[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:61 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 61-62 **Ведый же Иисус в Себе, яко ропщут о сем ученицы Его, рече им: сие ли вы блазнит; аще убо узрите Сына Человеческаго восходяща, идеже бе прежде** **Ведый же Иисус в Себе, яко ропщут о сем ученицы Его** (а такое ведение тайных помыслов есть доказательство Его Божества), говорит: **сие ли вы блазнит?** [[new:in:06:61|(ст. 61)]]. **Аще убо узрите Сына Человеческаго восходяща, идеже бе прежде?** [[new:in:06:62|(ст. 62)]]. Так же Он поступил и с Нафанаилом, сказав: //зане рех ти, видех тя под смоковницею, веруеши: больша сих узриши// [[new:in:01:50|(1, 50)]], – и с Никодимом: //никтоже взыде на небо, токмо Сын Человеческий, сый на небеси// [[new:in:03:13|(3, 13)]]. Что же? К недоумениям Он присовокупляет новые недоумения? Отнюдь нет; напротив, величием и множеством догматов хочет удержать их при Себе. Сказав просто: //с небесе снидох//, и не присовокупив ничего больше, Он тем скорее соблазнил бы их; но сказав: тело мое – жизнь мира, также: //якоже посла Мя живый Отец, и Аз живу Отца ради//, и еще: //с небесе снидох//, Он тем разрешает их недоумение. Кто говорит о себе одно великое, того, конечно, еще можно подозревать во лжи, но кто, вслед за тем, высказывает столь многое, тот уничтожает всякое подозрение. Все же Он и делает и говорит для того, чтобы удалить их от мысли, что отец Его Иосиф. Значит, Он говорил так не для усиления соблазна, а, напротив, для его уничтожения. Кто считал бы Его сыном Иосифа, тот не принял бы Его слов; а кто убедился, что Он сошел с неба и опять взойдет туда, тот удобнее мог внимать Его словам. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 61-62 **Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?** **«Сие** (ли) **вы блазнит? Аще убо узрите Сына Человеческаго восходяща, идеже бе прежде?».** Вследствие превеликого невежества своего некоторые из научавшихся Спасителем Христом соблазнялись при словах Его. Поскольку они слышали от Него: //«истинно, истинно говорю вам, если не едите плоти Сына Человеческого и (не) пьете Его крови, не имеете жизни в себе»// ([[new:in:06:53|Ин. 6:53]]), то предполагали, что Он призывает их к какой-то звероподобной жестокости, так что повелевает бесчеловечно есть плоть и пить кровь и заставляет делать то, что страшно даже и услышать. Не знали ведь они красоты таинства и определенного о Нем прекрасного домостроения, но рассуждали об этом в себе самих приблизительно так: каким это образом человеческое тело может внедрить в нашу природу жизнь вечную – и какую может принести пользу в отношении к бессмертию единоприродное с нами (тело Христово)? Поэтому Христос, разумея их помышления в себе самих, ибо //«все обнажено и открыто очам Его»// ([[new:evr:04:13|Евр. 4:13]]), опять вспомоществует им и многоразлично руководит к восприятию того, чего они еще не знали. Весьма неразумно, говорит Он им, вы соблазняетесь по поводу этих слов Моих. Если вы, хотя и часто тайноводствуемые Мною, еще не достигли веры в то, что Мое тело может сообщить вам жизнь, то в каком же расположении духа вы должны оказаться, когда будете видеть его (тело) возлетающим даже на небо? Ведь Я обещаю не только то, что взойду на самое небо, дабы не говорили вы опять этого //«как?»