[<10>] ====== Толкования на Ин. 7:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **аще обрезание приемлет человек в субботу, да не разорится закон Моисеов, на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу** См. Толкование на [[new:in:07:21#svt_ioann_zlatoust|Ин. 7:21]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?** **«Аще обрезание приемлет человек в субботу, да не разорится закон Моисеев, на Мя ли гневаетесь, яко всего человека здрава сотворих в субботу?»** Во многих (списках) это место читается без знаков препинания и не очень ясно в нем сочетание предложений. Поэтому прежде скажем об этом. Итак, станем читать по отдельным предложениям, переставляя сочетание их в этом изречении, ибо только таким образом можно уразуметь точное значение изречения. **«Если»**, говорит, **«обрезание принимает человек в субботу, – на Меня ли гневаетесь (из-за того), чтобы не был нарушен закон Моисея»** (тем), **«что всего человека здоровым соделал Я в субботу?»** Ведь человек принимает обрезание в субботу, конечно, не для того, **«чтобы не был нарушен закон Моисеев»**, ибо он нарушается, если не упраздняется (отменяется) ради обрезания суббота (закон о субботнем покое). Как уже ранее раскрыли мы, или, вернее, как Сам Спаситель сказал, что обрезание (идет) не от Моисея, но от отцов, так что ради обрезания, идущего от отцов, нарушается некоторым образом закон Моисеев, то есть закон о субботе. Вот поэтому-то предложение **«чтобы не был нарушен закон Моисеев»** и надо в изречении Спасителя сочетать так: **«на Меня ли»**, говорит, **«гневаетесь»** (из-за того), **«чтобы не был нарушен закон Моисеев»** (тем), **«что всего человека здравым соделал Я в субботу?»** Так надо разделять здесь предложения. Перейдем теперь к изъяснению смысла (этих слов), хотя он и очень труден для понимания. Итак, обрезание, говорит, есть род попечения о человеке, и оно выше узаконения о субботе, ибо необходимо было и лечить (часть тела) подвергшегося обрезанию. Что же поэтому воспрещает или каким образом законодательство о субботе может служить разумным препятствием к излечению всего тела, как скоро оно уже допускает как неповинное нарушение заповеди лечением отдельной части тела? Ведь каждый обрезается и, обрезавшись, лечится в субботу, не подвергаясь обвинению (в нарушении закона). Напрасно, следовательно, говорит, вы негодуете на Совершителя гораздо лучшего, обвиняя Его в преступлении закона, когда закон не страдает оттого, что он устраняется Моисеем даже из-за столь незначительного (по отношению ко всему телу и по сравнению с исцелением всего человека) обрезания. Такое составляет Он рассуждение, убеждая их согласиться с тем, что не следует им впадать в напрасную печаль, если прообразом этого был уже Моисей, которого они хотя и считали должным неразумно защищать, но (в то же время) и увлекались к человекоубийству, ни во что обращая его закон (об убийстве). **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу** Есть люди, которые строгость закона делают средством подыскаться над другими, пользуясь его двусмысленностию. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу** См. Толкование на [[new:in:07:21#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 7:21]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Аще обрезание приемлет человек в субботу, да не разорится закон Моисеов, на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу** чтобы не был нарушен закон Моисея об обрезании. Назвал его законом Моисея, как переданный им, как мы сказали. Итак, Иисус Христос говорит: //аще обрезание приемлет человек в субботу, на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих//, между тем как вы не негодовали на Моисея, который прежде Меня повелел совершать обрезание в субботу? Сказал //всего человека//, потому что Он исцелил все расслабленное его тело, или же этим показал, что Он исцелил не только тело, но и душу его. ===== Лопухин А.П. ===== **Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу** Различие между тем нарушением закона, какое совершил Христос, и теми, какие дозволяют себе делать иудеи, состоит не в том, что Он нарушил закон в отдельном случае, а те – постоянно. Важнее то, что они через нарушение закона достигали только введения младенца во внешнее общение с Богом, делали его членом теократического общества, а Христос при Вифезде даровал расслабленному полное – и внешнее, и внутреннее – спасение (выражение **«всего человека»** заключает в себе мысль об особенной важности чуда исцеления по сравнению с актом обрезания младенца, который не **«весь»** освящался этим актом). Давая же расслабленному такое благо, Христос, можно сказать, не нарушил, а исполнил высшую божественную заповедь о любви к ближнему, которая составляла центральный пункт учения закона и пророков (ср. [[new:mf:05:43|Мф.5:43,]] [[new:mf:07:12|7:12]] и др.). [<10>]