[<10>] ====== Толкования на Ин. 7:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **но Сего вемы, откуду есть: Христос же егда приидет, никтоже весть, откуду будет** См. Толкование на [[new:in:07:25#svt_ioann_zlatoust|Ин. 7:25]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он** **«Но Сего вемы, откуда есть: Христос же, егда приидет, никтоже весть, откуда будет».** Но по одним только внешним основаниям и потому, что начальники терпеливо выносили Его обличения, ум иерусалимлян не приобретает (полной и истинной) веры. Вполне правильно составив надлежащие заключения и получив истинные представления о Христе посредством присущей Ему Божественной власти, уже правильно руководимые к восприятию благочестия (христианской религии), они, однако ж, незаметно опять впадают в свойственное иудеям невежество. После вышеуказанных прекрасных рассуждений они, по-видимому, желают отовсюду уловлять истину и не вследствие одного только молчания начальников и необычной их кротости идут к вере, даже исследуют и само Священное Писание, призываемые к этому здравым разумом, но, однако ж, совсем невежественно и неразумно подвергая тайну исследованию. В самом деле, на основании одного только того, что они знают, откуда Говорящий с дерзновением, то есть из какого селения является и от каких родителей произошел, они утверждают, что Он не есть Предвозвещенный в законе. Потом присоединяют к этому: **«а Христос когда придет, никто не знает, откуда Он»**. Ведь всякому очевидно, что по невежеству им пришлось впадать в заблуждение и в этом. Но, думаю, надо исследовать, откуда произошли у них такие мысли. Что, в самом деле, заставило тех, которые так прекрасно о Нем рассуждали, не считать Его за Христа по той именно причине, что они знали, откуда Он? И почему присоединяют к этому: **«Христос когда придет, никто не ведает, откуда Он»**. Ведь вследствие этого-то, наконец, они и не достигают истины. Имеется у Исаии одно изречение о Христе такое: //«Род Его кто изъяснит? потому что вземлется от земли жизнь Его»// [[old:is:53:08|(Ис. 53:8)]]. Но блаженный пророк употребляет это изречение о Боге Слове и //«род»// говорит вместо //«существования»//. Кто, в самом деле, в состоянии выразить словом образ существования Единородного? Какой язык изъяснит неизреченное рождение Сына от Отца? Или какой ум будет силен для этого? Что Он рожден от Бога и Отца, это мы знаем и этому веруем. Но //«как»//, это считаем недоступным никакому уму и опасным для исследования, ибо не должно искать глубочайшего и исследовать труднейшего, но размышлять о том, что заповедано [[old:prsir:03:02|(Сир. 3:21–22)]], и непоколебимо веровать относительно Бога, //«что Он существует воистину и ищущим мздовоздаятелем бывает»// [[new:evr:11:06|(Евр. 11:6)]], – и уже не искать, по Писанию, того, что выше ума и разумения, не только наших, но и всякой твари или всякого созданного разумного существа. Кто же поэтому Единородного //«род изъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его»//, то есть слово о существовании Его является выше всего, существующего на земле, ибо жизнью и здесь опять называет существование. Это сбило с прямого пути безрассудный ум иудеев и отклонило от истинного разумения о Христе, ибо не поняли, как кажется, что у святых пророков обретается двоякая о Нем речь. Так, когда они указывают на то, что Он явится с плотию в этой жизни, то выставляют на вид Его рождение по плоти от Девы: //«Ибо вот Дева во чреве будет иметь и родит Сына»// [[old:is:07:14|(Ис. 7:14)]], но также ясно возвещают и о том, где Он имеет родиться: //«Ибо и ты, Вифлеем, дом Ефрафы, мал ты, чтобы быть в тысячах Иудиных, – из тебя Мне изыдет (Некто), чтобы быть начальником во Израиле, и исходы Его из начала от дней века»// [[old:mih:05:02|(Мих. 5:2)]]. А изъясняя, сколько возможно, неизреченное рождение Его от Бога и Отца, или говорят то, что мы уже выше сказали: //«Род Его кто изъяснит? Потому что вземлется от земли жизнь Его»// [[old:is:53:08|(Ис. 53:8)]], или в вышеприведенном изречении прибавляют: //«и исходы Его из начала от дней века»//, ибо исходами обозначает здесь воссияние Единородного как бы из света и прежде всякого века и дня и мгновения исхождение как бы некое из сущности Родителя в собственное существование. Если, таким образом, Святое Писание указывает нам то и другое и священные письмена говорят о том, откуда будет Христос по плоти, и чтут молчанием Его неисследимое существование от Отца, то как, основательно найдя иудеев весьма невежественными, не сказать с громким смехом: изыскивать относящееся к Нему должно не по одному только незнанию рода Христа, но и по знанию, кто Он и откуда явится по плоти. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он** См. Толкование на [[new:in:07:25#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 7:25]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Но сего вемы, откуду есть: Христос же егда приидет, никтоже весть, откуду будет ** Но начальники ваши на вопрос Ирода: «Где Христос родится», – сказали: //в Вифлееме Иудейстем// [[new:mf:02:05|(Мф. 2, 5)]], и привели даже пророчество, указывающее на это; каким же образом вы болтаете, говоря, что //Христос егда приидет, никтоже весть, откуду будет?// Кроме того, если вы знаете это, откуда Он, то каким же образом некоторые говорят, что //сего не вемы, откуду есть// [[new:in:09:29|(Ин. 9, 29)]]? Этого не понимает злоба, сама себе противоречащая и явно лгущая, так как она есть некоторого рода опьянение души. Если бы кто-либо слово откуду понимал не о месте и отечестве, а о роде и отце, то мог бы сказать, что они говорили: мы знаем его род и отца, т.е. Иосифа, как думали; но род Иисуса Христа и Отца Его никто не знает, так как это не подлежит знанию. ===== Лопухин А.П. ===== **Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он** См. Толкование на [[new:in:07:25#lopuxin_ap|Ин. 7:25]] [<10>]