[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:63 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть** См. Толкование на [[new:mf:12:32#svt_afanasij_velikij|Мф. 12:32]] **//К епископу Серапиону послание IV-е. О Святом Духе.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть** После того Христос присовокупляет и другое решение их недоумения, говоря: **Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже** [[new:in:06:63|(6, 63)]]. Это значит: что говорится обо Мне, тому должно внимать духовно; а кто внимает чувственно, тот ничего не приобретает и не получает никакой пользы. Сомневаться же в том, как Он сошел с неба, и думать, что Он – сын Иосифа, и спрашивать: //како может нам дати Плоть Свою ясти?// [[new:in:06:52|(ст. 52)]] – было делом плотского слушания, между тем как все это следовало понимать таинственно и духовно. Но откуда, скажешь, они могли понять, что такое значит есть Плоть? Потому-то им и следовало выждать удобного времени и расспросить, а не оставлять Его. **Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть** [[new:in:06:63|(ст. 63)]], то есть божественны и духовны, не заключают в себе ничего плотского и не подлежат естественному порядку, но чужды всякой этого рода необходимости и выше законов, действующих на земле, и имеют смысл другой, особенный. Таким образом, как здесь сказал: **дух**, вместо того чтобы сказать: духовные (глаголы), так и, сказав: **Плоть**, разумел не плотские (предметы), но плотское слушание, намекая вместе и на иудеев, которые всегда желали плотского, между тем как надлежало желать духовного, потому что, кто предметы духовные станет понимать чувственно, тот не приобретет никакой прибыли. Что же, разве Его Плоть не есть плоть? Без сомнения, – плоть. Как же Он сказал: **плоть не пользует ничтоже**? Это Он сказал не о Своей Плоти, отнюдь нет, – но о тех, которые Его слова понимают чувственно. Что же значит – понимать чувственно? Смотреть на предметы просто и не представлять ничего больше, – вот что значит понимать чувственно. Но не так должно судить о видимом, а надобно внутренними очами прозирать во все его тайны. Вот это значит понимать духовно. Ведь кто не ест Его Плоти и не пиет Его Крови, не имеет жизни в себе: как же плоть ничего не пользует, когда без нее невозможно жить? Не видишь ли, что слова: **плоть не пользует ничтоже** сказаны не о Плоти Его, но о плотском слушании? **//Беседы на Евангелие от Иоанна.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь** **«Дух есть животворяй, плоть не пользует ничтоже».** Не совсем, говорит, безрассудно вы присвояете плоти невозможность животворить. Поскольку природа плоти мыслится отдельно и сама по себе, она очевидно не будет животворною, ибо отнюдь не оживотворяет что-либо из существующего, а, напротив, сама нуждается в могущем оживотворять. Но когда исследуется таинство (бого)вочеловечения и потом вы узнаете, Кто обитает в этой плоти, то, без сомнения, вы согласитесь, говорит, если только не восстанете против Самого Божественного Духа, что плоть может животворить, хотя бы сама по себе она совсем ничем не пользовала в (этом отношении). Только когда соединилась с животворящим Словом, она вся стала животворною, возвысившись до силы Высшего (Слова), а не сама насильственно внедрив в свою природу отнюдь Непобедимого. Таким образом, хотя сама по себе природа плоти немощна, поскольку дело касается до ее возможности животворить, но она будет в состоянии совершать это, имея в себе животворное Слово и нося в себе всю Его силу. Ведь она есть тело Жизни по природе, а не какого-либо одного из земных, по отношению к которому справедливо имеет всю силу изречение: **«Плоть не воспользует** (поможет) **ничего»**. Ведь это не плоть Павла или Петра или кого другого будет совершать в нас, но исключительно и единственно плоть Спасителя нашего Христа, в которой вселилась //«вся полнота Божества телесно»// ([[new:kol:02:09|Кол. 2:9]]). И в самом деле, странно было бы, если мед сообщает свое качество тому, что по природе не обладает сладостию, и может превращать в себя (в свое свойство сладости) все то, к чему будет примешан, а о животворной природе Бога Слова думать, что она не возводит до собственного качества тело, в котором она вселилась. Итак, по отношению ко всем другим будет истинно изречение, что **«плоть не поможет ничего»**, но оно не должно иметь силы по отношению к одному только Христу, потому что в ней вселилась Жизнь, то есть Единородный. **«Духом»** же называет Себя Самого, //«ибо Дух// (есть) //Бог»// ([[new:in:04:24|Ин. 4:24]]) и, по слову блаженного Павла, //«Господь Дух есть»// ([[new:2kor:03:17|2Кор. 3:17]]). Говорим это, не уничтожая собственное (ипостасное) существование Духа Святаго, но как называет Себя Сыном Человеческим, поскольку стал человеком, так опять именует Себя (Духом) от собственного Духа, ибо не чужд Ему Дух Его. **«Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух есть и живот (жизнь) есть».