[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:67 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Рече же Иисус обеманадесяте: еда и вы хощете ити** См. Толкование на [[new:in:06:66#svt_ioann_zlatoust|Ин. 6:66]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?** **«Рече же Иисус обеманадесяте: еда и вы хощете ити?»** Не побуждает святых Апостолов к отступлению Господь наш Иисус Христос и не показывает им своеволие делом свободным от всякой вины, а также не предоставляет им легкомысленно уклоняться от Него, без всякого от этого для себя вреда. Напротив, благородно и решительно угрожает тем, что если они не окажутся выше невежества иудеев, то и они будут отосланы назад и уже не будут ходить с Ним, но пойдут к погибели. Ведь у Бога ценятся не те поклонники, которые велики по своему количеству, но те, которые отличаются правою верою, хотя бы их оказалось и очень мало. Поэтому Божественное Писание говорит, что много званных, но принимаются только избранные, и достойнейших – совсем мало. И это нам засвидетельствовало само Божественное Слово. Итак, Спаситель сказал Своим ученикам как бы нечто такое... Если вы немедленно же послушаетесь Моих слов; если, перестав сомневаться и обвинять, простейшею верою примете наконец тайну; если обвинение Моих слов в жестокости является для вас неприятным и исполненным немалой терпкости; если отказываетесь говорить с иудеями: //«Как может нам Сей дать Плоть Свою есть?»// ([[new:in:06:52|Ин. 6:52]]), – то Я с удовольствием буду взирать на ваше присутствие при Мне и с радостию буду пребывать с вами и буду любить вас как Своих законных чад. Если же вы решитесь мыслить одинаково с павшими (отошедшими) назад, то Я предоставляю вам уходить вместе с ними и справедливо отгоняю вас с ними. Ведь у Меня не будет недостатка в поклонниках, так как евангельская проповедь не должна ограничиться одною только Иудеею, но уже распространяется по всей вселенной, отовсюду созывает людей как бы в одно собрание и быстро собирает к познанию истины. //«Итак, виждь благость и строгость Божию»// ([[new:rim:11:22|Рим. 11:22]]), как говорит Павел, – строгость к непокорным, а благость к имеющим познать Его, //«если пребудут в благости»//, как удостоверил в этом тот же Павел (там же). В противном случае и они отсекутся, ибо Непощадивший природных ветвей не пощадит и привитых ([[new:rim:11:21|Рим. 11:21]], [[new:rim:11:24|24]]). Итак, хромающий в вере по своему неразумию да знает и научается чрез это, что если он не пожелает прекратить такого недуга, то пойдет назад и, не имея уже Вождя к вечной жизни, низойдет в страшный ад и будет оплакивать свое безрассудство, ибо там будет, сказано, плач и скрежет зубов ([[new:mf:08:12|Мф. 8:12]]). Но, кажется, и на другое нечто полезное также указывает нам Иисус посредством слов к Своим ученикам: **«И вы не хотите ли уйти»?** Дабы не думали, что и они удаляются вместе с иудейским невежеством и также падают вместе с непокорными или как иначе вместе с теми обвиняют Его в том, что Он учит жестокому и старается внушить слушателям невозможное, – благополезно вопрошал, угодно ли им отойти вместе с теми, дабы чрез это вызвать их к исповеданию правой и чистой веры, как это и случилось действительно. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти** См. Толкование на [[new:in:06:65#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 6:65]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Рече же Иисус обеманадесяте: еда и вы хощете ити** Не сказал: «Уходите и вы», – что свойственно отталкивающему, но кротко спросил, показывая, что Он не нуждается в их служении, что не для показа окружает Себя ими и что никого не хочет удерживать против его желания; равным образом не негодует и не обличает отделившихся, что обыкновенно делаем мы, считая такого рода дело за пренебрежение и обиду, так как все делаем по честолюбию. ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти** Kак Сердцеведец, Христос знает, что 12 апостолов не хотят уйти от Него, но все-таки, как бы предоставляя им на выбор уйти или остаться с Ним, Он обращается к ним с вопросом, не хотят ли и они уйти? Не ради Себя Он предлагает апостолам такой вопрос, а ради них самих, чтобы они теперь окончательно закрепили свое убеждение в истинности Мессианского достоинства Христа своим открытым исповеданием. [<10>]