на стол чистый пред Господом, – и положите на (каждый) ряд ливан чистый и соль, и будет (это) для хлебов// ("букв": в хлебы) //в воспоминание предлежащим Господу»// ([[old:lev:05:07|Лев. 5–7]]). Светильник, как уже ранее говорили мы, находившийся во святой скинии и светивший вне завесы, есть блаженный Иоанн, питаемый елеем наичистейшим, то есть освещением чрез Духа. Однако ж он был вне завесы, так как проповедь его была огласительная (предуготовительная), ибо говорил: //«Приготовьте путь Господень, прямыми сделайте стези Бога нашего»// ([[old:is:40:03|Ис. 40:3]]; ср. [[new:mf:03:03|Мф. 3:3]]), – внутренняя же завесы, то есть тайну о Христе, он не очень ясно открывает, говоря: //«Я вас крещу в воде покаяния, но позади меня Грядущий сильнее меня (есть), Коего я не достоин обувь нести, Он вас будет крестить в Духе Святом и огне»// ([[new:mf:03:11|Мф. 3:11]]). Видишь, как светит он, как бы более простым словом призывая к покаянию, однако ж обнажать внутренняя завесы предоставляет Крестящему чрез огонь и Духа. Но подробнее мы рассуждали об этом в начале той книги (кн. 3, гл. 1), в которой объяснялось изречение: //«Он был светильник горящий и светящий»// ([[new:in:05:35|Ин. 5:35]]). Теперь же мы коснулись этого как бы мимоходом, поскольку было необходимо указать на последовавшее тотчас же после ухода Иоанна избрание (провозглашение) двенадцати Апостолов. Вот по этой-то, полагаю, причине Писание, указав на него посредством светильника, предлагает (потом) созерцание о двенадцати хлебах: //«Сделайте, – говорит, – двенадцать хлебов, в две десятых (ефы) будет хлеб один»// ([[old:lev:24:05|Лев. 24:5]]). Число десять в Священном Писании обыкновенно всегда принимается за совершенное и считается самым полным, так как порядок и расположение рядовых чисел (единиц) в нем, принимая удвоение и умножение одних и тех же чисел, может распростираться докуда угодно. Посему повелевает быть каждому хлебу из двух десятых (ефы), дабы ты видел в учениках совершеннейшую пару двух равных добродетелей – разумею деятельную и созерцательную. Благоусмотрительно повелевает также полагать их в два ряда, как бы указывая тем то положение, какое, по всей вероятности, они обычно занимали, имея всегда Господа посреди себя и обыкновенно окружая Его как Наставника. А дабы мы узнали, что, как говорит //Павел//, Христовым стали благоуханием Богу и Отцу ([[new:2kor:02:15|2Кор. 2:15]]), повелевает полагать на хлебы ливан и посыпать их солью, ибо сказано в одном месте к ним:// «Вы есте соль земли»// ([[new:mf:05:13|Мф. 5:13]]). Но и благоусмотрительно повелевает приносить их в день субботний ([[old:lev:24:08|Лев. 24:8]]), ибо появились они в последние времена века, а суббота – последний день седмицы. И не поэтому только одному, но и потому, что во время пришествия Спасителя нашего мы субботствуем духовно (получили духовное упокоение), то есть бездействуем (свободны) от грехов. Тогда же совершилось и явление нам святых Апостолов, которых Божественными Писаниями питаясь, мы восходим к жизни святой, почему именно в день суббот и повелевает полагать хлебы на святой трапезе, то есть в Церкви, ибо нередко частию обозначается целое. Что могло бы быть святее святой трапезы Христовой? Итак, как хлеб Спаситель предобразуем был в законе, а как хлебы – также и ученики по подобию с Ним, ибо все было истинно во Христе, а по подобию с Ним – также и в нас по благодати Его. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира** См. Толкование на [[new:mk:14:22#svt_filaret_drozdov|Мк. 14:22]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира** Как ясно учение о необходимости и действительности причащения христиан под видами хлеба и вина истинного Тела и Крови Христовых! Имей это в голове. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира** См. Толкование на [[new:in:06:48#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 6:48]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз есмь хлеб животный** всегда живущий и подающий жизнь. **Иже сшедый с небесе ** по Божеству. И выше Иисус Христос говорил это о Себе в различных местах, побуждая их частым повторением к тому, чтобы они спросили: каким образом Он есть хлеб оживляющий и как Он сошел с неба; но иудеи, заботясь об одном только служении чреву, все остальное считали лишним, как выше мы сказали. **Аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки** если кто-либо примет Его учение; а принимающий это Его учение, которое есть пища, питающая душу, вкушает Его Самого. //Жив будет во веки//, т.