** Уже все Свое тело представляет теперь исполненным животворною деятельностью Духа, ибо духом называет наконец плоть, отнюдь, однако ж, не отрицая того, что она есть плоть, но (только утверждая, что) по причине совершенного единения с Ним и облечения во всю Его животворную силу она должна уже называться и духом. В этом нет ничего удивительного, и ты не должен соблазняться этим. Если //«соединяющийся с Господом один дух есть»// с Ним ([[new:1kor:06:17|1Кор. 6:17]]), то не тем ли более собственное Его тело должно называться одним с Ним? Итак, в этих словах Он выражает опять нечто подобное следующему... Из присущих вам размышлений Я, говорит, вижу, что вы неразумно думаете, будто Я говорю вам о том, что земное тело животворно по природе. Но не таков смысл в моих речениях. Все это изъяснение к вам было о Божественном Духе и о жизни вечной. Не природа плоти делает Духа животворным, но сила Духа делает животворным тело. Поэтому **«речения, которые Я вам»** высказал, **«дух есть»**, то есть духовны и о Духе, **«и жизнь есть»** – вместо: животворны и о Жизни по природе. И отнюдь не отрицая Свою плоть, говорит это, но научая нас этим истине, ибо что мы недавно высказали, это для пользы повторим снова. Природа плоти сама по себе была бы не в состоянии животворить, так как в таком случае что же большего будет иметься в Том, Кто есть Бог по природе? Но и во Христе она мыслится не отдельно и сама по себе, ибо имеет соединенным с собою Слово, Которое есть Жизнь по природе. Когда же Христос называет ее животворною, то свидетельствует о животворной силе не столько ее, сколько Себя Самого или Своего Духа; ибо чрез Него и тело Его животворно, поскольку Он преобразовал его в Свою силу. Как это совершилось, это ни уму не понятно, ни для языка не изреченно, но должно быть почтено молчанием и верою, превышающею ум. А что в Богодухновенных Писаниях именем Духа часто называется и Сын, это узнаем из нижеприведенных мест. Так, блаженный Иоанн пишет о Нем: //«Сей есть пришедый чрез воду и Дух Иисус Христос, не в воде// (водою) //только, но и в воде и Духе, – и Дух есть свидетельствующий// (о том), //что Дух есть истина»// ([[new:1in:05:06|1Ин. 5:6]]). Вот называет истину Духом, между тем как Христос ясно взывает: //«Я есмь истина»// ([[new:in:14:06|Ин. 14:6]]). Также и Павел говорит нам в Послании: //«Во плоти сущие Богу угодить не могут, вы же не// (есте) //во плоти, но в Духе, если// (именно) //Дух Божий живет в вас: если же кто Духа Христова не имеет, сей не есть Его, – если же Христос в вас, то тело мертво для греха, а Дух – жизнь для правды»// ([[new:rim:08:08|Рим. 8:8–10]]). Вот опять и здесь объявив, что Дух Божий обитает в нас, говорит, что сам Христос находится в нас. Это потому, что неразделен с Сыном Дух Его по причине тожества природы, хотя и мыслится существующим самостоятельно (ипостасно). Поэтому часто безразлично называет то Духа, то Себя Самого. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** ===== Свт. Лука Крымский ===== **Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть** **Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь**. Так сказал Господь и Бог наш Иисус Христос. Он говорил о том, что истинная жизнь — жизнь вечная — только в Духе, Который животворит, в Духе Святом! Он говорит, что плоть не пользует нимало. Мы состоим из плоти и духа, мы не бестелесные духи, и наша жизнь протекает в постоянном взаимодействии духа и плоти. Это взаимодействие, страшно сказать, враждебно, как говорит святой апостол Павел: //Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти"// [[new:gal:05:17|(Гал. 5:17)]]. Они друг другу противятся, и вся наша жизнь есть постоянная