[<10>] ====== Толкования на Ин. 7:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **взыщете Мене и не обрящете: и идеже есмь Аз, вы не можете приити** См. Толкование на [[new:in:07:33#svt_ioann_zlatoust|Ин. 7:33]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти** **«Взыщете Мене и не обрящете».** Мягко сказано и это и с великою скромностию. Буквальное значение этих слов нетрудно для понимания, но они заключают в себе некую трудную и сокровенную тайну. Когда Он взойдет, говорит, к Пославшему Его, то есть к Богу и Отцу, хотя бы они и продолжали делать попытки к козням и не прекратили преследований, совершенно не будет доступен им Тот, Кто восходит на самые небеса. Более же истинное и прикровенное значение этих слов таково: Я, говорит, послан для дарования вам жизни, пришел изъять из человеческой природы угнетающую ее вследствие преступления смерть и терпеливо возвести к Богу впавших в грех. Я явился, чтобы сообщить Божественный и небесный свет находящимся во тьме и, кроме того, еще //«нищим благовествовать, слепым»// дать //«прозрение, проповедать пленным отпущение, призвать лето Господне приятное»// [[old:is:61:01|(Ис. 61:1–2)]]. Но если вам, по неразумию, угодно изгонять Того, Кто предложил столь обильное получение небесных благ, то вскоре Сам Я отойду к Тому, от Кого Я есмь, а вы раскаетесь и, удручаемые бездейственным запоздалым сожалением, горько будете оплакивать себя самих, – если же захотите еще искать Подателя жизни, то не возможно уже будет обрести Того, Кого пожелаете. Раз удалившись и лишив вас любви, Я прегражду вам и все полезное, что вы станете искать. Подобное же нечто найдем о них в проповедях пророков. Так, один из пророков говорит об израильтянах: //«С овцами и тельцами придут взыскать Господа, и не обретут Его, потому что Я отклонился от них»// [[old:os:05:06|(Ос. 5:6)]]. Не пожелав избрать жизнь, когда Он присутствовал, и неразумными рассуждениями оттолкнув бывшее у них под руками благо, могут ли быть они уже способны к приятию его? С полным небрежением опустив удобное время, каким образом они могли бы иметь блага этого времени? Ведь только тогда, когда настало и еще есть удобное время, должно искать того, что есть в нем и от него. Когда же оно пройдет и престанет, излишне уже будет и напрасно искание присущей этому времени пользы. Так и блаженный Павел говорит: //«Вот теперь время благоприятно, вот теперь день спасения»// [[new:2kor:06:02|(2Кор. 6:2)]], а также: //«Пока время имеем, да совершаем добро ко всем»// [[new:gal:06:10|(Гал. 6:10)]]. Да, благонравным отнюдь не подобает, когда уже пройдет время, искать свойственных ему благ, но, напротив, когда оно начинается и является как бы в самом цвету. Кроме этого, и еще немало можно говорить о времени от Священного Писания, но, представляя исследовать это трудолюбцам, упомяну вкратце еще только об одном, хотя и общем у нас и употребительном предмете, однако ж имеющем немалую пользу. Как известно, рисующие картины на досках когда изображают время в человеческом виде, то все прочие части человеческого тела начертывают, как кому угодно, но непременно с такою именно головою: с затылка представляют ее безволосою и лысою, накладывая светлые краски, а с средины черепа свешивают на чело длинные волосы, спускающиеся и ниже и рассыпающиеся. Этим самым видом они указывают на то, что когда какое-либо (удобное) время настало и как бы встречается лицом к лицу, то легко бывает схватить его за волоса, а когда оно уже прошло, то как уже можно бы было взять его? Итак, как бы покрыто густыми волосами и легко берется время настоящее еще, но прошедшее – уже нет. На это и указывает отсутствие волос на затылке, как бы ускользающем от руки того, кто хочет схватить его. Поэтому, если не в нашей власти воротить блага прошедшего времени, не станем дремать во время присутствующих благ, но будем, напротив, бодрствовать – и не станем безрассудно стараться уловлять полезное тогда, когда уже бесполезно искать его. **«И идеже есмь Аз, вы не можете приити».