е. всегда, потому что он никогда не умрет духовной смертью; духовная же смерть есть отделение от Бога, подобно тому как телесная смерть есть отделение от души. Тело оживляет душа, а душу – Бог. Правда многие приняли учение Иисуса Христа и погибли, но они худо воспользовались этим принятием; теперь же речь о тех, которые хорошо воспользовались им, а не о тех, которые испортили его примесью ложных учений и развращенной жизнью. Итак, Иисус Христос показал, что Он дает им лучший хлеб, чем манна, которую ели отцы их в пустыне: вкушавшие манну умерли, а вкушающие этот хлеб будут жить вовек. **И хлеб, егоже Аз дам, Плоть Моя есть ** Двояким образом Иисус Христос есть хлеб, именно по Своему Божеству и по человечеству. Сказав о том, каким образом Он есть хлеб по Божеству, учит теперь о том, каким образом Он есть хлеб по человечеству. И не сказал: //егоже даю//, но: //егоже дам//, так как намерен был дать его еще во время последней вечери, когда, взяв хлеб и благословив, преломил, дал ученикам и сказал: //приимите, ядите: сие есть Тело Мое// [[new:mf:26:26|(Мф. 26, 26)]]. Найди двадцать шестую главу Евангелия от Матфея, именно то место, где написано:// во оставление грехов// [[new:mf:26:28|(ст. 28)]]; прочитай все толкование и поймешь, каким образом Тело Иисуса Христа есть хлеб. **Юже Аз дам за живот мира ** дам на смерть: здесь Иисус Христос указывает на Свое распятие. Словами:// юже Аз дам// – обозначает, что страдания Его будут добровольны. ===== Прп. Исаак Сирин ===== Кто обрел любовь, тот каждый день и час вкушает Христа и делается от сего бессмертным, ибо сказано: **кто снесть от хлеба сего, егоже Аз дам ему, смерти не узрит во веки**. Блажен, кто вкушает от хлеба любви, который есть Иисус. А что вкушающий любви вкушает Христа, сущего над всеми Бога, о сем свидетельствует Иоанн, говоря: //Бог любы есть// [[new:1in:04:08|(1Ин.4:8)]]. Наконец, живущий в любви плодоприносит жизнь от Бога и в этом еще мире, в ощущаемом здесь обоняет оный воздух воскресения. Сим воздухом насладятся праведные по воскресении. Любовь есть Царство; о ней Господь таинственно обетовал апостолам, что вкусят ее в Царстве Его. Ибо сказанное: //да ясте и пиете на трапезе Царствия Моего// [[new:lk:22:30|(Лк.22:30)]] - что иное означает, как не любовь? //**Слово 83.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира** Здесь Христос высказывает новую мысль, еще более непонятную и неприемлемую для иудеев: //«Я Хлеб живый»//, т. е. имеющий в Себе жизнь и могущий сообщать жизнь верующим (ὁ ζῶν), //«сшедший с небес»//, т. е. в известный момент принявший плоть человеческую. Kто будет есть этот хлеб, тот будет жить вовек, т. е. такой человек и теперь живет настоящей жизнью, и будет продолжать жить, несмотря на то, что душа его в смерти разлучится с телом. И тут же Христос прямо объявляет, что «//хлеб//», о котором Он говорит, есть «//Плоть//» Его, «которую» Он отдает //«за жизнь мира»//. В этих словах Христос представляет Плоть Свою, человечество Свое, с одной стороны как искупительную жертву за мир, с другой – как пищу, дающую верующим живот вечный, подобно тому как в скинии и храме были хлебы предложения, которые приносились как жертва Богу и которые потом предоставлялись в пищу священникам. Здесь, таким образом, дается самое ясное обетование касательно Евхаристии. В ней верующие будут вкушать самую Плоть Христа или самое Тело Его (прот. Малиновский. «Православное догматическое богословие», т. IV, с. 134). Но с таким пониманием некоторые из новейших экзегетов не соглашаются. Так, например, Kейль, обращая внимание на контекст речи, не находит здесь никакого указания на предстоящую искупительную жертву Христову: «О смерти Своей Христос ни здесь, ни ниже не говорит. Притом последних слов 51-го стиха: «которую Я отдам за жизнь мира», в лучших кодексах не имеется (см. Тишендорф, 8-е изд.). Наконец, и то обстоятельство, что Христос называет Себя хлебом живым, не дает возможности видеть здесь намек на искупительную жертву Христову. Единственное, что здесь, согласно Kейлю – можно найти, это предсказание о том, что Христос будет как Богочеловек сообщать жизнь верующим в Него, которые станут таким образом, в переносном смысле, вкушать Его Плоть или воспринимать Его Самого. С таким взглядом мы согласиться не можем по следующим основаниям. Во-первых, Христос обещал здесь, очевидно, нечто новое («дам» – будущее время), а восприятие верою жизни от Него имело место уже в то время, когда Христос говорил Свою речь в Kапернауме. Во-вторых, зачем бы Христос стал облекать в такую неприемлемую для иудеев форму такую простую мысль, как мысль о необходимости веры для получения истинной жизни? В-третьих, одна вера не может дать реального единения со Христом, совершенно такого же, какое существует между Христом и Богом. А между тем Христос обещает вкушающим Плоть Его такое же бессмертие в воскресении, каким обладает Сам. Что же касается достоверности принятого у нас текста 51-го стиха, то еще нельзя сказать окончательно, на чьей стороне правда: на стороне ли тех, которые отрицают подлинность последних слов стиха, или на стороне тех, кто признает их подлинность. По крайней мере, есть некоторые основания и для принятого у нас чтения (Textus receptus). Наконец, если вообще в рассматриваемом разделе Христос не говорит прямо о Своей смерти, то это, может быть, зависело от того, что в то время до этого конца деятельность Христа была еще далеко. [<10>]