борьба плоти с духом. Плоть тянет нас вниз, к земле; дух наш стремится ввысь, горе, к Богу, а плоть всеми силами удерживает его, никак не дает подняться ввысь. Плоть требует служения себе, требует заботы исключительно о себе, требует того, чтобы исполнялись все ее похоти, все ее желания. Плоть требует, чтобы мы были рабами ее. А дух всеми силами стремится избавиться от этих греховных и низких уз. Дух бессмертный вечно стремится к Богу, стремится в Царство истины и вечной красоты. Вот отсюда и возникает борьба между духом и плотью, вот потому и сказал Господь, что дух животворит. А если животворит, если в нем истинная жизнь, то стремиться надо к тому, чтобы дух покорял плоть, ибо плоть сама по себе не пользует, нет от нее духовной пользы, а только вред, только помеха в нашей духовной жизни. //Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир// [[new:rim:08:06|(Рим. 8:6)]]. Это слова апостола Павла. Как это помышления плотские суть смерть? О чем помышляет плоть? Плоть помышляет о том, чтобы все были ее рабами, чтобы во всем ей угождали. Плоть требует, чтобы ее сытно и приятно питали, требует, чтобы грели ее, чтобы богато и красиво одевали, чтобы нежили ее на мягком ложе ночью. Плоть требует, чтобы исполняли все ее похоти: похоть чревоугодия, похоть блуда, похоть сребролюбия, похоть зависти, похоть гордости, похоть тщеславия. Это помышления плоти, и эти помышления суть смерть. Если мы им следуем, то идем по пути смерти. //Помышления духовные суть жизнь и мир//. Что такое помышления духовные? Это помышления о вере и о вечной правде, неустанные помышления о Боге, о Господе Иисусе Христе, о Духе Святом, это постоянное пребывание мыслью с Ним. Помышления духовные — это постоянное призывание имени Христова, это постоянное обращение этого имени в сердце нашем. И эти помышления суть жизнь и мир. В них истинная жизнь, в них находим мы мир душевный. Господь Иисус Христос сказал: **Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь**. Жизнь в истине, жизнь в словах Иисусовых, в них ни с чем не сравнимый мир, который влечет к молитве. Вы чувствуете эту силу, чувствуете, что слова Христовы полны духа и жизни, чувствуете, что они совсем не похожи на слова людей мира сего. И в тех словах бывает правда, но той силы, которую содержат слова Христовы, в них нет, ибо это сила Божественная, сила ни с чем не сравнимая. Никакие слова человеческие не могут даже отдаленно сравняться с Божественной силой Христовых слов. Апостол Павел говорил галатам: //Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы// [[new:gal:05:16|(Гал. 5:16-17)]]. Боритесь, настойчиво боритесь с плотью, отбивайтесь от ее смертных нападений, помня, что только дух животворит. Делайте то, к чему влечет вас дух, делайте: то, что приведет вас в жизнь вечную. //**Спешите идти за Христом. На слова: «Дух животворит; плоть не пользует нимало».**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть** **Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь**. Какие слова? – Слова Его о Теле и Крови Своей: //если не будете есть Плоти... и пить Крови... Ядущий Мою Плоть... жизнь вечную... Плоть Моя истинно есть пища... Ядущий Мою Плоть... в нем. Как послал Меня живый Отец//... [[new:in:06:53|(Ин. 6, 53 –57)]], то есть Плоть и Кровь Моя суть дух Мой (Я живу в них нераздельно в каждой частице) и живот для вкушающих оные, ибо только духу свойственно оживлять души человеческие. **Дух животворит; плоть не пользует нимало**, то есть сама по себе плоть, без духа Спасова, не пользует душ – она вся проникнута Моим духом. Итак, приступая к причащению животворящих Таин, нимало не колеблясь, нимало не любопытствуя о том, как Плоть и Кровь Спасителя оживляют, скажи себе внутренно то, что испытываешь от них на душе постоянно: они дух Спасов и жизнь для меня, без них я не имею живота. И этого довольно. **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 63-64 **Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь; но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие, и кто предаст Его** Они понимали слова Христовы по-плотскому, как мы часто говорили, и соблазнялись. Посему Он говорит, что духовное только понимание слов Моих полезно, а плоть, то есть плотское понимание их, нисколько не полезно, а бывает поводом к соблазну. Так они соблазнялись, понимая