** В мягких опять выражениях удаляет из Царства Небесного Иудейский народ, присоединив к прежде сказанному дальнейшие слова, вложив, однако же, в них глубокую тайну. Принимая изречение в простейшем смысле и без дальнейшего исследования, думаем, что оно указывает именно на то, что Он отнюдь не будет в их руках и не впадет в их сети, возвратившись к Отцу. Ведь и небо не может быть доступным им, а Восседающий с Самим Богом и Отцом каким образом мог бы быть взят ищущими Его? Простой смысл этого изречения неглубок, но более и лучше соответствует легкомыслию иудеев и их уму. Ведь они всегда оказываются думающими земное. Точный же и сокровенный смысл этого изречения имеет такой вид: Я, говорит, избегнув сетей вашего нечестия, вознесусь к Богу и Отцу; предварю Наших поклонников, чтобы, показав им удобопроходимую стезю, ведущую на небо, всех иметь с Собою. **«А вы не можете приити, где (есмь) Я»**, то есть лишенными Божественных благ окажетесь, будете непричастны Моей славе и чужды соцарствования со святыми, не вкусившими останетесь дара надежды, пребудете вне Божественных брачных трапез, не увидите Моего торжества, не взойдете в вышние обители и не узрите красоты Церкви первородных, невидим останется для вас вышний град, не будете созерцать обильный Иерусалим. Ведь там будет славословить Меня мое стадо, **«вы же не можете приити»**, ибо небо не примет господоубийц, Херувимы не отворят врат рая, чтобы вошел богоборный народ, и человек, подверженный нечестию к Богу, никоим образом не отклонит пламенного меча, – он (меч) знает одного только благочестивца, чтит боголюбца и веру ставит знаком мира. Такое созерцание можем дать изречению, исследуя повсюду истинный и людям мудрым подобающий смысл. К этому присоединим для пользы еще одно небольшое разъяснение, именно: те, кто возвышаются до боголюбивого состояния, они и находиться будут и праздновать вместе со Христом, а те, кто разделяют иудейские безумия, отнюдь не будут в таком положении, но подвергнутся горькому наказанию за свое неверие. Об этом пусть блаженный Павел, выступив пред нами, воскликнет к умершим для греха: //«Вы ведь умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда Христос явится, жизнь ваша, тогда и вы с Ним явитесь во славе»// [[new:kol:03:03|(Кол.3:3–4)]], – и еще представляя рассуждение о воскресении: //«И мы живые,// – говорит, – //остающиеся, вместе с ними восхищены будем в облаках, на встречу Господа, в воздух, и так всегда с Господом будем»// [[new:1sol:04:17|(1Фес. 4:17)]]. Сходное сему и Сам Спаситель оказывается говорящим Своим ученикам: так, во время вечери с ними //«говорю же вам,// – сказал, – //не буду пить отныне от сего плода виноградного, до дня того, когда его буду пить новый с вами в Царстве Небесном»// [[new:mf:26:29|(Мф. 26:29)]]. Также и висевшему с Ним разбойнику, посредством веры в Него у самых врат ада восхитившему себе благодать святых, говорит: //«Истинно говорю тебе: днесь со Мною будешь в раю»// [[new:lk:23:43|(Лк. 23:43)]]. Итак, почтившие Его благопослушанием беспрепятственно будут находиться вместе с Ним и наслаждаться превосходящими ум благами. А не отказывающиеся удручать Его своим безумием, не будучи и сынами брачного чертога, с позором снидут в ад и подвергнутся тяжким наказаниям, ибо «извергнутся», по написанному, //«во тьму внешнюю»// [[new:mf:08:12|(Мф. 8:12)]]. Такую истину, как бы в виде загадки, высказывает Господь иудеям в словах: **«куда Я пойду, вы не можете приити»**. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти** См. Толкование на [[new:in:07:32#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 7:32]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Взыщете Мене и не обрящете** Вероятно, многие из них вспоминали Его и просили у Него помощи, особенно, когда был осаждаем Иерусалим. **И идеже есмь Аз, вы не можете приити** Туда, где Я тогда буду. Обозначает этим Свое сидение на небеси одесную Бога Отца. ===== Лопухин А.П. ===== **будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти** См. Толкование на [[new:in:07:33#lopuxin_ap|Ин. 7:33]] [<10>]