[<10>] ====== Толкования на Ин. 7:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Реша убо к Нему братия Его: прейди отсюду, и иди во Иудею, да и ученицы Твои видят дела Твоя, яже твориши** См. Толкование на [[new:in:07:02#svt_ioann_zlatoust|Ин. 7:2]] ==== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 3-5 **Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него** Еще не зная поселившееся во святой плоти Бога Слово и в то время, когда говорили это, не ведая, что Оно стало человеком, почитавшиеся за братьев Спасителя имеют еще малые о Нем представления и думают гораздо ниже присущей Ему благодати и достоинства, так как не замечали ничего более других, но вводились в обман общими о Нем мнениями, считали и Его действительно родившимся от отца Иосифа и не видели сокровенной стороны тайны. Так как Христос, вероятно, творил тайно много чудес в Галилее, то они и убеждают Его искать пустой славы и как какое-то великое дело советуют принимать удивление зрителей, как будто бы Он каждый раз желал совершать чудеса ради одного только того, чтобы только казаться досточудным для зрителей и украшаться человеческими похвалами, подобно честолюбцам. Смотри, как советуют Ему идти **«в Иудею»** и в ней всего более чудотворить, не для того, чтобы уверовали в Него «ученики Его», но **«да видят дела, которые творил»**. Если, говорят, хочешь, чтобы Тебя знали, – это значит быть **«в яве»**, – то не будь тайным чудотворцем и, отличаясь силою все совершать, не избегай **«явности»**, ибо таким образом Ты станешь известен **«миру»** и достославен у зрителей. Такова была речь их. И премудрый Евангелист благоусмотрительно замечает, что еще **«не уверовали в Него братья Его»**. И действительно, весьма было бы странно при столь пустых словах их признавать их уже получившими о Нем чрез веру богоприличное познание. Но тогда они говорили мудро, как неверовавшие еще. Когда же уверовали, уразумев великую о Нем тайну, то возвысились до такого богопочтения и добродетели, что названы были даже Апостолами и приобрели отменное благоговение. Находишь и это предвозвещенным посредством пророческого гласа. Так, блаженный Иеремия как бы к Господу нашему Иисусу Христу говорит: //«Потому что и братья твои и дом отца твоего – и они отвергли тебя, и они возопили, позади тебя собрались: не верь у них (тому), что (если) будут говорить тебе хорошее»// [[old:ier:12:06|(Иер. 12:6)]], ибо братья, до восприятия веры отвергавшие Его и пытавшиеся даже едва не обвинять Его посредством вышеприведенных нами слов, собрались чрез веру и изрекают хорошее о Нем, принося пользу и другим и подвизаясь на учение о вере. Весьма предусмотрительно назвав братьями, пророк благополезно присоединяет: //«дом "отца" твоего»//, дабы и они не считались родившимися от Святой Девы (но являются братьями Господа) только лишь как (рожденные) от одного отца Иосифа. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь** См. Толкование на [[new:in:07:01#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 7:1]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Реша убо к Нему братия Его** сыновья Иосифа, который был отцом Его по усыновлению. **Прейди отсюду и иди во Иудею, да и ученицы Твои видят дела Твоя, яже твориши** Показывают вид, что советуют Ему хорошо, как близкие и родственники, но цель у них была лукавая, порожденная завистью. Стараясь направить Его в Иудею, чтобы Он был схвачен ищущими убить Его, они выставляют ту причину, что необходимо видеть совершаемые Им чудеса и тем ученикам, которые были там, т.е. народу, который последовал за Ним в Иудее. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру** Из слов братьев Христа (о братьях Христовых см. комментарии к [[new:mf:01:25|Мф.1:25]], [[new:mf:13:55|13:55]]) видно, что они знали, с одной стороны, об уменьшении последователей у Христа в Галилее [[new:in:06:66|(Ин.6:66)]], с другой, о том, что в бытность Свою в Иерусалиме Господь собирал вокруг Себя большое число слушателей [[new:in:03:26|(Ин.3:26, 29;]] [[new:in:04:01|Ин.4:1;]] ср. [[new:in:02:23|Ин.2:23)]]. «Там, в Иерусалиме, – говорят Христу братья, – Тебе только и можно теперь найти Себе учеников, если Ты вообще имеешь каких-либо учеников!» Перед теми именно учениками Христос и должен совершать Свои дела, потому что тамошние жители надежнее, чем легкомысленные галилеяне. Нужно Христу идти в Иудею и потому, что Он высказывает притязание на титул Мессии, ибо только в Иерусалиме люди в состоянии оценить как должно деятельность Христа. Там, в Иерусалиме, Мессия должен объявить об открытии Своего Царства и оттуда владычествовать над всей израильской землей и над целым миром. //«Если Ты творишь такие дела»//, т. е. дела чудесные, которые могут оправдывать Твои притязания, то Ты должен не в провинциальной неизвестности оставаться, а выступить перед всем иудейским миром, и в подходящем месте. [<10>]