слова Христовы плотски. Присовокупляет, что слова, которые говорю Я, суть //"дух"//, то есть духовны, //"и жизнь"//, не имеют ничего плотского, а доставляют жизнь вечную. Проявляя свойство божества, именно открывая сокровенное, говорит им, что некоторые из вас не веруют; сказав //"некоторые"//, исключил учеников. И евангелист, желая показать нам, что Он знал все прежде устроения мира, говорит, что Иисус от начала знал, кто суть неверующие, знал и злобу предателя. А это было доказательством истинного Божества. Ибо пророк говорит о Боге: //"ведающий вся прежде бытия его"// [[old:dan:13:42|(Дан. 13, 42)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже** Духом называет здесь духовное разумение сказанного, равным образом плотью – плотское разумение этого. Речь здесь вовсе не о животворящей плоти Иисуса Христа. Итак, Он говорит, что духовное разумение этого доставляет жизнь, о которой уже выше говорилось, а плотское разумение этого //не пользует// нимало. **Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть ** духовны и животворящи. Поэтому не просто нужно смотреть на них, так как это – плотское разумение, но представлять их возвышенными и рассматривать внутренними очами, как таинственные, так как это – духовное разумение. ===== Лопухин А.П. ===== **Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь** Обычно это место понимают как увещание слушателям возноситься своим пониманием над обыкновенными иудейскими плотскими воззрениями. Но такое толкование подает повод думать, что Христос Сам не хотел, чтобы Его слова о необходимости вкушения Его Плоти и Kрови были Его слушателями поняты буквально. Правильнее и согласнее с контекстом речи видеть здесь указание на то, что Христос предложит Свою плоть не как нечто отрешенное от Его целой живой личности, не как какое-нибудь мертвое вещество, а как нечто оживленное, в чем будет иметь свой орган действования вся Его живая личность. Одна человеческая телесность, без божественного начала, не может иметь для воспринимающих ее от Христа животворящей, спасающей силы. Kогда дух Христов преобразит эту телесность Христа, тогда она и станет восприниматься и быть полезной для верующих во Христа как животное питание. Следовательно, не та плоть Христова, какую видели Его ученики в то время, человеческая телесная природа восшедшего на небеса и прославленного во всех отношениях Сына Человеческого, но плоть Христа прославленная и одухотворенная – вот что должно стать со временем пищей и питием для верующих. Находится ли в разъясненной речи Христа прямое пророчество об учреждении Таинства Евхаристии? Согласно с большинством древних отцов и учителей Церкви (есть из числа таковых и несогласные с общим мнением, например, Kлимент Александрийский, Афанасий), мы полагаем, что такое пророчество здесь имеется. В самом деле, в чем же ином, как не в Евхаристии может совершиться усвоение верующими телесности Христовой как питающей их, главным образом, душевные силы? Но с другой стороны, было бы неправильно видеть в речи Христа учение о том, что без принятия Евхаристии уже вовсе невозможно спасение для человека. Последнее выражение 63-го стиха: «слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь», показывает, что Христос признавал и за словами Своими то одухотворяющее и оживляющее значение, какое со временем будет иметь для людей вкушение Его прославленного Тела. Среди слушателей Христа в Kапернауме могли найтись люди, которые вполне уверовали бы во Христа на основании Его учения. Для таких-то людей заменой вкушения прославленного Тела Христова и было восприятие в себя Его духовного образа, и это, без сомнения, было для них так же спасительно, как впоследствии стало спасительно для верующих принятие Святых Христовых Тайн. То обстоятельство, что первые не вкушали Святых Тайн, не могло бы, конечно, быть им поставлено в вину, если бы они скончались до установления Таинства Евхаристии. Таким образом, в первой половине 63-го стиха Господь предсказывает об установлении Им Таинства Евхаристии, в котором верующие будут вкушать Его прославленное Тело и Kровь, а во второй Он разъясняет, что и теперь для настоящих Его последователей возможно иметь дух и жизнь, для этого нужно только с полной верой воспринимать Его слово и сделать его руководящим началом своей жизни. [<10>]