[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:54 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день** См. Толкование на [[new:in:06:53#svt_ioann_zlatoust|Ин. 6:53]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день** **«Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать жизнь вечную, и Аз воскрешу его в последний день».** Также и здесь особенно подобает подивиться святому Евангелисту за то, что он ясно воскликнул: //«И Слово плотию стало»// ([[new:in:01:14|Ин. 1:14]]), ибо он, не обинуясь, сказал не то, что //«Оно стало// (явилось) //во плоти»//, но именно то, что //«стало плотию»//, дабы показать единение (с плотью). И мы отнюдь не утверждаем ни того, чтобы Бог Слово (сущее) от Отца превратилось в природу плоти, ни того, чтобы плоть перешла в Слово, ибо то и другая остается тем, что есть по природе, и один из обоих Христос. Но неизреченно и сверх разумения человеческого Слово, соединившись с Своею плотью и всю ее как бы перенесши в Себя по силе, могущей животворить нуждающееся в жизни, из нашей природы изгнало тление и удалило смерть, изначала получившую силу (над нами) по причине греха. Итак, **«ядущий»** святую **«Плоть»** Христа, **«жизнь вечную имеет»**, ибо плоть (Христова) имеет в себе Слово, которое есть Жизнь по природе. Поэтому и говорит, что **«Я воскрешу его в последний день»**. Но вместо того, чтобы сказать, что его, то есть ядущего, Мое воскресит тело, употребил Я как не другой, отличный от Своего тела, – и не другой, без сомнения, по природе, ибо после единения отнюдь не допускает разделения на двоицу (двух) сынов. Таким образом, Я, говорит, явившийся в нем, очевидно посредством Моей плоти, **«воскрешу»** ядущего **«в последний день»**. В самом деле, без всякого сомнения, невозможно было, чтобы Тот, Кто есть Жизнь по природе, не победил тление и не преодолел смерти. Поэтому хотя явившаяся чрез преступление смерть и вынуждает человеческое тело к тлению, но поскольку в нас является Христос посредством Своей плоти, то, без сомнения, мы воскреснем. Ведь невероятно, даже более – невозможно, чтобы Жизнь не животворила тех, в ком она будет. Подобно тому, кто, взяв искру, насыпет на нее много мякины, чтобы сохранять семя (продолжение) огня, так и Господь наш Иисус Христос чрез Свою плоть скрывает в нас жизнь и влагает бессмертие как бы некое семя, всецело уничтожающее в нас тление. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день** См. Толкование на [[new:mf:26:28#svt_filaret_drozdov|Мф. 26:28]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день** См. Толкование на [[new:in:06:52#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 6:52]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный** Постоянно обращается к речи о Таинствах, показывая необходимость этого дела, именно – что это непременно должно быть. **И Аз воскрешу его в последний день ** Часто повторяет речь о жизни и воскресении, желая запечатлеть ее в уме слушателей. То, что мы в различных местах высказали уже прежде, теперь повторим вкратце, именно – так как все люди воскреснут и все будут жить вечно, то нужно полагать, что воскресение праведных будет для блаженства, а грешных – для наказания, и опять – вечная жизнь праведных будет в блаженстве, а грешных – в наказании ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 54-55 **Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Kровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Kровь Моя истинно есть питие** Мысль, выраженная в предыдущем стихе, повторяется здесь в усиленной форме (понятие «//есть//» обозначено здесь не глаголом φαγεῖν, а более сильным и резким словом τρώγειν). //«Истинно есть пища»// (ἀληθής), т. е. в противоположность земной пище, которая дает только телесную и временную жизнь, Плоть и Kровь Христова дает жизнь истинную – вечную и духовную – и потому может быть названа истинной пищей. [<10>]