//, но и пред вашими глазами предстанет это зрелище, постыжающее всякого возражателя. **«Если же»**, говорит, будете видеть на небо **«восходящим Сына Человеческого»**, то что тогда опять скажете? Ведь вы будете изобличены в безмерном неразумии. В самом деле, если вы думаете, что Моя плоть не может сообщить вам жизни, то как же это она взойдет на небо подобно пернатому? Если она не может животворить, потому что не имеет животворной природы, то как же она будет двигаться в воздухе, как взойдет на небеса? Ведь и это точно так же невозможно для плоти. А если она восходит вопреки природе, то что же воспрепятствует ей и животворить, хотя и не имеет животворной природы, поскольку дело касается собственной ее природы? Явивший небесным земное может соделать его и животворным, хотя по собственной своей природе оно и подвержено тлению. Должно при этом иметь в виду, что Он и теперь не допускает разделения на два христа, как неразумно желают того некоторые, ибо повсюду сохраняет Себя нераздельным и после вочеловечения. Он говорит именно, что **«Сын Человеческий»** восходит туда, **«где был прежде»**, хотя земное тело Его не было на небе прежде сего, но одно еще только и само по себе Слово (было там), до соединения с плотью. Поэтому хорошо изложил Павел в своих Посланиях, что //«один Господь Иисус Христос»// ([[new:1kor:08:06|1Кор. 8:6]]), ибо один – Сын, и прежде воплощения и после воплощения, и собственное Его тело мы не должны считать чуждым Слову. Вот поэтому-то Слово, нисшедшее свыше с неба, называет и Сыном Человеческим: Оно //«плотию стало»//, по учению блаженного Евангелиста, не перешедши в плоть вследствие превращения, ибо непреложно и неизменно Оно по природе как Бог, но поселившись как в храме Своем, разумею от Девы, и став совершенно истинным человеком. А говоря, что взойдет туда, где и **«прежде был»**, отчасти дает слушателям уразумевать, что Он нисшел с неба, ибо им следовало, поняв так значение слова, не только внимать Ему как человеку, но уже и признавать в Нем Бога Слово во плоти и веровать, что и тело Его должно быть животворным. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** См. также Толкование на [[new:in:06:60#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 6:60]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас** См. Толкование на [[new:in:06:59#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 6:59]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Ведый же Иисус в Себе, яко ропщут о сем ученицы Его, рече им: сие ли вы блазнит ** И то служит доказательством Его Божества, что Он открывает их тайны, так как они роптали между собой тайно ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 61-62 **Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде** Никто не сообщал Христу об этом недоумении Его последователей – Он Сам узнал об этом как Сердцеведец. Чтобы показать им, как мало пока причин впадать в сомнение и недоумение, Христос говорит: //«что ж, если увидите...»// Это значит: «а что же вы будете говорить тогда, когда увидите чувственными очами (θεωρεῖν у Иоанна имеет и такое значение) вознесение Мессии туда, где Он был прежде», т. е. на небо? (ср. стих 38 и [[new:in:20:17|Ин.20:17)]]. Христос, говоря эти слова, обращался, конечно, ко всем Своим последователям, окружавшим Его, но имел в виду, без сомнения, главным образом апостолов Своих, которые должны были присутствовать при Его вознесении. Ведь и среди апостолов могли быть тогда недоумевающие по поводу учения Христа о необходимости вкушения Его Плоти и Kрови. Но что соблазнительного могло найтись для апостолов в самом факте вознесения Христова? Не должно ли оно было, напротив, еще более убедить их в том, что Христос есть поистине Сын Божий? Соблазнить апостолов могло то, что Христос восходил на небо как человек, что Он по человечеству шел воссесть на престоле Божием. Если иудеям представлялось богохульством, что Христос только еще говорил о Своем равенстве с Богом [[new:in:05:18|(Ин.5:18)]], то апостолам, которые были также проникнуты, как иудеи, идеей о несовместимости человеческого ограниченного и немощного естества с божественным, не могло не показаться странным, когда «//Человек//» – Иисус Христос [[new:1tim:02:05|(1Тим.2:5)]] – на их глазах поднимался в небо для того, чтобы занять место //«одесную Бога//» [[new:kol:03:01|(Kол. 3:1)]]. [<10>]