[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:55 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Плоть Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво** Что значат эти Слова? Ими Он хочет или сказать то, что Плоть Его есть истинное брашно, спасающее душу, или же уверить их в сказанном, так, чтобы они не считали слов Его загадкою и притчею, но знали, что непременно должно вкушать Его Тело. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие** **«Плоть бо Моя истинное есть брашно и Кровь Моя истинное есть питие».** Противопоставляет опять подаянию манны таинственное благословение (хлеб) и струям из каменистых ущелий вкушение (питие из) чаши. О чем уже ранее сказал другими словами, это же опять и здесь говорит, разнообразно излагая одно и то же учение. Убеждает именно в том, что им не следует удивляться манне, а, напротив, принимать Его как хлеб с неба и подателя вечной жизни; //«ибо отцы ваши»//, говорит, //«ели манну в пустыне и умерли, сей же есть хлеб, с неба сходящий, дабы кто от него ест, и не умер»// ([[new:in:06:49|Ин. 6:49–50]]). Пища из манны, говорит, на весьма малое время удовлетворив потребность тела и отвратив вред голода, снова становилась бессильною как не сообщавшая евшим вечной жизни. Следовательно, то не была **«пища истинная»** и хлеб с неба. Святое же тело Христово, питая к бессмертию и жизни вечной, есть **«пища»** действительно **«истинная»**. Но те пили и воду из скалы – и что же отсюда (получали), говорит, и какая была польза пившим? Ведь они скончались. Следовательно, и то было питие не истинное, **«истинное»** же подлинно **«питие»** есть честная **«Кровь»** Христа, всецело до основания искореняющая тление и отталкивающая вселившуюся в человеческой плоти смерть, ибо это есть кровь не просто одного из обыкновенных смертных, но Самой Жизни по природе. Поэтому мы и телом и членами Христа называемся как принимающие в себя чрез благословение (Евхаристию) Самого Сына. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Плоть Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво** Возлюбивший прекрасное, сам будет прекрасен; потому что благость Пребывающего в нем в себя претворяет приявшего ее. Посему-то всегда Сущий предлагает нам Себя в снедь, чтобы мы, прияв Его в себя, соделались тем же, что Он. Ибо говорит: **Плоть бо Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво** [[new:in:06:55|(Ин. 6:55)]]. Посему кто любит сию Плоть, тот не бывает другом собственной своей плоти, и кто с любовию расположен к сей Крови, тот соделается чистым от крови чувственной. Ибо Плоть Слова и Кровь, какая в этой Плоти, имеют в себе не один какой-либо благодатный дар, — но сладостны для вкушающих, желательны для вожделевающих, достолюбезны для любящих //**Точное истолкование Екклесиаста Соломонова.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие** Божественные помышленья – это действительно вкушенье мяса, ибо сказано: **«плоть Моя истинно есть брашно»** [[new:in:06:55|(Ин. 6:55)]]. Потому ты охотно причащайся всегда этой, как говорит Павел, //«твердой пищи»// [[new:evr:05:14|(Евр. 5:14)]]. **//Письма на разные темы. Пресвитеру Тирвону.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие** Господь ставит в сравнение Плоть и Кровь Свою с нашею пищею и питием! Как бесконечно далеко оставляют за собою Плоть и Кровь Христовы, как духовная пища и питье, – обыкновенную нашу пищу и питье и как по преимуществу Плоть и Кровь Господа заслуживают названия брашна и пива человеческого, или пищи и пития! Обыкновенные пища и питье насыщают только тела наши, и то ненадолго: мы в день несколько раз вкушаем; притом как бы кто ни утучнял себя пищею, непременно должен когда-нибудь помереть: обыкновенная пища не сильна для того, чтобы продлить жизнь человека навсегда; она дана только для временного питания и подкрепления нашего стихийного растительного состава, как соки, получаемые растениями из земли, только известное время питают их и поддерживают их жизнь, и растения от времени и влияния стихий наконец пропадают. Не таково брашно и не таково пиво, которые дает нам вкушать Сын Божий: //ядущий// Его //Плоть// и //пиющий// Его //Кровь имеет жизнь вечную//, как вечен Сам Он, и воскреснет в последний день для этой бесконечной жизни. //Ядущий// Его //Плоть и пиющий// Его //Кровь// в Нем //пребывает//, и Он в нем. //Как послал// Его //живый Отец//, и Он (Спаситель) живет //Отца ради//, то и //ядущий// Его, //жить будет// Его ради. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие** См. Толкование на [[new:in:06:52#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 6:52]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Плоть бо Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво ** //Истинно есть брашно//, т.е. важнейшее, так как оно питает важнейшую часть человека – душу; равным образом и кровь. Или Иисус Христос сказал это, уверяя, что Он говорит не загадку или притчу. ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие** См. Толкование на [[new:in:06:54#lopuxin_ap|Ин. 6:54]] [<10>]