[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:58 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 58-59 **Сей есть хлеб сшедый с небесе: не якоже ядоша отцы ваши манну и умроша: ядый хлеб сей жив будет во веки. Сия рече на сонмищи, учя в Капернауме** **Сей есть хлеб, сшедый с небесе: не якоже ядоша отцы ваши манну и умроша: ядый хлеб сей жив будет во веки** [[new:in:06:58|(ст. 58)]]. Непрестанно повторяет одно и то же для того, чтобы напечатлеть это в душе слушателей (так как учение об этом было почти последнее), и чтобы утвердить веру в догмат о воскресении и жизни вечной. Итак, (Христос) говорит и о воскресении частию потому, что сказал о жизни вечной, а частию и для того, чтобы показать, что эта жизнь не теперь, но будет по воскресении. Откуда же, скажешь, это видно? Из Писания. К нему при всяком случае отсылает Он иудеев, повелевая из него удостоверяться в том. А словами: //даяй живот миру// [[new:in:06:33|(ст. 33)]] Он возбуждает в них соревнование, чтобы, таким образом, они не лишали себя этого дара по крайней мере из ревности, что другие наслаждаются им. О манне же часто упоминает для того, чтобы и различие показать между ею и небесным хлебом, и привести их к вере. Если для Него возможно было без жатвы, без хлеба и других снадобий сохранить, в продолжение сорока лет, жизнь их предков, то тем более это возможно будет теперь, когда Он пришел совершить большие дела. С другой стороны, если то были некоторые образы, и, однако ж, тогда собирали пищу без пота и трудов, то тем более это будет теперь, когда во всем большое различие, когда смерти уже нет и мы пользуемся истинною жизнию. Хорошо и то, что Христос часто упоминает о жизни, потому что жизнь вожделенна для людей и ничто так не приятно, как не умирать. И в Ветхом Завете было обещание долговечности и многолетия, но теперь обещается не просто долговечность, но жизнь, конца не имеющая. Вместе с тем Христос хочет показать, что Он отменяет наказание, бывшее следствием греха, уничтожает тот смертный приговор и, вопреки прежнему определению, вводит не просто жизнь, но жизнь вечную. **Сия рече на сонмищи, уча в Капернауме** [[new:in:06:59|(ст. 59)]], где Он совершил много чудес и где поэтому Его должны были слушать с особенным вниманием. Но для чего Он учил в синагоге и в храме? Как для того, чтобы уловить собиравшийся в них народ, так и для того, чтобы показать, что Он действует не противно Отцу. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек** **«Сей есть хлеб с небесе сшедый: не якоже ядоша отцы ваши манну и умроша: ядый (Мой) сей хлеб жив будет во век».** Великие дела, говорит, должны быть (происходить) из великого, и подаваемое чрез вышнюю благодать должно оказываться богоприличным и достойным величия дара Божественного. Поэтому если ты всецело воспринял верою, что хлеб этот нисшел с неба, то он должен всем желающим его доставлять постоянную жизнь и иметь силу непрестанного бессмертия. И это (свойство его) должно служить ясным доказательством того, что хлеб этот есть с неба, то есть от Бога, так как, думаем, Вечному и подавать подобает вечное, а не вкушение временной пищи, едва могущее иметь силу только совсем на малое время. Поэтому уже не будет мудро, если кто станет думать, что от Бога и свыше есть тот хлеб, вкушая который ваши предки подверглись смерти и не избежали вреда от тления. И ничего нет удивительного в этом, ибо то не был хлеб, имеющий силу обессмертить. Поэтому он справедливо должен мыслиться и называться не (хлебом) с неба, ибо подобающим приходящему оттуда (с неба хлебу) делом должно быть именно то, что вкушающих Его Он ставит выше смерти и тления. Бесспорным опять доказательством может быть подтверждено то, что этот хлеб есть с неба, очевидно (подается) чрез Христа, то есть тело Его, ибо вкусившему Он сообщает жизнь **«во век»**. Действительно, и здесь оказывается великое некое удостоверение Божественной Природы, не удостаивающей давать ничего малого, но все сверхъестественное, хотя и превышающее наш разум, так что уже вследствие величия благодати даже и недоверию подвергается от простяков. В самом деле, столь обильной Деснице разве не должно присутствовать желание давать обильное? Поэтому и Павел с удивлением говорил: //«Глаз не видал, и ухо не слыхало, и на сердце человека не восходило, что приготовил Бог любящим Его»// ([[new:1kor:02:09|1Кор. 2:9]]). Закон же в малых примерах изображал великое, //«тень имея будущих благ, а не самый образ предметов»// ([[new:evr:10:01|Евр. 10:1]]), как написано, так что в питании манною указывается благословение чрез Христа (Евхаристия), ибо то предначертывалось древним как тень будущего. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек** См. Толкование на [[new:in:06:56#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 6:56]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Сей есть хлеб сшедый с небесе** подающий вечную жизнь. **Не якоже ядоша отцы ваши манну и умроша ** Вкушающие этого хлеба не умирают, //якоже ядоша отцы ваши манну и умроша//. Правда, как те, которые ели манну, умерли по плоти, так умирают по плоти и вкушающие этого хлеба, но если они умирают в надежде на вечную жизнь, то, кажется, не умирают, а засыпают. **Ядый хлеб сей жив будет во веки** Много останавливался Иисус Христос на речи о хлебе и о жизни, зная, что хлеб необходим и жизнь приятна: необходим хлеб телесный телесным, а духовный – духовным, и приятна жизнь телесная телесным, а духовная – духовным. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 58-59 **Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Kапернауме** Здесь подводится итог ко всему сказанному. //«Сей есть»//. Такое качество имеет «//хлеб, сшедший с небес//». Он дает жизнь вечную. //«В синагоге»// (см. комментарии к [[new:mf:04:23|Мф.4:23]]). Замечание о том, что речь Христа сказана была «в синагоге», евангелист делает для того, чтобы обозначить решительность Христа, не побоявшегося выступить с учением о Себе там, где враги Его чувствовали себя особенно сильными. [<10>]